Размер шрифта:
Цвета сайта
Изображения
Вернуть стандартные настройки

ПЛОДОРОДИЕ ЗЕМЕЛЬ БУДУТ СОХРАНЯТЬ И ПОВЫШАТЬ. ИТОГИ ЗАСЕДАНИЯ КОМИТЕТА ПО АГРАРНОЙ ПОЛИТИКЕ

15.12.2009
ПЛОДОРОДИЕ ЗЕМЕЛЬ БУДУТ СОХРАНЯТЬ И ПОВЫШАТЬ. ИТОГИ ЗАСЕДАНИЯ КОМИТЕТА ПО АГРАРНОЙ ПОЛИТИКЕ

      15 декабря состоялось заседание комитета Донского парламента по аграрной политике продовольствию и природопользованию (председатель – заместитель Председателя Законодательного Собрания Николай Федорович БЕЛЯЕВ), посвященное рассмотрению вопросов повестки дня очередной 20-й сессии Донского парламента.

***

      Депутаты-члены комитета рассмотрели 3 основных вопроса. В частности, они приняли к сведению и одобрили для вынесения на Правительственный час информации комитета по охране окружающей среды и природных ресурсов Администрации Ростовской области «Об обеспечении экологической безопасности на территории Ростовской области».

      Кроме того, члены комитета поддержали проект постановления Законодательного Собрания Ростовской области «О примерной программе законодательной и нормотворческой деятельности Законодательного Собрания Ростовской области на первое полугодие 2010 года».

      Третьим основным вопросом повестки дня заседания комитета была заслушана информация Министерства сельского хозяйства и продовольствия о ходе исполнения Областного закона «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения в Ростовской области» и мерах, принятых для реализации указанного Областного закона.

      Напомним, что Областной закон «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения в Ростовской области» был принят 14 января 2008 года. Предметом правового регулирования данного закона являются отношения в сфере государственного регулирования обеспечения плодородия земель сельхозназначения в Ростовской области.

      Данный Закон устанавливает, что к полномочиям Администрации Ростовской области в сфере государственного регулирования обеспечения плодородия земель сельхозназначения относятся: принятие нормативных правовых актов; государственное нормирование плодородия земель; утверждение правил рационального использования земель; определение порядка предоставления государственной поддержки деятельности по восстановлению и воспроизводству плодородия земель сельхозназначения; утверждение областных целевых программ по обеспечению плодородия земель сельхозназначения.

      Согласно информации Минсельхоза, во исполнение данного закона были сформулированы и утверждены Постановлением Администрации Ростовской области от 16.04.09 №182 соответствующие «Правила рационального использования земель сельскохозяйственного назначения в Ростовской области».

      Настоящие Правила устанавливают обязательные требования к землепользователям по рациональному использованию земель сельскохозяйственного назначения, а лица виновные в нарушении этих Правил несут административную ответственность в соответствии с федеральным и областным законодательством.

      Правила обязывают проводить обязательные мероприятия по улучшению земель, путем: внесения минеральных удобрений под высеваемые культуры в объеме не менее 30 кг/га в действующем веществе; внесения различных видов органических удобрений и полную заделку пожнивных остатков; выращивания подсолнечника на площади, не превышающей 15% общей площади пашни; использования в структуре посевных площадей многолетних трав, зернобобовых культур, занятых и сидеральных паров; нормирования плодородия; определения порядка предоставления государственной поддержки деятельности по восстановлению и воспроизводству плодородия земель сельхозназначения.

      На заседании комитета отмечалось, что экономическая эффективность возделывания отдельных сельскохозяйственных культур не всегда способствует сохранению и почвенного плодородия и благоприятной фитосанитарной обстановке. В последние годы отмечается необоснованное увеличение посевных площадей под подсолнечником, в отдельных районах в 2008 году до 40% к площади пашни (Егорлыкском – 43%, Песчанокопском 36%, Боковском, Кашарском, Тарасовском – 32%. Нарушение севооборотов, привело к снижению урожайности, накоплению семян сорных растений, появлению новых рас заразихи, развитию болезней. В 2009 году отмечается снижение посевной площади подсолнечника на 12% к уровню 2008 года и составило 19,6% к площади пашни.

      Отсутствие потребности в кормах, привело к уменьшению площадей под кормовыми культурами, в частности многолетними травами. Предпочтение отдается экономически выгодным культурам – озимой пшенице и подсолнечнику. Отсутствуют в севообороте сидеральные пары, как источник накопления органического вещества. Бобовые культуры, высеваемые в качестве сидератов, будут способствовать накоплению органического вещества и в последующие годы. Содержание чистых паров без внесения органических удобрений не обеспечивает накопление гумуса.

      Как показывают результаты исследований, проводимые агрохимической службой, за последние 30 лет отмечается снижение содержания гумуса в почвах на 0, 36% (с 3,45% до 3,09%). Наибольшее снижение наблюдается в районах Северо-Западной, Северо-Восточной, Южной и Восточной природно-сельскохозяйственных зон области. Нормирование плодородия должно строиться на основе учета показателей состояния плодородия земель. Основой должно стать почвенное, агрохимическое, фитосанитарное обследование земель сельхозназначения.

      Основные направления по сохранению плодородия земель, объемы и источники финансирования определены в постановлении Администрации Ростовской области от 11.12.2008 № 577 «О внесении изменений в постановление «О мероприятиях по сохранению и восстановлению плодородия почв земель сельхозназначения Ростовской области на период 2007 – 2010 годы».

      В 2009 году принята областная долгосрочная целевая Программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Ростовской области на 2010-2012 годы, одним из разделов которой является подпрограмма «Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения в Ростовской области на 2010–2012 годы».

      Подпрограммой общее финансирование деятельности по сохранению почвенного плодородия предусмотрено в сумме 21,676 млрд. рублей, в том числе финансовая поддержка из областного бюджета – 352,026 млн. рублей. В 2010 году из областного бюджета предусмотрено выделить – 117,342 млн. руб. и будут финансироваться следующие направления:

      - агрохимическое обследование земель - 10,78 млн. руб.

      - приобретение минеральных удобрений - 94,7 млн. руб.

      - текущий ремонт оросительных систем,
      расчистка коллекторно - дренажной сети - 8,0 млн. руб.

      - почвенно-мелиоративное обследование солонцов - 0,879 млн. руб.

      - фитосанитарное обследование посевов - 2,0 млн. руб.

      - разработка нормативно-методической
      документации в сфере обеспечения плодородия - 1,0 млн. руб.

      Одним из основных мероприятий, дающим информацию о качественном состоянии плодородия почв является агрохимическое обследование полей, которое в нашей области проводится через каждые 5 лет. Начаты эти работы в 60-е годы XX века, и в настоящее время завершается седьмой тур обследования полей. До 2003 года финансирование этих работ осуществлялось из средств федерального бюджета и в рамках ФЦП "Повышение плодородия почв России на 2002-2005 годы". С 2003 года на основании Соглашения о намерениях по совместной реализации ФЦП между Министерством сельского хозяйства РФ и Администрацией Ростовской области от 22.0.1.2003 г., финансирование предусмотрено из средств областного бюджета, бюджетов муниципальных образований и внебюджетных источников, и осуществлялось из средств, собираемых из налога за землю.

      В 2004 году целевое назначение налога на землю было отменено, финансирование агрохимического обследования перенесено на сельхозтоваропроизводителя и сразу резко упал процент территорий, где выполнены данные мероприятия. С 2005 года агрохимическое обследование ведется за счет собственных средств землепользователей с последующим частичным возмещением затрат из областного бюджета в размере 50%. Однако даже при таких условиях охват территории, на которой проводится обследование, составляет около 64-65%. Данная ситуация негативно влияет на корректность обобщенных результатов и не позволяет использовать материалы в целях государственного и муниципального земельного контроля.

      Данная информация членами комитета принята к сведению, а на сессии Донского парламента решено заслушать ее по итогам года работы закона – ориентировочно, в июле 2010 года.