Размер шрифта:
Цвета сайта
Изображения
Вернуть стандартные настройки

Александр Косачев: «После принятия поправок в Конституцию РФ у органов местного самоуправления появится больше возможностей для решения проблем»

26.06.2020
Александр Косачев: «После принятия поправок в Конституцию РФ у органов местного самоуправления появится больше возможностей для решения проблем»

25 июня председатель комитета Законодательного Собрания Ростовской области по законодательству Александр КОСАЧЕВ (фракция «ЕДИНАЯ РОССИЯ») рассказал в интервью радиостанции «ФМ-на-Дону» о поправках к Конституции России, в том числе о тех, которые помогут выстроить систему взаимодействия органов государственной власти с органами местного самоуправления»

Корреспондент: Волонтеры Конституции поделились с нами такими наблюдениями: пожилые люди чаще спрашивают не о поправках, а как и где проголосовать, а молодежь больше интересует защита прав трудящихся. Вы часто общаетесь с жителями области. Что приходится слышать вам?

Александр Косачев: Безусловно, каждый из нас знает, что в соответствии с Указом Президента дата проведения голосования – 1 июля. Нам действительно приходится много общаться с жителями области, с нашими избирателями о предстоящем голосовании, о сути поправок. И, на самом деле, вопросы очень разные: от «почему те или иные темы вынесены на голосование?» до «как это голосование будет проходить?». Людей интересует, как разрабатывались поправки, как принимались, одобрялись, как проходили собрания рабочих групп.

Безусловно, есть и критические замечания в адрес поправок. Мы стараемся объяснять людям их важность, почему они выносятся. Но основная информационная кампания сейчас ведется на федеральном уровне. И в средствах массовой информации, в наглядных агитациях и агитационных материалах детально разъясняется суть поправок. Думаю, что все видели баннеры на улицах с датой проведения голосования. Агитация ведется очень активно. Хотел бы назвать одну цифру: по данным ВЦИОМа 68 % российских граждан планируют участвовать в голосовании. Это значит, что люди осведомлены и придут, если хотите, выразить свою гражданскую позицию.

Более того, мы эту работу сейчас усиливаем. Мы, депутаты Законодательного Собрания, в режиме видеосвязи часто встречаемся с депутатами представительных органов, районов, городов, поселений и также рассказываем им о поправках, приглашаем их прийти на голосование, просим их транслировать информацию своим избирателем. Поэтому, я надеюсь, что эта цифра еще вырастет.

Корреспондент: Что вы отвечаете на вопрос, почему необходимо внесение поправок, с чем связна необходимость закрепления определенных социальных гарантий в Конституции?

Александр Косачев: Мы каждый раз при встрече отвечаем на эти вопросы. В принципе, есть схема, которую я для себя выстроил, с ней согласны и мои коллеги, об этом говорят на федеральном уровне. Сами посмотрите, прошло почти 27 лет. За этот период страна преодолела множество испытаний, окрепла, достигла принципиально нового уровня стабильности по сравнению с 1993 годом. А главное, появились возможности для дальнейшего развития. Иным стало не только наше государство, но и все общество, взгляды, ожидания и устремления людей, а, самое главное – требования к органам государственной власти и местного самоуправления. И, как раз, сегодня инициативы, которые воплощены в поправках, направлены на то, чтобы обеспечить социальные политические гарантии для благополучного развития нашего государства в будущем.

Сегодня речь не идет о принятии новой Конституции. Речь идет лишь о поправках. Если хотите – о небольшом, но современном ремонте нашей Конституции. Мы иногда используем термин «косметический ремонт» в наших разговорах, чтобы люди максимально правильно восприняли предстоящее голосование. Но право принять окончательное решение – быть или не быть предложенным изменениям в Конституцию – будут приняты именно на общероссийском голосовании.

На Конституционный уровень выносится ряд важнейших положений, которые частично уже содержатся в каких-то федеральных законах и иных актах. Это обусловлено тем, что они уже имеют какую-то социальную значимость сейчас. Это позволит придать этим нормам большую степень конституционной защиты, если хотите, оградив их от меняющихся настроений в обществе, от расстановки политических сил и так далее.

Корреспондент: Есть ли у вас какие-то точные данные о настроениях населения?

Александр Косачев: Вот буквально несколько цифр передо мной. Это открытые данные, данные ВЦИОМа. Самой важной социальной поправкой 95 % россиян считают обеспечение государством достойного качества медицинского обслуживания. По данным опросам общественного мнения, самой важной поправкой в сфере защиты государственного суверенитета 88 % россиян назвали положение о защите целостности и неделимости страны. Очень сильно поддерживают поправку о защите исторической правды. И еще одно изменение, которое набирает лидирующие позиции: 93 % отмечают важность поправки о защите природы и сохранении уникального природного многообразия нашей страны. Судя по всему, это связано с последними событиями в Норильске. Это несколько цифр, которые дают картинку понимания людьми важности этих поправок.

Корреспондент: Мы знаем, что изменения затронут не только верхние этажи власти, но и органы местного самоуправления. Что именно поправки могут поменять в этой области?

Александр Косачев: Этот блок поправок регулирует вопросы местного самоуправления. Достаточно объемный и интересный и, как раз, напрямую связан со сферой моей деятельности. Эта группа поправок связана с единством системы публичной власти. Думаю, многие слышали о таких формулировках. Как мне видится, поправки в этой части помогут выстроить систему взаимодействия органов государственной власти с органами местного самоуправления. Цель одна: решить общие задачи по обеспечению интересов в первую очередь населения в соответствующих территориях, поселках, городах, районах и так далее. На конституционный уровень поднимется положение, которое сейчас содержится в некоторых федеральных законах. Это также позволит придать им большую значимость на уровне Конституции, как я говорил ранее.

Коротко о том, что предлагается в сфере местного самоуправления. В частности, из компетенции органов местного самоуправления будет исключено осуществление охраны общественного порядка. Раньше такие полномочия были прописаны в Конституции, с одобрением поправок они уйдут. Теперь местное самоуправление будет обеспечивать доступную медицинскую помощь. Сейчас это особенно важно. Посмотрите на ситуацию с коронавирусов. Тут даже комментировать нечего.

Еще хочу сказать про поправку, которая подчеркивает, что органы местного самоуправления и органы государственной власти входят в единую систему публичной власти. Если сейчас взаимодействие для решения своих задач в интересах населения. Чтобы было понятно, не юридическими терминами, я постараюсь максимально доступно объяснить, что имеется ввиду. Местное самоуправление – самостоятельная особая форма осуществления власти на местном уровне. Еще эту власть часто именуют публичной. И в эту систему публичной власти входят не только органы местного самоуправления, но и федеральные органы власти, и региональные органы власти. Они как раз образуют единую систему народовластия. Очень важно отметить, что действующее положение Конституции о местном самоуправлении не поменяется, остаются положения о том, что местное самоуправление будет самостоятельно в пределах своих полномочий.

Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Термин «система публичной власти» и «система органов государственной власти» – это разные понятия. Мое личное мнение, что эти поправки больше интересны самому местному сообществу. С точки зрения именно гражданина и жителя, согласитесь, мне все равно, как устроена власть, главное, чтобы я жил в комфортных условиях, была вода, свет, нормальные дороги. Если так рассуждать, человека абсолютно не интересует, какие взаимоотношения складываются между органами власти и местными органами.

Корреспондент: Но когда происходит какая-то проблема, люди обращаются к местной власти?

Александр Косачев: Если что-то идет не так, то люди приходят в органы местного самоуправления со своими проблемами. И здесь возникает большая трудность, ведь не всегда органы местного самоуправления могут решить эту проблему. Потому что она, грубо говоря, выходит за пределы их компетенций. Например, она регулируется на уровне субъекта или еще на каких-то уровнях. Но все равно люди идут к главам местных администраций и требуют от них решений проблемы. И самое сложное в этой ситуации, что местное самоуправление оказывается на передовой, когда возникают трудности у наших граждан, когда возникают трудности у нашей власти. С этими поправками будет гарантироваться большая самостоятельность местного самоуправления. Еще, возможно, с принятием поправок некоторые положения будут прописаны на уровне федеральных законов, что-то будет скорректировано. Тут нам судить, к сожалению, сложно. Это прерогатива федеральных органов власти, поэтому тут я судить не могу. Просто не обладаю информацией.

Корреспондент: Очевидно, что принятие поправок повлечет принятие новых законов, и изменения в законодательстве очевидны.

Александр Косачев: Да, это очевидно. Вы абсолютно верно подметили. По нашим подсчетам, потребуется внедрение изменений как минимум в 30 федеральных законов. Мы говорили об этом и на федеральном уровне, это прописано в проекте закона, когда он вносился в Государственную Думу. Потребуется принятие как минимум одного нового федерального закона, а может и еще нескольких.

Кратко по процедуре, как это все будет происходить. У нас, как я уже говорил, есть федеральный уровень власти, есть региональный, есть Государственная Дума, Cовет Федерации. Сначала будут внесены изменения в федеральное законодательство на уровне Госдумы, и только после этого мы, как субъект, посмотрим, какие у нас, на уровне Ростовской области, необходимо принять областные законы или другие нормативные правовые акты. Будем смотреть по факту изменения федерального законодательства. Но предварительная проработка показала, что потребуется изменение как минимум 10 областных законов и других правовых актов Ростовской области. Будем ждать корректировок на федеральном уровне. Будем реагировать и приводить в норму наши.

Корреспондент: Вы сказали про самостоятельность органов местного самоуправление. Получается, это очень важно и во многом именно в этот момент все зависит от решения вопросов?

Александр Косачев: Вы знаете самостоятельность опять же нужно расценивать в пределах тех полномочий, которые имеются. Здесь важно найти баланс, если хотите, интересов, потому что есть «наборка» по федеральному закону тех полномочий, за которые органы местного самоуправления отвечают. Здесь главное найти компромисс, чтобы местные органы действительно отвечали за то, что соотносится с их финансовыми возможностями в первую очередь. Только тогда местное самоуправление будет полноценно развиваться.

Я не говорю, что сейчас у нас складывается какая-то сложная ситуация. У нас сейчас по действующему законодательству полномочия местного самоуправления достаточно сбалансированы, на мой взгляд. Да, понятно, есть какие-то перекосы, может быть, какие-то личные мнения по возможности корректировки местного самоуправления. Но опять же повторюсь – это прерогатива федерального законодателя.

Корреспондент: Ну, это потом. А вот пока ближайшее для нас – 1 июля и голосование. Для него предусмотрено несколько механизмов в связи с угрозой коронавирусной инфекции.

Александр Косачев: Голосование будет проходить на избирательных участках. Их в Ростовской области более 2,5 тысяч. Преимущественно, электорат проходит по месту жительства или по месту регистрации. Порядок такого голосования утвержден на федеральном уровне Центральной избирательной комиссией. И он очень похож на механизм при проведении обычных выборов в органы государственной власти, местного самоуправления.

Также можно будет проголосовать по месту нахождения или вне помещения для голосования. Ну, или 1 июля прийти в помещение для голосования и отдать свой голос. С точки зрения обеспечения безопасности при проведении голосования. Я в первую очередь говорю о здоровье из-за угрозы коронавируса. По имеющимся у меня данным, этим вопросом очень плотно занимается Избирательная комиссия. Будут обеспечены все меры предосторожности: защитные средства для членов комиссии, для сотрудников полиции, для общественных наблюдателей. Будут маски, антисептические средства. И, возможно, будут приниматься меры для распределения потока, чтобы не создавать очереди на участках. Фактически голосование будет происходить в течение недели, с 25 июня по 1 июля. Понятно, что 1 июля – основной день. В июне будет досрочное. Для досрочного голосования вне помещения можно обратиться в участковую избирательную комиссию, если нет возможности прийти на избирательный участок. Поэтому механизмов очень много и меры, связанные с противодействием распространения коронавируса, будут приняты в полной мере. Это не должно пугать людей.