Размер шрифта:
Цвета сайта
Изображения
Вернуть стандартные настройки

КРУГЛЫЙ СТОЛ ПРИ ЗСРО ОДОБРИЛ ПОПРАВКИ К КОНСТИТУЦИИ

09.12.2008
КРУГЛЫЙ СТОЛ ПРИ ЗСРО ОДОБРИЛ ПОПРАВКИ К КОНСТИТУЦИИ

      9 декабря в здании Ростовского общественного Собрания под председательством спикера Донского парламента Виктора Ефимовича ДЕРЯБКИНА прошло третье заседание «Круглого стола» при Законодательном Собрании Ростовской области. В заседании приняли участие председатели комитетов Донского парламента по законодательству, государственному строительству, местному самоуправлению и правопорядку (председатель – Александр Валентинович ИЩЕНКО) и по образованию, науке, культуре и связям с общественными объединениями (председатель – Валентина Лаврентьевна МАРИНОВА), а также представители политических партий и общественных объединений, действующих на территории области

***

      Перед началом заседания участники «Круглого стола» по инициативе В.Е.Дерябкина минутой молчания почтили память Патриарха Всея Руси Алексия II, похороны которого проходили в этот день в Москве.

***

      В повестке дня заседания значился один вопрос: обсуждение поправок в Конституцию Российской Федерации (изменение срока полномочий Президента Российской Федерации и Государственной Думы, а также установление контрольных полномочий Государственной Думы в отношении Правительства Российской Федерации), поступивших 28 ноября 2008 г. в Законодательное Собрание области для рассмотрения после принятия их Государственной Думой и Советом Федерации.

***

      Представляя участникам «Круглого стола» данные поправки к Конституции, председатель комитета Донского парламента по законодательству А.В.Ищенко, в частности, сказал:

       «…Какие цели достигаются поправками, предложенными Президентом?

      Первая цель – это повышение роли президентской власти как института, определяющего основные направления внутренней и внешней политики страны. Россия была и остается президентской республикой. Это соответствует и нашей истории, и нашей политической традиции, и нашему самоощущению.

      Именно поэтому предлагается увеличить срок полномочий Президента до 6 лет, то есть добавить к существующему сроку полномочий 2 года. Почему 6 лет? Очень большая дискуссия идет по этому поводу, споры. На наш взгляд, в этом есть весьма существенная государственная политическая логика.

      Прежде всего, 6 лет – это два трехлетних бюджетных цикла. Вы знаете, что с 2007 года Россия перешла на 3-х летнее бюджетное планирование. При этом стратегическое планирование осуществляется на период 12 лет. А это уже – 2 президентских срока подряд, которые вправе занимать одно и то же лицо.

      И, самое главное, высшее должностное лицо страны – гарант Конституции, - должно иметь возможность реализовать тот план, который он предложил стране на выборах. Причем, реализовать этот план в рамках одного избирательного цикла. Подчеркну, 6 лет – это 2 трехлетних бюджетных цикла планирования.

      Не буду ссылаться на опыт других стран. Но мировая практика государственного строительства знает сроки от 4 до 8 лет. Это – по большому счету – дело политической традиции той страны, которая выбирает тот или иной президентский срок правления.

      Вторая цель – и речь идет уже о втором проекте о поправках в Конституцию – это повышение роли законодательной ветви государственной власти как важнейшего демократического института в государственной и общественной жизни. Для этого в Конституции закрепляется обязанность Правительства ежегодно предоставлять в Государственную Думу отчет о своей деятельности. В том числе, по вопросам, поставленным Государственной Думой.

      Третья цель внесения поправок заключается в том, чтобы все институты власти имели достаточные и сходные по времени возможности для реализации своих полномочий. Если увеличивается срок полномочий Президента, то нужно и политическим партиям дать право реализовать свои конституционные полномочия в рамках тех обещаний, которые они дают своим избирателям. Поэтому 5 лет являются достаточно оптимальным сроком.

      Четвертая – сугубо «прикладная» задача, которая решается внесенными поправками, это будет уже в следующем цикле президентских и парламентских выборов - обеспечение стабильности власти. Дело в том, что с 1996 года у нас избирательные кампании в Государственную Думу и по выборам Президента следуют друг за другом с разницей в 3 месяца. Что естественным образом, по сути, «выхолащивает» политическую составляющую при выборах депутатов Государственной Думы. Поскольку, выбирая депутатов Парламента, мы все имеем в виду и президентские выборы, которые неизбежно наступают через 3 месяца после завершения выборов в Государственную Думу. И для того, чтобы во времени развести эти избирательные кампании, предлагается именно такая конструкция. С точки зрения математики, мы рассчитали, что ближайшее «сближение» дат выборов в Госдуму и Президента наступит только в 2041 году».

***

      При обсуждении поправок к Конституции высказались практически все участники «Круглого стола». Не все мнения были положительными. К примеру, представитель фракции КПРФ в Донском парламенте Евгений Иванович Бессонов высказался однозначно против данных поправок, так как, по его словам «…Сейчас не время заниматься трудоустройством Президента, надо подумать о более насущных во время мирового финансового кризиса вещах…». Его соратник по партии, представляющая Горком КПРФ, Вера Григорьевна Тишкова высказалась против продления полномочий Президента страны и Госдумы, но за подотчетность Правительства России Государственной Думе.

      Схожей позиции придерживался и Сергей Викторович Миронов, председатель Ростовского регионального отделения Российской объединенной демократической партии «Яблоко», а также его коллега по партии и, одновременно, исполнительный директор Ростовского регионального отделения общественной организации «За права человека» Ольга Николаевна Погуляй. «Яблочники» считают, что подобные поправки усиливают тенденцию «преемничества» во власти, а также отдаляют от нее народ, который реже будет ходить на выборы и реже будет иметь шанс быть услышанным властью.

      Другие общественные организации и политические партии, действующие на территории области, поправки к Конституции, в целом, одобрили. В частности, однозначно поддержали их координатор РРО ПП "Либерально-демократическая партия России" Александр Борисович Тюрин, председатель РРО ООО малого и среднего предпринимательства "ОПОРА России" Юрий Прокопьевич Рошкован, руководитель Ростовской областной общественной организации "Донской союз молодежи" Дмитрий Викторович Кротов и многие другие. Однозначную позицию поддержки обозначенных поправок к Конституции РФ высказал от лица областного отделения партии руководитель Регионального исполнительного комитета Ростовского регионального отделения политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ" Александр Юрьевич Нечушкин. Хотя были высказаны и особые мнения. К примеру, председатель Ростовского регионального отделения бывшей политической партии, а с недавнего времени общественного объединения «Российской экологической партии «Зеленые» Сергей Вениаминович Боковой предложил увеличить срок полномочий Президента до 7 лет, мотивируя это огромной территорией нашей страны.

      Еще более радикально высказался президент Ростовской региональной общественной организации инвалидов «Ростовское областное диабетическое общество «Михаил Павлович Галичев. Он предложил выбирать Президента на 8 лет, но только на один единственный срок полномочий.

***

      В результате двухчасовой дискуссии участники «Круглого стола» при Законодательном Собрании Ростовской области приняли большинством голосов (32 – «за», 5 – «против», в том числе – 2 от КПРФ, по 1 – от «Яблока», «Народного Союза» и «За права человека») Рекомендации третьего заседания «Круглого стола» следующего содержания:

       «1.Законодательному Собранию Ростовской области одобрить Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации «Об изменении срока полномочий Президента Российской Федерации и Государственной Думы», Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации «О контрольных полномочиях Государственной Думы в отношении Правительства Российской Федерации».

      2.Участникам «круглого стола» провести соответствующую информационно-разъяснительную работу с членами своих общественных объединений.

      3.Комитету Законодательного Собрания Ростовской области по образованию, науке, культуре и связям с общественными объединениями направить Рекомендации «круглого стола» при Законодательном Собрании Ростовской области депутатам Законодательного Собрания Ростовской области четвертого созыва».

      Фоторепортаж с мероприятия (Фото Гриценко А.П.)