Размер шрифта:
Цвета сайта
Изображения
Вернуть стандартные настройки

МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ ДОНА ГОТОВИТСЯ К СЪЕЗДУ

28.02.2011
Раздел: Новости МСУ
МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ ДОНА  ГОТОВИТСЯ К СЪЕЗДУ












       На фото: Почётный знак «За заслуги в развитии местного самоуправления» Александру Валентиновичу Ищенко вручает председатель Комитета Государственной Думы Российской Федерации по вопросам местного самоуправления Вячеслав Степанович Тимченко.

       Началась активная подготовка к IV съезду Всероссийского Совета местного самоуправления (ВСМС), который пройдёт в апреле 2011 г.. Главными вопросами повестки дня съезда будут анализ развития муниципалитетов страны за прошедшие 5 лет и формулирование позиций муниципального сообщества по решению наиболее актуальных проблем местного самоуправления в России. Об этом в Москве шла речь на заседании Центрального Совета ВСМС, в рамках которого состоялось награждение наиболее активных членов организации Почётным знаком «За заслуги в развитии местного самоуправления». Среди награждённых – председатель комитета Законодательного Собрания Ростовской области по законодательству, государственному строительству, местному самоуправлению и правопорядку – руководитель регионального отделения ВСМС Александр Валентинович Ищенко.

       Апрельский съезд Совета местного самоуправления предварят региональные конференции. В Ростове-на-Дону такая конференция пройдёт в конце марта 2011 года.

       С какими результатами муниципальное сообщество Дона подходит к IV съезду ВСМС, рассказал председатель комитета Законодательного Собрания по законодательству А.В.ИЩЕНКО:

       «Реформа местного самоуправления, стартовавшая в России 1 января 2006 года, преодолела 5-летний рубеж. На фоне экономического спада 2008-2009 гг. так ярко не видны первые результаты муниципальной реформы, потому что третий год её проведения совпал с экономическим кризисом, который существенно подрезал только что выросшие крылья муниципального сообщества. Произошло сокращение бюджетных возможностей, были урезаны программы муниципального развития. Из этой ситуации начали выходить к концу 2010 г., но, что характерно (во всяком случае, для Ростовской области), даже в самый сложный период, в 2009 году (на пике падения бюджетных доходов), ни одно муниципальное образование на Дону не допустило критического падения исполнения своих полномочий.

       И сегодня, если мы посмотрим на динамику доходов бюджетов разных уровней, мы увидим, что первыми из бюджетного кризиса выходят муниципалитеты, у которых нет ни доходов от продажи газа и нефти, ни экспортных пошлин и таможенных платежей. Доходная база местного самоуправления – самая узкая, самая бедная по отношению к другим уровням власти, но именно она сегодня начала давать прибавку.

       Эта информация нужна для понимания того факта, что именно проведение реформы местного самоуправления позволило местной власти стать в определённой степени самостоятельной, устойчивой к различного рода испытаниям. Несмотря на все имеющиеся проблемы местного самоуправления и его бюджетной самостоятельности, у нас на Дону в кризисный период не возникло ни одной ситуации, которая бы позволила поставить под сомнение идеи и содержание реформы местного самоуправления. Это дорогого стоит. Можно сказать, что муниципалитеты Дона выдержали экзамен на зрелость.

       Безусловно, проблемы и сложности у муниципального сообщества имеются. Они очень существенны, значительны. Но все они преодолимы.

       Последние решения, принятые Президентом и Государственной Думой в части отмены федеральных льгот по местным налогам, говорят о постепенном изменении политики федерального центра к местной власти. Многое из того, чего в течение многих лет добивались муниципалы, стало свершившимся фактом.

       Нужно особо отметить, что в Ростовской области, как ни в каком другом регионе России, понимают важность, прежде всего, финансовой состоятельности муниципальных образований. Именно на Дону объём средств областного бюджета, переданных для самостоятельного распределения муниципалитетами, - один из самых высоких в России. Только дополнительный финансовый ресурс, переданный в 2011 году на муниципальный уровень, превысит 6 миллиардов рублей. Всего же объём так называемых «нецелевых», то есть дополнительных по отношению к федеральному распределению средств, составляет около 15 миллиардов рублей.

       Но такие возможности надо оправдывать. И поэтому требования к руководителям муниципальных образований тоже возрастают. Неслучайно Губернатором Ростовской области В.Ю. Голубевым перед главами городов, районов и поселений поставлены две основных задачи. С одной стороны, - безусловно исполнять своих властные полномочия, а с другой, - регулярно отчитываться перед своими избирателями. Люди должны знать, на что расходуются те значительные средства, которые выделяет областной бюджет, и «зарабатывает» сам местный бюджет.

       Проблемы, с которыми сталкиваются муниципалитеты в России, в разных районах – у каждого свои. Но все они должны быть сведены к какому-то общему знаменателю, для того чтобы государственная политика в отношении муниципалитетов не мешала местным властям, а повышала их стремление становиться эффективными.

       Эту задачу призван решить Всероссийский Совет местного самоуправления, который объединяет и местных депутатов, и глав муниципальных образований, работников исполнительных структур муниципалитетов, активистов муниципального сообщества - наиболее активную часть муниципального сообщества России».

       Галепа М.А. – Информационно-аналитическое управление