Размер шрифта:
Цвета сайта
Изображения
Вернуть стандартные настройки

ЮРИСТЫ ИГРАЮТ ВЕДУЩУЮ РОЛЬ В НОРМОТВОРЧЕСКОЙ РАБОТЕ МУНИЦИПАЛИТЕТОВ. ИТОГИ СЕМИНАРА В ДОНСКОМ ПАРЛАМЕНТЕ

29.05.2009
Раздел: Новости МСУ
ЮРИСТЫ ИГРАЮТ ВЕДУЩУЮ РОЛЬ В НОРМОТВОРЧЕСКОЙ РАБОТЕ МУНИЦИПАЛИТЕТОВ. ИТОГИ СЕМИНАРА В ДОНСКОМ ПАРЛАМЕНТЕ

      29 мая 2009 года в Законодательном Собрании Ростовской области состоялся семинар-совещание с сотрудниками органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Ростовской области, ответственными за разработку нормативных правовых актов.

      В этом мероприятия приняли участие: заместитель Председателя Законодательного Собрания Ростовской области Евгений Михайлович ШЕПЕЛЕВ, председатель комитета Законодательного Собрания области по законодательству, местному самоуправлению и правопорядку, председатель Ростовского регионального отделения Всероссийского совета местного самоуправления Александр Валентинович ИЩЕНКО, сотрудники органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов области.

      Открывая совещание Е.М.Шепелев сказал: «Ни для кого не является секретом, что на сегодняшний день основная тяжесть в проведении муниципальной реформы ложится уже не на плечи федеральных или региональных органов госвласти, а на плечи сотрудников органов местного самоуправления, ответственных за разработку нормативных правовых актов. Все мы знаем, что ни главы муниципальных образований, ни ваши депутаты, как правило, не занимаются подготовкой проектов решений, выносимых на рассмотрение местных представительных органов. Всю подготовительную черновую работу проводите именно вы, юристы.

      Начиная с 2004 года Законодательным Собранием совместно с областной Администрацией и иными органами исполнительной власти последовательно и своевременно проводились все мероприятия, необходимые для того, чтобы 131-ый Федеральный закон «заработал» на территории нашей области в полном объеме. Кардинальным образом было изменено всё областное законодательство в сфере местного самоуправления, проведена работа по установлению границ муниципальных образований и по передаче муниципального имущества из районной собственности в собственность поселений. Кроме того, из областного бюджета ежегодно выделяются значительные средства на обучение и повышение квалификации муниципальных служащих, а также мы и областная Администрация регулярно разрабатываем для муниципалитетов методические рекомендации и модельные акты по наиболее значимым вопросам местной жизни.

      На областном уровне для нормальной работы органов местного самоуправления сделано немало. Теперь же первую скрипку в оркестре под названием «муниципальная реформа и устойчивое развитие муниципальных образований» предстоит играть местным Собраниям депутатов и местным администрациям. Именно вы должны постоянно следить за состоянием федерального и областного законодательства, Вы должны давать оценку местной правовой базе на предмет полноты содержащегося в ней нормативного регулирования, на предмет её непротиворечивости и соответствия актам большей юридической силы. И от того, насколько профессионально и качественно вы будете выполнять свою работу, во многом будет зависеть эффективность и качество решения вопросов непосредственного жизнеобеспечения жителей донского края. Знаю, что вы постоянно помните, и будете помнить об этом».

      А.В.Ищенко сосредоточился на изначальных причинах проблем муниципального нормотворчества: «В настоящее время в Ростовской области наблюдается настоящий бум местного правотворчества. Муниципальная реформа передала на уровень местного самоуправления решение очень многих вопросов, которые ранее находились в компетенции федерального или регионального законодателя. При этом государственная власть, передавая эти полномочия на местный уровень, не озаботилась необходимостью сразу формировать единые подходы местного правотворчества. И на сегодняшний день мы имеем очень разноречивую, разноцветную, разновекторную картину правотворческой деятельности органов местного самоуправления.

      Нередко муниципалитеты предпочитают сразу не приводить свои уставы в соответствии с изменениями в федеральном и областном законодательстве, а ждут в течение трех месяцев, определенных законом. Логика такова – «если за это время появятся ещё изменения в эти же законы, то внесем сразу все изменения в устав».

      Однако такая практика приводит к ситуации, когда уставы муниципалитетов не приводятся в соответствие с текущими требованиями федерального и областного законодательства в течение нескольких лет.

      В 2007 году, когда Законодательное Собрание области принимало методические рекомендации по определению шатанной численности аппаратов представительных органов и, прежде всего, просили вводить штатную должность юриста, просили администрации районов выстроить такую схему взаимодействия с поселениями, чтобы на уровне районной администрации и районного представительного органа можно было координировать нормотворческую деятельность в поселениях для того, чтобы обеспечить единообразные подходы к нормативному регулированию в каждом поселении хотя бы на территории района. Следующим шагом должно стать такое же единообразие на всей территории области, а затем уже и во всей стране.

      Механизм заключается в том, что ведущую роль в подготовке проектов нормативных актов в каждом муниципальном районе, в том числе и для поселений, должны играть специалисты районной администрации и районного Собрания депутатов.

      К сожалению, эта наша рекомендация пока воспринята не везде. Не во всех аппаратах представительных органов сегодня есть штатные юристы. Во многих районах депутаты решили, что лучше самим работать на постоянной основе, нежели брать на работу специалистов в этой сфере. Думается, что в таких районах данная проблема будет решена, когда объем сложных, требующих высокопрофессионального решения вопросов превысит некий критический рубеж.

      Проблема эта актуальна, поскольку даже выборочный анализ показывает, что качество местных правовых актов на Дону оставляет желать лучшего. Год от года у нас примерно на треть растут показатели по опротестованным, оспоренным, отмененным нормативных правовых актов муниципалитетов. Это говорит о том, что, с одной стороны, увеличивается число принимаемых актов, с другой стороны, усиливается прокурорский надзор, а значит, масштабнее выявляются и проколы нормотворчества. Здесь львиная доля ответственности лежит именно на людях, ответственными за разработку нормативных правовых актов, поскольку чаще всего это означает ошибки их правового понимания тех предписаний, которые содержаться в федеральных и областных законах.

      И вот наш сегодняшний семинар - попытка выстроить иерархию взаимодействия между областным, районным и поселенческим уровнями власти».

      Участники семинара пришли к единому мнению о том, что местное самоуправление – это живой, динамичный, постоянно развивающийся институт. Поэтому крайне важно всегда иметь общее понимание задач муниципалитетов, чтобы гармоничное сотрудничество всех уровней власти последовательно устраняло конфликтные ситуации при решении повседневных и перспективных задач местного самоуправления.

      В ходе совещания были также рассмотрены конкретные вопросы нормотворческой деятельности донских органов местного самоуправления.