Размер шрифта:
Цвета сайта
Изображения
Вернуть стандартные настройки

ИТОГИ ВИЗИТА В.Е. ДЕРЯБКИНА В СОВЕТ ФЕДЕРАЦИИ

30.04.2009
ИТОГИ ВИЗИТА В.Е. ДЕРЯБКИНА В СОВЕТ ФЕДЕРАЦИИ

      21 апреля 2009 года Председатель Законодательного Собрания области Виктор Ефимович ДЕРЯБКИН принял участие в заседании рабочей группы Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по подготовке законодательных предложений, направленных на оздоровление ситуации в экономике и на рынке труда (руководитель – Светлана Юрьевна ОРЛОВА) на тему «О мерах по обеспечению стабильного развития муниципальных образований страны в современных социально-экономических условиях».

***

      Выступая перед членами рабочей группы Совета Федерации, спикер Донского парламента, в частности, сказал:

      «Те вопросы, которые мы с вами сегодня рассматриваем, актуальны хотя бы по двум причинам.

      Во-первых, в последние годы в рамках муниципальной реформы мы активно решали задачи качественного обновления системы местного самоуправления. Вектор законодательных решений был направлен в сторону передачи значительных полномочий на места, выстраивания новой схемы межбюджетных отношений, эффективной организации органов власти и управления на местах. Эти же задачи стоят перед нами и сегодня. С той лишь разницей, что серьезным образом изменилась социально-экономическая ситуация и проблемы организационного, правового, кадрового характера в системе местного самоуправления дополнились негативными финансовыми и экономическими явлениями.

      Во-вторых, наверное, не будет преувеличением сказать, что системные антикризисные меры, предлагаемые федеральным центром и регионами, во многом зависят от того, насколько быстро и качественно они будут реализованы на практике как раз в муниципалитетах. Ведь именно на этом уровне происходит непосредственное оказание жизненно важных услуг населению.

      В двух словах охарактеризую сегодняшнюю ситуацию в Ростовской области.

      Благодаря высоким темпам, набранным в первые месяцы 2008 года, в целом за 2008 год по большинству показателей развития экономики и социальной сферы в Ростовской области были получены неплохие результаты. Валовой региональный продукт увеличился по сравнению с 2007 годом на 10,4%, в России – на 5,6%. Индекс промышленного производства составил 105,5%, объема инвестиций – 120,5%, среднемесячная заработная плата выросла на 30,4%. По большинству показателей темпы роста выше среднероссийских.

      Ситуация на рынке труда области в течение 2008 года оставалась стабильной. Уровень общей безработицы снизился с 7,5 до 6,6% от численности экономически активного населения.

      Однако уже в январе-феврале 2009 года мы стали ощущать влияние мирового финансового кризиса.

      По сравнению с аналогичным периодом 2008 года снижены индексы промышленного производства, инвестиций в основной капитал, ввод жилых домов, оборот розничной торговли, общественного питания и платных услуг населению, внешнеторговый оборот области. Заметно выросла численность официально зарегистрированных безработных. Объемы выпуска промышленной продукции в феврале т.г. сократились по отношению к февралю 2008 года на 21,9%. Просроченная задолженность по заработной плате за февраль т.г. увеличилась в 1,7 раза и по состоянию на 1 марта 2009 г. составляла 271,4 млн. рублей.

      Уровень зарегистрированной безработицы по состоянию на 1 марта 2009 года составил 1,7 % от численности экономически активного населения (год назад, соответственно, 1,2 %). Увеличение численности безработных в сравнении с аналогичным периодом прошлого года наблюдалось практически во всех муниципальных образованиях области.

      С целью минимизации влияния кризисных явлений на социально-экономическое развитие области принимаются следующие меры:

      1. Губернатором утвержден План действий по обеспечению устойчивого социально-экономического развития Ростовской области. Ежемесячно проводится оперативный мониторинг по 60 показателям социально-экономического развития. Кроме того, раз в месяц проводится анкетирование по системообразующим предприятиям.

      2. Начиная с ноября 2008 года ужесточен режим расходования бюджетных средств, исходя из необходимости обеспечения первоочередных социально-значимых расходов.

      3. В январе текущего года изменены параметры областного бюджета на 2009 год. Налоговые доходы уменьшены на 18,4 млрд. рублей или на 28 % к первоначальному плану.

      Расходы областного бюджета на 2009 год сокращены на 19,7 млрд. рублей. При этом расходы на социальную сферу сохранены в прежних объемах с приростом к 2008 году на 35 %.

      Предусмотрены дополнительные меры для устойчивости бюджетной системы области за счет создания резерва на погашение кредиторской задолженности и увеличения дотаций на обеспечение сбалансированности местных бюджетов в объеме 2,5 млрд. руб.

      Аналогичные меры были приняты на уровне муниципалитетов.

      В целом первоначальный план по налоговым и неналоговым доходам местных бюджетов уменьшен более чем на 5,4 млрд. рублей, или на 15,7%.

      4. Продолжается работа по поддержке инвестиционных проектов, реализуемых на территории Ростовской области. Это проекты в сфере сельхозпроизводства и переработки, обрабатывающей промышленности, логистики, туристско-рекреационной сферы, жилищного строительства.

      В случае их успешной реализации социальный эффект на территории области составит более 5,5 тысяч рабочих мест по итогам этого года и более 4,5 тысяч в следующем году.

      5. Областной целевой программой развития субъектов малого и среднего предпринимательства на 2009-2011 годы максимально учтены предложения предпринимательского сообщества. Объем финансирования Программы из областного бюджета в 2009 году увеличен по сравнению с 2008 годом в 2 раза и составит 227 млн. рублей. Это позволит привлечь не менее 400 млн. рублей из средств федерального бюджета.

      6. В области ведется работа по созданию Гарантийного фонда, который позволит получать кредиты предприятиям малого и среднего бизнеса, не имеющим полного залогового обеспечения. В целях дальнейшего развития микрофинансирования запланировано открытие регионального филиала Российского микрофинансового центра.

      7. Областным законом снижена налоговая ставка для налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения, с 15 до 10% в случае, если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов. Для того чтобы минимизировать потери муниципалитетов в связи с принятием этого решения, местным бюджетам предусмотрены межбюджетные трансферты в сумме 216,6 млн. рублей.

      8. На мероприятия по содействию занятости населения на 2009 год бюджету Ростовской области выделено в виде субвенции из средств федерального бюджета 860,0 млн. рублей. Это больше уровня 2008 года на 70,0 млн. рублей. Кроме того, с Рострудом дополнительно согласовано финансирование расходов на выплату пособий по безработице и профессиональному обучению безработных граждан на сумму более 500 млн. рублей.

      В муниципальных бюджетах предусмотрено 23,5 млн. рублей на организацию общественных работ для граждан, испытывающих трудности в поиске работы, и временную занятость подростков, что на 20% выше уровня 2008 года.

      Утверждена Областная программа по снижению напряженности на рынке труда Ростовской области на 2009 год, на реализацию которой будет направлено порядка 200,0 млн. рублей из федерального бюджета и 10,0 млн. рублей из областного бюджета.

      9. Для обеспечения сбалансированности местных бюджетов и ликвидации возникающих кассовых разрывов уже в I квартале текущего года отдельным муниципальным образованиям предоставлялись опережающие дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности в счет последующих периодов. Кроме того, областным законом о бюджете предусмотрены средства на предоставление бюджетам муниципальных образований в 2009 году бюджетных кредитов на покрытие временных кассовых разрывов, возникающих при исполнении местных бюджетов, в объеме 250,0 млн. рублей и дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности местных бюджетов в объеме 150,0 млн. рублей.

      Все вышеперечисленные меры позволили стабилизировать ситуацию по отдельным направлениям социально-экономического развития области. Хотя с начала 2009 года тенденция роста регистрируемой безработицы сохранилась, темпы прироста численности безработных в марте заметно сократились – еженедельно не более 250 человек, тогда как в январе-феврале прирост составлял в среднем более 2,0 тыс. человек. На 01 апреля 2009 года уровень регистрируемой безработицы составлял 1,8% от экономически активного населения.

      Принимаемые сегодня меры охватывают практически все стратегические направления социально-экономического развития муниципалитетов. Однако нам нельзя не учитывать, что отрицательное влияние на социально-экономическое развитие муниципалитетов оказывают не только последствия финансово-экономического кризиса, но и комплексная нерешенность на федеральном уровне целого ряда проблем местного самоуправления. Это проблемы финансового обеспечения муниципальных образований, проблемы исполнения ими отдельных государственных полномочий, подготовки и утверждения документов территориального планирования, а также оказания содействия субъектам малого и среднего предпринимательства.

      Для решения обозначенных проблем предлагаем:

      1. внести изменения в Бюджетный кодекс и предусмотреть зачисление в местные бюджеты если не всех, то хотя бы значительной части доходов от уплаты налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения;

      2. продлить до 2015 года действие положений Федерального закона о розничных рынках в части предоставления торговых мест в упрощенном порядке гражданам, ведущим личные подсобные хозяйства, а также в части упрощенных требований к использованию капитальных строений.

      3. внести изменения в 159-ый Федеральный закон в части уточнения формулировки одного из условий преимущественного права субъектов малого и среднего предпринимательства на приобретение арендуемого ими государственного или муниципального имущества: условие о перечислении арендной платы за аренду такого имущества «надлежащим образом» заменить условием об отсутствии задолженности по внесению арендной платы за аренду такого имущества на момент принятия решения о его предоставлении.

      4. учитывая, что 54-ым федеральным законом о применении контрольно-кассовой техники по многим видам деятельности, облагаемым единым налогом на вмененный доход, уже разрешено осуществление наличных расчетов без применения ККТ, представляется целесообразным установление такого права для всех представителей данной категории субъектов предпринимательской деятельности.

      5. размер субсидии на организацию самозанятости безработных граждан приравнять к сумме годового размера максимальной величины пособия по безработице, то есть в размере 58800 рублей. В соответствии с пунктом 10 Правил предоставления субсидий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации № 1089, величина субсидии для безработных граждан, которым назначено пособие по безработице в размере минимальной величины (850 рублей), составит 10200 рублей. С такой суммой невозможно на должном уровне начать предпринимательскую деятельность.

      6. предоставить субъекту Федерации право определять цену квадратного метра жилой площади для муниципальных образований при закупке жилья в строящихся домах для социальных нужд за счет бюджетных средств в пределах выделенных лимитов и обязательств.

      7. внести изменения в акты федерального законодательства и надлежащим образом наделить органы местного самоуправления государственными полномочиями по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена; по приему от налогоплательщиков (налоговых агентов) денежных средств в счет уплаты налогов в тех местностях, где отсутствуют банки; а также по приему документов, постановке на учет и принятию решений о выплатах для лиц, пострадавших от воздействия радиации.

      8. внести изменения в федеральные законы о введении в действие Земельного кодекса и Градостроительного кодекса в части перенесения сроков для предоставления земельных участков под жилищное строительство и изменения видов разрешенного использования земельных участков в отсутствие документов территориального планирования муниципальных образований и правил землепользования и застройки территорий с 1 января 2010 года на более поздний срок».