Размер шрифта:
Цвета сайта
Изображения
Вернуть стандартные настройки

ДОНСКИЕ ДЕПУТАТЫ - МИРОВЫМ СУДЬЯМ

05.06.2008

      04 июня 2008 года состоялось заседание комитета Законодательного Собрания по законодательству, государственному строительству, местному самоуправлению и правопорядку. Депутаты обсудили 12 вопросов, включенных в повестку дня третьего заседания Донского парламента четвёртого созыва.

      Среди них проект постановления Законодательного Собрания Ростовской области «О внесении в порядке законодательной инициативы в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» (в части упрощения судопроизводства у мировых судей)

      Необходимость внесения поправок вызвана тем, что за последние годы сложилась устойчивая тенденция к увеличению объёма работ, выполняемых мировыми судьями.

      С 2002 по 2007 годы количество рассмотренных мировыми судьями гражданских дел увеличилось в 3 раза (с 2 млн. 356 тыс. до 6 млн. 782 тыс.), уголовных дел - в 2 раза (с 235,3 тыс. до 486 тыс.), дел об административных правонарушениях – более чем в 5 раз (с 945,1 до 5298 тыс.).

      Институт мировых судей, призванный в своё время снять чрезмерную служебную нагрузку, с которой работали районные суды, в настоящее время нуждаются в принятии аналогичных мер, потому что чрезмерная служебная нагрузка мировых судей становится существенным препятствием для обеспечения доступности граждан к правосудию.

      Сложившаяся ситуация требует принятия целого комплекса мер. Это и увеличение количества мировых судей, и передача отдельных категорий уголовных и гражданских дел из подсудности мировых судей на рассмотрение в районные суды, и упрощение производства по делам, подсудным мировым судьям.

      За последнее время было увеличено количество мировых судей в ряде субъектов Российской Федерации. Однако это увеличение не смогло разрешить имеющиеся проблемы, вызванные чрезмерной судебной нагрузкой.

      С 2004 года увеличение количества мировых судей произошло в 1,3 раза, а увеличение объёма выполняемых мировыми судьями работ, связанных, например, с рассмотрением гражданских дел – в 8,4 раза.

      Кроме того, увеличение количества мировых судей – это мера, существенно ограниченная финансовыми, материально-техническими и кадровыми возможностями.

      Частично проблему чрезмерной служебной нагрузки мировых судей можно было бы разрешить путём передачи отдельных категорий подсудных им гражданских и уголовных дел на рассмотрение в районные суды.

      Такая мера (в части, касающейся гражданских дел) уже принята по инициативе Верховного Суда Российской Федерации, которым подготовлен законопроект о передаче на рассмотрение в районные суды гражданских дел, возникающих из трудовых правоотношений, а также наследственные дела. Данный законопроект принят Госдумой РФ в первом чтении 16 апреля 2008 года.

      В части, касающейся уголовных дел, соответствующее перераспределение предлагается проектом, предложенным донскими депутатами. Это значит, что мировые судьи должны будут рассматривать дела частного обвинения, а также только те уголовные дела (о преступлениях, за совершение которых максимальное наказание не превышает трёх лет лишения свободы), по которым предварительное расследование произведено в форме дознания.

      Проблему чрезмерной нагрузки мировых судей можно также разрешить и путем упрощения производства по делам, подсудным мировым судьям. Действующее процессуальное законодательство предусматривает ряд форм упрощенного производства по гражданским делам. Законопроектом, рассмотренным на заседание комитета Законодательного Собрания области по законодательству, предлагается введение упрощенного производства по уголовным делам.

      В частности, предлагается ввести в производство у мирового судьи по уголовным делам такие формы упрощенного судопроизводства как вынесение судебного приказа, проведение судебного заседания без исследования имеющихся по делу доказательств, то есть, по сути, это расширение сферы применения особого порядка судебного разбирательства. Кроме того, предлагается введение в практику таких форм работы, как сокращенное судебное следствие и заочное производство.

      Предлагаемые проектом формы упрощенного (суммарного) производства в полной мере согласуются с Рекомендацией №К(87)18 Комитета Министров Совета Европы относительно упрощения уголовного правосудия от 17 сентября 1987 года.

      Конкретные положения проекта относительно предлагаемых процедур суммарного производства составлены с учетом опыта отечественного уголовного судопроизводства (в частности, использованы отдельные положения Устава уголовного судопроизводства 1864 года, Уголовно-процессуальные кодексы РСФСР 1922 и 1923 годов), а также опыта зарубежных государств (таких, как Англия, Франция и Германия).

      Особое внимание в законопроекте уделяется усилению примирительных начал в судопроизводстве, осуществляемом мировым судьей. То есть правосудие у мирового судьи в определенной степени утрачивает характер карательного и приобретает черты восстановительного правосудия, основной целью которого является не наказание виновного, а устранение последствий совершенного преступления и на этой основе - примирение правонарушителя и жертвы преступления.

      В частности, проектом предлагается ввести в производство у мирового судьи института «отсрочки назначения наказания». Суть данного института заключается в проведении судебного разбирательства в два этапа. На первом этапе разрешается вопрос о виновности подсудимого, затем суд откладывает решение вопроса о назначении наказания на определенный срок и после этого, на втором этапе судебного разбирательства, суд разрешает вопрос о назначении наказания. Таким образом, обвиняемому предоставляется возможность возместить причиненный ущерб и достичь примирения с потерпевшим.

      Отложение назначения наказания (при котором на подсудимого возлагаются определенные обязанности) также предоставляет возможность в большей степени учесть все те обстоятельства, которые влияют на назначение наказания.

      Институт отсрочки назначения наказания («институт цезуры») рекомендован был еще в 1969 году X Международным конгрессом по уголовному праву, и он активно применяется в настоящее время в ряде европейских государств, в частности, во Франции, законодательство которой и было принято во внимание при подготовке законопроекта, инициированного донскими депутатами.

      Депутаты рекомендовали вынести данный документ на заседание Законодательного Собрания области, которое намечено на 10 июня 2008 года.