ТРОЙНОЙ "ФИЛЬТР" НА ПУТИ КОРРУПЦИИ

ТРОЙНОЙ "ФИЛЬТР" НА ПУТИ КОРРУПЦИИ
Новости Законодательного Собрания

      11 ноября на внеочередной сессии Донского парламента, в частности, был принят ряд решений, регламентирующих процедуру проведения антикоррупционной экспертизы действующих нормативных актов и их проектов. Суть указанных документов и причины их принятия разъяснил председатель комитета Законодательного Собрания Ростовской области по законодательству, государственному строительству, местному самоуправлению и правопорядку Александр Валентинович ИЩЕНКО.

***

      В частности, А.В.Ищенко сказал:

      «На прошедшем заседании Законодательного Собрания Ростовской области депутаты Донского парламента утвердили пакет документов, регламентирующих проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов, принятых Законодательным Собранием, а также их проектов. Инициировали данные решения депутаты – члены фракции «ЕДИНАЯ РОССИЯ» А.В.Ищенко, А.В.Кнышов и С.П.Рызенко.

      Решение депутатского корпуса по утверждению этих положений – еще один шаг к формированию в Ростовской области полноценной системы противодействия коррупции. Эта работа началась еще в 2007 году, когда в Донской парламент был внесен первый антикоррупционный законопроект, затем, осенью 2008 года он был одобрен в первом чтении. Наконец, весной 2009 года мы приняли Областной закон «О противодействии коррупции в Ростовской области», и данная работа планомерно продолжается депутатами Законодательного Собрания на протяжении всего 2009 года.

      В чем суть принятых документов? Дело в том, что федеральным законодательством предусмотрено, что каждый государственный орган, принимая нормативные правовые акты, должен обеспечить их антикоррупционную экспертизу. Речь идет о выявлении, как в проектах документов, так и в уже принятых нормативных актах положений, которые могут содействовать проявлению коррупции.

      Базой для проведения антикоррупционной экспертизы является Федеральный Закон «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов». Он был принят летом 2009 года, подписан Президентом России и вступил в силу. На основе этого закона донские депутаты разработали соответствующий Областной закон, который и был принят на сессии 11 ноября.

      «Положением о порядке проведения антикоррупционной экспертизы…» и поправками в Регламент Законодательного Собрания установлено, что при внесении любого проекта нормативного правового акта, будь то проект закона или постановления Законодательного Собрания, в обязательном порядке правовой отдел аппарата Законодательного Собрания проводит антикоррупционную экспертизу.

      Процедура и регламент этой антикоррупционной экспертизы установлены Законодательным Собранием, а также соответствующими Постановлениями Правительства Российской Федерации, которые были приняты еще весной 2009 года.

      По результатам проведения антикоррупционной экспертизы в обязательном порядке готовится экспертное заключение, в котором, при наличии каких-либо коррупциогенных факторов в исследованном документе излагается суть выявленных нарушений, а также предлагаются способы исключения из проекта нормативного акта положений, вызывающих сомнение.

      Кроме того, предусмотрено, что антикоррупционная экспертиза проводится в отношении не только проектов, но и всех действующих законов и нормативно-правовых актов области. Но, поскольку в одночасье проверить весь этот массив – более 1000 Областных законов и Постановлений – невозможно, Законодательным Собранием установлено, что антикоррупционная экспертиза действующих актов осуществляется при проведении мониторинга применения того или иного областного закона.

      Если учесть, что мониторинг законодательства осуществляется регулярно, то в течение определенного периода времени, очевидно, будут проверены все действующие областные законы и нормативные постановления Законодательного Собрания. Сказать точно, в какой срок это произойдет, сейчас затруднительно, поскольку после принятия данных положений будут определяться меры по переподготовке специалистов, ответственных за данное направление, а также утверждаться графики мониторинга.

      Дело это новое, и решением этих вопросов ранее специалисты в данной сфере занимались фрагментарно. Сегодня эту работу необходимо перевести на новый уровень. Напомню, что совсем недавно на федеральном уровне кардинальным образом изменилось отношение к этой проблеме, и сегодня нам также необходимо перестроить работу своих специалистов и обучить их этой работе. Очевидно, что антикоррупционная экспертиза – вещь очень специфическая и требующая очень большого внимания. Здесь недопустимы поверхностные подходы.

      Необходимо также сказать, что все наши нормативные акты, помимо внутренней проверки, будут также подвергаться и уже подвергаются двухступенчатой внешней проверке. Сегодня любой проект нормативного акта Донского парламента при его разработке и внесении оценивается, в том числе с точки зрения наличия или отсутствия коррупциогенных факторов специалистами Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Ростовской области. А уже принятые нормативные акты проходят антикоррупционную экспертизу в прокуратуре Ростовской области.

      Поэтому можно говорить, что существуют три стадии проверки документа на наличие коррупциогенных факторов. Первая – наша внутренняя работа. Вторая – это внешняя проверка проекта органами юстиции. И третья стадия, если первая и вторая инстанции что-то упустили из виду, - заключение областной прокуратуры, в котором она «выпишет рецепт», как избавиться от того или иного нарушения.

      Резюмируя выше изложенное, необходимо сказать, что в Ростовской области на сегодняшний день сформирована многоступенчатая комплексная система проверки всех нормативно-правовых актов на наличие в них коррупциогенных факторов. Следующая задача, которая стоит перед нами, - запустить эту систему и обеспечить повседневную кропотливую ее работу. А для этого необходимы соответствующие кадровые решения, и в ближайшее время они будут приняты.

      Результаты антикоррупционной экспертизы будут известны общественности, поскольку законодательство о порядке освещения деятельности органов госвласти, которое вступает в силу с 1 января 2010 года, предусматривает максимальную открытость информации о результатах работы государственных органов. В том числе, и в сфере противодействия коррупции. Поэтому любой заинтересовавшийся этой информацией гражданин сможет получить ее на официальном Интернет-сайте Законодательного Собрания (www.zsro.ru) и в других средствах массовой информации».