Размер шрифта:
Цвета сайта
Изображения
Вернуть стандартные настройки

Донской парламент продвигает инициативы по поддержке ТОСЭР в моногородах

29.05.2020
Донской парламент продвигает инициативы по поддержке ТОСЭР в моногородах

Председатель комитета Законодательного Собрания Ростовской области по экономической политике Игорь БУРАКОВ (фракция «ЕДИНАЯ РОССИЯ») выступил в ходе всероссийской видеоконференции на тему «Как изменится экономика моногородов после пандемии». Мероприятие проводилось Государственной Думой при участии Экспертного совета по устойчивому развитию моногородов (действует при профильном комитете Госдумы) и координаторов партийного проекта «ЕДИНОЙ РОССИИ» «Локомотивы роста».

Ключевыми в повестке конференции стали два вопроса: о продлении льгот по страховым взносам для резидентов территорий опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР), созданных в моногородах, и о корректировке перечня видов экономической деятельности (ОКВЭД), разрешенных в таких ТОСЭРах.

Законодательное Собрание Ростовской области уже больше года пробует добиться решения этих проблем на федеральном уровне. В апреле 2019 года донской парламент направил в Правительство РФ, Госдуму и Совет Федерации обращение по вопросу внесения изменений в законодательство, регламентирующее деятельность ТОСЭР в моногородах. Было предложено, в том числе, внести изменения в ст. 427 Налогового кодекса РФ с тем, чтобы использовать пониженные тарифы страховых взносов в государственные внебюджетные фонды могли все резиденты ТОСЭРов в моногородах, а не только те, кто зарегистрировался в первые три года. А также – заменить краткие перечни разрешённых промышленных ОКВЭДов для моногородов кратким списком запрещённых видов производственной деятельности (например, связанных с монопрофильной отраслью конкретной территории, выпуском подакцизных товаров и т.п.). Эти инициативы Законодательного Собрания Ростовской области полностью поддержаны Экспертным советом по устойчивому развитию моногородов при Госдуме и в рамках проекта «Локомотивы роста».

Глава комитета Законодательного Собрания Ростовской области по экономической политике предложил участникам видеоконференции сконцентрироваться на теме продления льгот по страховым взносам, поскольку это основной «пряник» для привлечения инвесторов в ТОСЭР в моногородах европейской части России. Льгота предусматривает снижение страховых взносов, уплачиваемых с фондов оплаты труда в государственные внебюджетные фонды, фактически в 4 раза – с 30 % до 7,6 %. Данная преференция востребована в первую очередь при создании трудоемких производств, а именно это и необходимо моногородам для диверсификации, оздоровления экономики – новые производства и рабочие места.

– Сегодня резиденты ТОСЭР в моногородах могут получить максимальные преференции, в том числе льготы по страховым взносам, только если придут в первые три года. Для многих существующих территорий опережающего развития этот срок истёк или скоро истекает. Но привлечение инвестиций в ТОСЭР необходимо продолжать наращивать. Это соответствует актуальной стратегии Правительства РФ – не количественный, а качественный результат, не создавать новые ТОСЭРы, а развивать существующие, – отметил Игорь БУРАКОВ.

По мнению парламентария, настоящую модернизацию и диверсификацию экономики моногородов могут произвести только новые крупные заводы и фабрики, построенные гринфилд, то есть с нуля. Из практики, на принятие решения о локализации более-менее крупного инвестиционного гринфилд-проекта в ТОСЭР и строительство предприятия с нуля уходит в среднем от 2 до 4 лет. Как следствие, такая мера поддержки инвесторов как льготы по страховым взносам оказывается физически невостребованной. Между тем – это самая масштабная и привлекательная форма господдержки резидентов ТОСЭР.

– Государственных стимулов для промышленных инвесторов идти и создавать новые производства в ТОСЭР моногородов в европейской части страны – на самом деле не так много. Поэтому мы считаем целесообразным и просим продлить минимум до 10 лет срок действия льгот по уплате страховых взносов для резидентов ТОСЭР, созданных в моногородах в европейской части России. Без этих изменений мы не получим прорывного результата для наших моногородов, реальной перестройки их экономики в многопрофильную. Нам обязательно надо решить проблему с распространением налоговой льготы по взносам во внебюджетные фонды на всех новых резидентов, независимо от того, пришли ли они в первые 3 года или позже. Стимул приходить быстрее все равно останется - чем раньше придут резиденты, тем дольше будут пользоваться льготами, – подчеркнул Игорь БУРАКОВ.

Заместитель председателя Экспертного совета по устойчивому развитию моногородов Дмитрий Исламов привел в ходе видеоконференции красноречивые цифры. В 11 российских ТОСЭРах, созданных в 2016 году, в первые три года появилось 218 резидентов, а позднее – всего пять. Ещё в шести ТОСЭРах, созданных в 2017 году, по окончании трёхлетнего периода действия льготы по страховым взносам не добавилось ни одного нового резидента.

Вопрос о продлении льгот по страховым взносам для резидентов ТОСЭР в моногородах неоднократно обсуждался депутатами Госдумы с федеральными Минэкономразвития и Минфином. Проект федерального закона «О внесении изменения в статью 427 Налогового кодекса Российской Федерации» направлен в Правительство РФ. Теперь нужна политическая воля, чтобы довести дело до конца.

Что касается решения по ОКВЭДам для моногородов, то оно – на подходе. Участвовавший в конференции директор департамента регионального развития Минэкономразвития РФ Сергей Литвяков сообщил, что проект соответствующего правительственного постановления уже подготовлен.

– Такой инструмент как ТОСЭР не должен быть заморожен. Инициативы по продлению трехлетнего периода льгот и корректировке промышленных ОКВЭДов – наиважнейшие, прорывные, – считает заместитель председателя ВЭБ.РФ, генеральный директор Фонда развития моногородов Ирина Макиева.

Она сообщила, что в 2019 году за счет инструментов Фонда в моногородах было создано почти 6 000 новых рабочих мест, привлечено свыше 34 млрд рублей инвестиций. В 2020-м году Фонд направит 2,5 млрд рублей на реализацию первоочередных мер поддержки моногородов. Это будут проекты, нацеленные на снижение последствий пандемии коронавируса и создание как можно большего количества рабочих мест.

Заместитель председателя профильного комитета Госдумы, Председатель Экспертного совета по устойчивому развитию моногородов Альфия Когогина отметила, что при мониторинге эффективности мер антикризисной поддержки надо особо выделять моногорода, поскольку они остро реагируют на вызванный пандемией кризис, а малый и средний бизнес там пострадал в наибольшей степени.

В свою очередь, депутат Госдумы РФ, федеральный координатор «Локомотивы роста» Денис Кравченко подчеркнул, что для партийного проекта поддержка моногородов сейчас – ключевой приоритет. По его словам, план восстановления экономики моногородов после пандемии нужно разделить на два этапа: сохранение того, что уже сделано и последующее развитие. По прогнозам, основной удар нынешнего кризиса по экономике придется на второй квартал 2020 года, поэтому важно сработать на опережение, обеспечив занятость, поддержав бизнес.

По мнению генерального директора – председателя правления «Федеральной корпорации по развитию малого и среднего предпринимательства» (Корпорации МСП) Александра Бравермана, свой позитивный вклад в экономику моногородов могли бы внести индивидуальные предприниматели и самозанятые, если бы им предоставили возможность становиться резидентами ТОСЭР. Отметим, что аналогичные предложения продвигаются и донским парламентом.

В настоящее время в России – 321 моногород, в 87 из них созданы территории опережающего социально-экономического развития. В конференции «Как изменится экономика моногородов после пандемии» участвовали, в том числе, главы администраций моногородов Дальнего Востока, Северного Кавказа, субъектов юга России, арктической зоны РФ. А также представители органов законодательной власти всех уровней, профильных министерств и ведомств, руководители градообразующих компаний – в общей сложности более 100 экспертов.