Стенограмма брифинга Председателя Законодательного Собрания Александра Ищенко, посвященного принятию закона о помощи пострадавшим при пожаре в Ростове-на-Дону

06.12.2017
Стенограмма брифинга Председателя Законодательного Собрания Александра Ищенко, посвященного принятию закона о помощи пострадавшим при пожаре в Ростове-на-Дону

Сегодня Законодательное Собрание Ростовской области в окончательной редакции приняло пакет законов, которые направлены на решение очень сложной задачи, – на решение жилищной проблемы граждан, пострадавших 21 августа нынешнего года в крупном пожаре в центре Ростова-на-Дону.

Проекты законов принимались достаточно длительный период. Связано это с тем, что на федеральном уровне нет правовых актов, которые бы позволяли максимально справедливо и индивидуально разрешить те проблемы, с которыми столкнулись сотни жителей города Ростова-на-Дону после пожара.

Напомню историю вопроса.

Сразу же после пожара органы власти Ростова-на-Дону и области приступили к поиску решения жилищных проблем погорельцев. Проанализировав масштаб проблемы, первичные документы, с которыми обратились граждане в Центр правовой поддержки, мы увидели, что действующее федеральное законодательство устроено таким образом, что в нашем случае решить свои жилищные проблемы смогут не более 15% всех пострадавших. Это связано с тем, что федеральный закон очень точно и жестко определяет критерии. Человек, который попал в чрезвычайную ситуацию, во-первых, должен иметь жилье в собственности, во-вторых, он должен там постоянно проживать, в-третьих, иметь регистрацию по месту жительства. И, наконец, если его жилье пострадало и в нем жить невозможно, то ему выплачиваются деньги из бюджета на приобретение жилья по социальной норме, но не более того размера, который был в утраченном жилище.

В случае с жителями пострадавших территорий мы бы столкнулись с большим количеством проблем. Это связано с тем, что жилая застройка пострадавшего микрорайона одной из своих особенностей имела литерный состав индивидуальных жилых домов, а также тем, что большинство домовладений находилось в общей долевой собственности граждан, не являющихся членами одной семьи. Кроме того, в зоне пожара оказалось значительное число безхозяйных с формальной точки зрения объектов, которые люди строили еще в 40-50 годах XX века, но проживали в них без правоустанавливающих документов.

Именно поэтому Губернатором Ростовской области было принято решение обратиться к Президенту страны, Правительству с двумя просьбами. Во-первых, Губернатор попросил поддержки со стороны федерального центра, в том числе и финансовой, а во-вторых, Василий Юрьевич попросил дополнительных полномочий по правовому регулированию вот этой сложной ситуации. 28 августа, уже спустя неделю после пожара Губернатор встречался с Президентом и получил согласие на проработку этих вопросов. И, начиная с первых чисел сентября, мы вместе с федеральным Правительством, министерством по чрезвычайным ситуациям, Минфином России вырабатывали механизмы, которые мы могли бы использовать на областном уровне.

Учитывая, что мы сегодня, как и все субъекты Федерации, имеем соглашение с федеральным Минфином, которое не позволяет нам принимать на себя дополнительные расходные полномочия без согласования, срок принятия правовых актов Ростовской области растянулся на такой длительный период. Завершающие консультации согласования мы провели 1 декабря в Москве. Нам удалось убедить всех наших коллег в своей правоте, и сегодня областной пакет документов принят. Законы должны быть сегодня подписаны Губернатором, и сегодня же они будут опубликованы. Уже на следующий день органы местного самоуправления города Ростова должны будут рассмотреть, а в пятницу на внеочередном заседании городской Думы принять свой пакет документов, в которых будет описана вся механика этой процедуры. Эти проекты уже разработаны, и сегодня должно быть завершено их согласование в областном Правительстве. На этом будет поставлена точка в нормативном регулировании этого вопроса.

Почему такая вот многоступенчатая процедура?

Повторюсь, во-первых, потому что на федеральном уровне законодатель регулирует помощь пострадавшим в таких случаях гораздо уже, гораздо скромнее и гораздо жестче. Мы на областном уровне мы договорились, что поскольку социальная поддержка и вопросы МЧС – это полномочия областного уровня, то мы городу Ростову передаем свои полномочия для регулирования этой проблемы на городском уровне. Передаем вместе с деньгами и вместе с рекомендациями, как это сделать.

После того, как будет принят последний документ, у нас будет целостная нормативная база, которая урегулирует все нюансы этой проблемы. И мы договорились также, что если в ходе предоставления жилья возникнут какие-то вопросы, мы их дополнительно уже в точечном режиме урегулируем поправками в муниципальные правовые акты.

Теперь по сути принятых решений.

Во-первых, закон предусматривает, что пострадавшие от пожара граждане могут претендовать на предоставление единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилья. Во-вторых, предоставлять социальные выплаты, равно как и определять условия и порядок их получения будет администрация города Ростова-на-Дону. В-третьих, закон позволяет городским властям на местном уровне установить дополнительные меры поддержки погорельцев.

Для того, чтобы органы местного самоуправления Ростова в своих правовых актах реализовали те обещания, которые мы дали жителям, мы сформулировали в Постановлении Законодательного Собрания и нормативно закрепили следующие параметры.

Первое. Все выплаты на приобретение жилья должны предоставляться тем жителям, которые постоянно проживали на день введения режима чрезвычайной ситуации, то есть на 21 августа 2017 года, в сгоревшем жилом помещении. Само помещение должно быть признано в установленном порядке непригодным для проживания. И первый, и второй момент – это уже состоявшийся факт, и для абсолютного большинства жителей не потребуется никаких подтверждающих документов, так как все они уже имеются в администрации города. Напомню, что 163 жилых помещения были признаны непригодными для постоянного проживания.

Второе. Выплата будет предоставляться отдельно каждой семье.

Третье. Выплаты должны предоставляться тем семьям, которые реально нуждаются в улучшении жилищных условий, то есть, либо вообще не имеют никакого другого жилья, либо имеют другое жилье, но его площадь не дотягивает до социальной нормы. Социальная норма – это 33 квадратных метра на одиноко проживающего, 42 квадратных метра для двух человек, и если семья из трех и более человек, то по 18 кв. метра общей жилой площади на каждого члена семьи.

Четвертое. Каждая пострадавшая семья должна получить выплаты, рассчитанные исходя из средней рыночной стоимости одного квадратного метра жилья по городу Ростову-на-Дону, установленной областным министерством строительства. В итоге, с учетом доплат, которые будут установлены на муниципальном уровне, расчетная стоимость квадратного метра жилья составит 46 800 рублей за один квадратный метр.

Пятое. Каждая пострадавшая семья должна получить выплаты, рассчитанные исходя из социальной нормы предоставления жилья.

Шестое. Выплаты могут быть использованы гражданами, как на приобретение жилья по договору купли-продажи, то есть, уже готового, так и на строительство индивидуального жилого дома. Тем самым, подтверждается то обещание, которое давал Губернатор, и которое звучало в СМИ, что пострадавшим будет предоставлена возможность выбора, каким именно способом они будут решать свою жилищную проблему.

Безусловно, весь этот процесс, вся эта процедура будет осуществляться администрацией города Ростова-на-Дону, есть специальная комиссия, которая была создана несколько месяцев назад. С каждым пострадавшим жителем будет вестись индивидуальная работа.

Кроме того, у нас продолжает работать Центр правовой поддержки пострадавших жителей Ростова. С середины следующей недели, когда вступят в силу муниципальные правовые акты, он возобновит свою работу в усиленном режиме. То есть, мы дадим возможность каждому желающему пострадавшему гражданину, каждой семье получить необходимую консультацию, как им удобней распорядиться с предоставленной выплатой. Думаю, что вначале приемы будут проходить два-три раза в неделю, а затем, в зависимости от количества обращений. При этом, необходимо учитывать тот факт, что через наш Центр прошли 80-85% всех пострадавших. У каждого есть телефоны наших сотрудников, специалистов, они в регулярном режиме созваниваются, решают текущие вопросы. Кроме того, мы общаемся с ними в социальных сетях. Я думаю, что такой режим общения с пострадавшими жителями позволит каждому, у кого есть вопросы, задать их и получить квалифицированный, профессиональный ответ.

Сегодня наступает, наверное, самый ответственный и самый сложный этап в этой работе – это выплата пособия и подбор жилья каждой конкретной семье. Но органы местного самоуправления Ростова к этой работе готовы.

В ходе пожара всего пострадало 692 человека, во всяком случае, такое количество заявили о том, что они жили в сгоревшем жилье и утратили свое имущество. Обращу ваше внимание, что в этот список входят также и те граждане, у которых есть другие жилые помещения, которые снимали сгоревшее жилье на праве аренды, кто просто жил у родственников. Тут очень много нюансов и обстоятельств. Из этих 692 – 361 человек практически сразу подтвердили право на получение мер социальной поддержки, так как у них были в порядке все документы. 127 человек имеют иное благоустроенное жилье более социальной нормы. 204 человека не имели постоянной регистрации в зоне пожара. Однако по состоянию на 5 декабря в суды с заявлениями об установлении факта проживания обратился 131 человек, в отношении 112 из них уже вынесены положительные судебные решения, двум гражданам судом отказано в установлении таких фактов. По нашим данным, 7 человек самостоятельно отозвали свои заявления из суда.

Таким образом, на сегодняшний день уже 473 человека имеют право получить выплату, это абсолютное большинство тех, кто пострадал в результате пожара. Это количество еще увеличится, но не значительно. Что касается тех, кто не попадает под меры социальной поддержки, то с каждым из них власти города будут общаться в индивидуальном порядке, так как у каждого человека могут быть нюансы, которые не учитываются регистрирующими органами.

Я хотел бы поблагодарить адвокатскую палату Ростовской области за ту работу, за то внимание, и индивидуальный подход, который наши адвокаты проявляют в общении с пострадавшими жителями. Именно благодаря помощи адвокатов, 112 человек получили возможность через суд доказать свое право претендовать на единовременную выплату на приобретение жилья.

Еще один важный момент. Мы обсуждали с городом Ростовом-на-Дону сроки и договорились, что не позднее конца декабря администрация города уже определит размер единовременной выплаты для каждой семьи, для каждого гражданина, который включен в этот список. То есть до конца года все, кто уже получил на руки вступившее в законную силу решение суда, будут знать конкретный размер единовременной выплаты и соответственно смогут уже начать подбирать соответствующее жилье, квартиру или частный дом, в зависимости от состава семьи. Потому что у нас есть и многодетные семьи, где по семь, по восемь, по шесть человек в составе семьи. И соответственно там выплаты будут очень приличные, которые позволят им решить жилищные проблемы, в том числе за счет приобретения индивидуального жилого дома. Мы предполагаем, что всего выплаты получат порядка 220-250 семей.

До конца года Ростов-на-Дону планирует распределить порядка 260-280 млн рублей, плюс к этому дополнительно за счет средств не федерального бюджета потребуется еще порядка 100-120 млн рублей. Но это только предварительные оценки, потому что окончательную сумму сможет назвать город Ростов-на-Дону. Думаю, что в общей сложности выплаты из бюджетов всех уровней составят 450-500 млн рублей.

Следует отметить, что озвученные суммы не касаются вопроса выкупа земельных участков для муниципальных нужд у пострадавших жителей. Это вопрос не областного уровня, а городской власти. Таким образом, владельцы земельных участков, на которых были расположены сгоревшие жилые помещения, вправе претендовать еще на дополнительные выплаты из муниципального бюджета, если городские власти примут решение выкупать их земельные участки для муниципальных нужд.