Размер шрифта:
Цвета сайта
Изображения
Вернуть стандартные настройки

«БЮДЖЕТНЫЕ ПРИОРИТЕТЫ ДОНА: СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ И ПОДДЕРЖКА МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ»

03.11.2011
Раздел: Новости МСУ

Комментарий председателя комитета по законодательству
А.В. ИЩЕНКО к проекту областного бюджета
на 2012 год и на период 2013-2014 годов

      2 ноября 2011 года на состоявшемся совместном заседании комитетов по образованию и законодательству был обсуждён проект областного закона «Об областном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013-2014 годы», внесённый Правительством Ростовской области в Законодательное Собрание Ростовской области.

      От качества бюджетного планирования на областном уровне сильно зависят перспективы развития наших территорий. Почти 2/3 областного бюджета каждый год расходуется через органы местного самоуправления, и потому параметры областного бюджета напрямую определяют перспективы развития городов, районов, сельских населённых пунктов Ростовской области. Проект бюджета, внесенный Правительством Ростовской области на 2012 г. и на всю предстоящую «бюджетную трёхлетку», продолжает политику поддержки территориального развития области.

      Правительство в проекте бюджета сохраняет принципиальный подход, который реализовывался последние несколько лет, а особенно в 2011 году: местной власти нужно дать максимум возможной бюджетной самостоятельности в получении доходов и определении расходования бюджетных средств.

      За 9 месяцев 2011 года муниципальные районы собрали доходов почти на 335 млн. рублей больше контрольных цифр областного Минфина, а поселения получили почти 194 млн. руб. дополнительных поступлений сверх запланированных областной властью. Городские округа получили порядка 200 млн. рублей первоначально непланировавшихся доходов, кроме городов Ростова-на-Дону и Таганрога, в которых есть особенности межбюджетного регулирования. Это очень солидная сумма - более 700 млн. рублей, и все эти деньги идут на местное развитие. Очень важно, что и в планах на ближайшие три бюджетных года Правительство области в целом сохраняет такой подход, хотя, конечно, определённые изменения пришлось внести в межбюджетное регулирование. И связано это с тем, что по федеральному закону расходы на здравоохранение перешли с муниципального на областной уровень. В целях сохранения стабильности и развития системы здравоохранения эти полномочия были делегированы вновь на муниципальный уровень в полном объёме, только несколько в ином качестве. Поэтому, несмотря на методологические и технические изменения, основной вектор бюджетной политики в отношении муниципалитетов остаётся прежним. Местное самоуправление должно развиваться, у него должны быть собственные источники доходов и работа муниципалитетов должна приводить к постепенному улучшению качества повседневной жизни.

      Со своей стороны областные власти отстаивают этот принцип и в отношениях с федеральным центром. Мы много лет добивались отмены федеральных льгот по местным налогам, и значительная часть наших предложений была услышана. Многие неправомерные льготы уже отменены, то есть мы работаем по двум направлениям: областной бюджет даёт возможность муниципалитетам получать и гарантированные, так называемые, «связанные» с определёнными полномочиями деньги, а также получать нецелевые, то есть свободные средства, которые мэр или глава района, поселения вправе расходовать на те нужды, которые местное сообщество сочтёт первоочередными.

      В ближайшие три года новое звучание приобретут вопросы благоустройства. Требование Губернатора Ростовской области В. Ю. Голубева к главам городов и районов навести порядок получило продолжение и на федеральном уровне. В Государственной Думе России рассматривается пакет поправок федерального законодательства, связанный с чётким определением понятия «благоустроенная территория» и набором дополнительных обязанностей органов местного самоуправления по наведению порядка в сфере благоустройства и коммунального хозяйства. При этом все обязанности будут подкреплены доходными источниками.

      В совокупности все эти меры должны уже в ближайшее время дать положительный результат, который сможет ощутить каждый житель нашей области.

      Несмотря на все сложности и ограниченность финансовых возможностей региона, областной бюджет продолжает быть и социально ориентированным, и муниципально-направленным: приоритет отдаётся социальным вопросам и поддержке местного самоуправления.