Размер шрифта:
Цвета сайта
Изображения
Вернуть стандартные настройки

В АЗОВЕ ПРОШЛО ПЕРВОЕ АНТИКРИЗИСНОЕ ЗАСЕДАНИЕ ВСЕРОССИЙСКОГО СОВЕТА МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

12.05.2009
Раздел: Новости МСУ
В АЗОВЕ ПРОШЛО ПЕРВОЕ АНТИКРИЗИСНОЕ ЗАСЕДАНИЕ ВСЕРОССИЙСКОГО СОВЕТА МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

      12 мая 2009 года в городе Азове состоялось Межрегиональное совещание Всероссийского Совета местного самоуправления по вопросу «Работа муниципальных образований в новых экономических условиях».

***

      В мероприятии приняли участие Председатель Комитета Государственной Думы России по вопросам местного самоуправления, Председатель Всероссийского Совета местного самоуправления (ВСМС) Вячеслав Степанович ТИМЧЕНКО, заместитель Главы Администрации (Губернатора) Ростовской области Сергей Геннадьевич КУЗНЕЦОВ, заместитель Председателя Законодательного Собрания области Евгений Михайлович ШЕПЕЛЕВ, депутат Государственной Думы России, координатор ВСМС по Южному федеральному округу Зоя Михайловна СТЕПАНОВА, депутат Государственной Думы, атаман Всевеликого Войска Донского Виктор Петрович ВОДОЛАЦКИЙ, председатель комитета Законодательного Собрания области по законодательству, Председатель Ростовского регионального отделения ВСМС Александр Валентинович ИЩЕНКО, члены Молодежного парламента при Законодательном Собрании области, представители органов местного самоуправления Ростовской области и других регионов Южного федерального округа.

***

      На брифинге для средств массовой информации, прошедшем перед началом мероприятия, В.С.Тимченко, в частности, сказал: «Это – первое среди совещаний, которые будут проводиться по всей Российской Федерации. Южный федеральный округ в этом плане у нас передовик и первооткрыватель. Совещание проводится по итогам недавно проведенного в Астрахани Президиума Совета по местному самоуправлению при Президенте Российской Федерации. Именно там обсуждались меры, принимаемые Правительством России, и субъектами Российской Федерации в условиях экономического кризиса. А также обсуждались роль местного самоуправления сегодня и вопросы, что же местное самоуправление, муниципальная власть должны сделать, чтобы наше население не почувствовало в полной мере последствия мирового экономического и финансового кризиса и чтобы муниципалы выполняли главную свою задачу – создавали условия для хорошего, качественного уровня жизни населения».

      В.С.Тимченко также отметил, что одна из главных целей проведения этого совещания – обсудить с представителями муниципального сообщества меры законодательно-нормативного плана, которые необходимо дополнительно принять на федеральном уровне, а также на региональном и муниципальном уровне. Все поступившие предложения от муниципалитетов всех семи федеральных округов (подобные совещания в остальных регионах пройдут до середины июня) будут обобщены, и итоговый документ будет направлен Президенту Российской Федерации, в Правительство и Государственную Думу для принятия дальнейших мер.

      А.В.Ищенко добавил, что в данном совещании, направленном на стабильное развитие муниципальных образований, принимает участие более 400 представителей органов местного самоуправления Ростовской области.

***

      Поприветствовав участников важного совещания на Донской земле, заместитель Главы Администрации (Губернатора) Ростовской области С.Г.Кузнецов отметил несколько важнейших тенденций реформы местного самоуправления на Дону. В частности, он подчеркнул:

      «Проведение этого совещания в городе Азове мы расцениваем как высокую оценку той работе, которая проводится в городе и в целом в Ростовской области по реализации 131-го Федерального закона. Я возьму на себя смелость утверждать, что положительный трехлетний опыт реализации данного закона в Ростовской области позволяет сказать, что раздающиеся иногда утверждения, что муниципальная власть слаба, не имеют под собою никакой почвы и совершенно несостоятельны.

      Муниципальную реформу часто критикуют за несовершенное законодательство, но мы видим, что оно постоянно меняется и совершенствуется под реалии настоящего времени. И по мере того, как мы набираем опыт, законодатели федерального, да и нашего, областного уровня выходят с инициативами по его совершенствованию. Говорят, что реформа существует только на словах, и реально поселения к осуществлению своих полномочий не приступили, у них нет необходимых финансовых ресурсов.

      Однако за годы реформы количество вопросов местного значения, решаемых поселениями Ростовской области самостоятельно, выросло с 23 в 2006 году до 29 в 2008 году, а наша позиция всегда была такова: полномочия нужно передавать не просто для количества, а готовя для этого необходимую почву и нарабатывая определенный опыт.

      Хочу подчеркнуть, что за эти 3 года на уровень муниципалитетов мы передали 24 государственных полномочия со всем необходимым финансированием. Доля поселений, не получающих дотаций из областного бюджета, с 10% в 2006 году выросла до 31% в 2008 году. А налоговые и неналоговые доходы поселений увеличились с 1,2 миллиарда рублей до 2,6 миллиарда рублей».

***

      Выступая на совещании, А.В.Ищенко, в частности, сказал:

      «Инициатива этой встречи принадлежит муниципалам, лидерам местного самоуправления, которые озабочены перспективами развития местной власти в новых экономических условиях. Одна из основных задач сегодняшнего совещания состоит в том, чтобы понять уровень сложности для муниципального сообщества новой экономической ситуации, увидеть, насколько известны и понятны на федеральном и региональном уровнях власти те проблемы, которые волнуют местное самоуправление.

      Мы отчетливо понимаем, что формирование и реализация антикризисных мер – это совместная работа всех уровней власти. Однако степень влияния предпринимаемых действий на ситуацию зависит в первую очередь от возможностей и полномочий соответствующего уровня публичной власти. В этой связи хотел бы высказать несколько оценок и предложений по сложившейся ситуации. Что касается муниципального уровня, то необходимо отметить прямую зависимость его финансовой стабильности от четко выстроенных и продуманных межбюджетных отношений с областным уровнем власти.

      Что мы имеем сегодня в этом смысле в Ростовской области? Во-первых, ясные и рассчитанные на среднесрочную перспективу нормативы поступлений налоговых доходов и финансовой помощи из областного бюджета. Они утверждены специальным Областным законом и остаются стабильными на протяжении несколько лет. Во-вторых, на муниципальный уровень переданы единые нормативы отчислений от отдельных налогов, которые ранее являлись доходами областного бюджета. Речь идет о четырех налогах – транспортном, на имущество организаций, едином сельскохозяйственном и о налоге, взимаемом в связи с применением упрощенной системы налогообложения».

      Примечание: полный текст выступления А.В.Ищенко на Межрегиональном совещании Всероссийского Совета местного самоуправления по вопросу «Работа муниципальных образований в новых экономических условиях» можно скачать здесь.

***

      По итогам заседания были выработаны следующие «Предложения Ростовского регионального отделения Всероссийского Совета местного самоуправления о мерах по обеспечения устойчивого развития муниципальных образований в современных условиях»:

      В современных финансово-экономических условиях основные усилия всех органов публичной власти направлены на обеспечение устойчивого развития Российской Федерации в целом, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

      Принимаемые меры охватывают практически все стратегические направления социально-экономического развития муниципалитетов. Однако нельзя не учитывать, что отрицательное влияние на социально-экономическое развитие муниципалитетов оказывают не только последствия финансово-экономического кризиса, но и комплексная нерешенность на федеральном уровне целого ряда проблем местного самоуправления. Это проблемы финансового обеспечения муниципальных образований, проблемы исполнения ими отдельных государственных полномочий, подготовки и утверждения документов территориального планирования, а также оказания содействия субъектам малого и среднего предпринимательства.

      В целях обеспечения устойчивого развития муниципальных образований в сложившихся социально-экономических условиях необходимым представляется принять на федеральном уровне следующие законодательные решения.

      1. Внести изменения в Федеральный закон от 30 декабря 2006 года № 271-ФЗ «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» в части переноса сроков введения в действие отдельных его положений.

      В настоящее время Федеральным законом предусмотрено, что с 1 января 2010 года для организации деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на рынках, за исключением сельскохозяйственных рынков и сельскохозяйственных кооперативных рынков, управляющие рынками компании должны будут использовать исключительно капитальные здания, строения, сооружения. Использование в этих целях временных сооружений запрещается. В отношении сельскохозяйственных рынков и сельскохозяйственных кооперативных рынков данное требование вступит в силу с 1 января 2012 года.

      Более того, с 1 января 2009 года предоставление торговых мест на розничных рынках гражданам, ведущим личные подсобные хозяйства или занимающимся садоводством, огородничеством, животноводством, осуществляется не в упрощенном, а в обычном порядке.

      Однако представляется, что такие требования окажут негативное влияние на деятельность по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на рынках, а в небольших сельских населенных пунктах приведут к ликвидации рынков, поскольку строительство капитальных зданий и сооружений требует значительных капиталовложений.

      В условиях жесточайшей конкуренции российских и иностранных товаропроизводителей, неспокойной финансовой обстановки действующие рынки выполняют стратегическую функцию по обеспечению отечественным продовольствием граждан Российской Федерации. Именно невысокая плата за торговое место на рынке и простота его получения сельхозпроизводителем обеспечивают наличие на рынках доступных по цене и качеству отечественных сельскохозяйственных продуктов.

      Очевидно, что приведенные выше положения Федерального закона особенно в условиях набирающего силу финансового кризиса совершенно не отвечают интересам ни отечественных товаропроизводителей, ни интересам потребителей. А, стало быть, и интересам государства, поскольку главная задача, решить которую был призван данный Федеральный закон, - это обеспечение беспрепятственного доступа отечественных сельхозпроизводителей на розничные рынки, чтобы население могло получать качественную и недорогую отечественную продукцию.

      С учетом изложенного необходимым представляется перенести сроки введения в действие следующих положений рассматриваемого Федерального закона:

      - о предоставлении торговых мест на розничных рынках универсального типа в упрощенном порядке гражданам, ведущим личные подсобные хозяйства или занимающимся садоводством, огородничеством, животноводством, с 1 января 2009 года до 1 января 2015 года;

      - об использовании на рынках для организации деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на рынках, за исключением сельскохозяйственных рынков и сельскохозяйственных кооперативных рынков, исключительно капитальных зданий, строений, сооружений с 1 января 2010 года до 1 января 2015 года; в отношении сельскохозяйственных рынков и сельскохозяйственных кооперативных рынков – с 1 января 2012 года до 1 января 2017 года.

      2. Внести изменения в Федеральный закон от 22 июля 2008 года № 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

      В настоящее время в статье 3 Федерального закона в качестве одного из условий реализации преимущественного права субъектов малого и среднего предпринимательства на приобретение арендуемого ими государственного и муниципального имущества закреплено условие о перечислении арендной платы за аренду такого имущества «надлежащим образом».

      Данное законоположение представляется не отвечающим требованиям однозначности и недвусмысленности и по-разному трактуется в правоприменительной практике.

      В одних случаях надлежащим перечислением арендной платы признается ее перечисление строго в сроки, установленные договором аренды. В других случаях органы государственной власти и местного самоуправления, принимающие решения о предоставлении субъектам малого и среднего предпринимательства преимущественного права, руководствуются положениями пункта 3 статьи 619 ГК РФ и в качестве ненадлежащего перечисления арендной платы признают ее невнесение более двух раз подряд по истечении установленного договором срока платежа.

      На практике это приводит к многочисленным отказам субъектам малого и среднего предпринимательства в предоставлении преимущественного права на выкуп арендуемого имущества.

      Проведенный мониторинг соблюдения арендаторами государственного и муниципального имущества сроков внесения арендной платы свидетельствует о том, что около 90 процентов предпринимателей так или иначе нарушают эти сроки. Причем в большинстве случаев нарушение сроков является следствием различного рода объективных трудностей, возникающих на этапе становления бизнеса, и не свидетельствует о недобросовестности членов предпринимательского сообщества.

      В случае если и в дальнейшем в качестве ненадлежащего внесения арендной платы будет рассматриваться даже однократное нарушение сроков ее внесения либо внесение ее с нарушением установленных договором сроков более двух раз подряд, может сложиться ситуация, при которой основная масса предпринимателей фактически будет лишена возможности реализовать право, предоставленное Федеральным законом. В такой ситуации на местах может произойти существенное сокращение числа малых и средних предприятий, следствием которого станет рост безработицы в связи с увольнением работников таких предприятий и сокращение доходной части бюджетов муниципальных образований по причине уменьшения получаемых от субъектов малого и среднего предпринимательства налоговых платежей.

      С учетом изложенного целесообразным представляется внести в Федеральный закон изменение и условие о перечислении арендной платы надлежащим образом заменить условием об отсутствии задолженности по внесению арендной платы за аренду государственного или муниципального имущества на момент принятия решения о предоставлении субъекту малого или среднего предпринимательства преимущественного права на выкуп арендуемого имущества.

      3. Внести изменения в Федеральные законы от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» и от 29 декабря 2004 года № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» в части перенесения сроков для предоставления земельных участков под жилищное строительство и изменения видов разрешенного использования земельных участков в отсутствие документов территориального планирования муниципальных образований и правил землепользования застройки территорий с 1 января 2010 года на более поздний срок.

      Необходимость внесения таких изменений вызвана чрезвычайно медленными темпами работ по подготовке и утверждению документов территориального планирования и правил землепользования и застройки.

      По состоянию на сегодняшний день в Ростовской области утвержденные генеральные планы имеются лишь в 7 из 12 городских округов, в 2 из 18 городских поселений и в 7 из 390 сельских поселений. Правила же землепользования и застройки утверждены лишь в 2 городских округах.

      Такая ситуация обусловлена отсутствием необходимых источников финансирования работ по подготовке документов территориального планирования, особенно на уровне сельских поселений, отсутствием картографической основы нужного масштаба, недостатком профессионально подготовленных специалистов в области территориального планирования, неразвитостью данного сектора рынка.

      Для оказания помощи муниципальным образованиям из областного бюджета на разработку генеральных планов городских округов и поселений выделяются значительные средства. В 2009 году на эти цели предполагается выделить 154,1 млн. руб., в 2010 году - 250,0 млн. руб., а в 2011 году - 200,0 млн. рублей. Однако этих средств все равно недостаточно для того, чтобы закончить работу по утверждению документов территориального планирования и правил землепользования и застройки в установленные Федеральными законами сроки.

      4. Для повышения заинтересованности органов местного самоуправления в развитии малого предпринимательства внести изменения в Бюджетный кодекс Российской Федерации, направленные на обеспечение сбалансированности местных бюджетов за счет зачисления в местные бюджеты доходов от уплаты налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения. Кроме того, представляется целесообразным внести изменения в Налоговый кодекс Российской Федерации в части повышения установленного им предела остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов, принадлежащих организациям, которые вправе применять упрощенную систему налогообложения.

      5. Следующая проблема, на которую необходимо обратить внимание, касается исполнения органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий. Одним из важнейших принципов наделения муниципалитетов государственными полномочиями является принцип их надлежащего финансового обеспечения.

      Однако на практике органы местного самоуправления либо вынуждены осуществлять отдельные федеральные государственные полномочия вообще без предоставления субвенций из федерального бюджета, либо сталкиваются с проблемами несвоевременного или недостаточного по объему перечисления субвенций в местные бюджеты.

      К числу государственных полномочий, не обеспеченных финансированием за счет средств федерального бюджета, относятся:

      1) полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена;

      2) полномочия по приему от налогоплательщиков (налоговых агентов) денежных средств в счет уплаты налогов и их перечислению в бюджетную систему Российской Федерации в тех местностях, где отсутствуют банки;

      3) организационные полномочия по приему документов, постановке на учет, принятию решений о выплате ежемесячных денежных компенсаций в возмещение вреда и иных выплат для лиц, пострадавших от воздействия радиации, а также по определению размера данных выплат.

      Очевидно, что исполнение данных полномочий требует существенных трудовых и материальных затрат со стороны органов местного самоуправления, однако муниципалитеты вынуждены осуществлять их за счет собственных бюджетных средств.

      С учетом изложенного необходимым представляется:

      1) законодательно закрепить запрет на передачу муниципалитетам отдельных государственных полномочий без перечисления средств на их реализацию в авансовом порядке;

      2) внести изменения в акты федерального законодательства и надлежащим образом наделить органы местного самоуправления вышеперечисленными государственными полномочиями, а также предусмотреть в федеральном законе о бюджете субвенции на осуществление данных государственных полномочий.

      6. Необходимым представляется также законодательно предоставить субъектам Российской Федерации право самостоятельно определять цену 1 квадратного метра общей площади жилья в различных муниципальных образованиях при закупке жилья в строящихся домах для социальных нужд за счет бюджетных средств в пределах выделенных лимитов и обязательств.

      В настоящее время Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 25 марта 2009 года N 79 утверждена средняя рыночная стоимость 1 квадратного метра общей площади жилья по субъектам Российской Федерации, подлежащая применению для расчета размеров социальных выплат, выделяемых в соответствии с планами на II квартал 2009 года, для всех категорий граждан, которым указанные социальные выплаты предоставляются за счет средств федерального бюджета на приобретение жилых помещений. Для Ростовской области она установлена в размере 30 350 рублей.

      Однако фактически сложившаяся средняя стоимость 1 квадратного метра общей площади жилья по отдельным муниципальным образованиям весьма существенно различается. Так, например, в городских округах она колеблется от 25 до 60 тыс. руб. за 1 квадратный метр.

      7. Целесообразным представляется также внести изменения в статью 2 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» и перенести окончание срока действия нормы о выкупе земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, по цене, установленной субъектами Российской Федерации, с 1 января 2010 года на 1 января 2012 года, а также предусмотреть возможность выкупа таких земельных участков с рассрочкой платежа.

      8. Учитывая, что статьей 2 Федерального закона от 22 мая 2003 года № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» по многим видам деятельности, облагаемым единым налогом на вмененный доход, уже разрешено осуществление наличных расчетов без применения контрольно-кассовой техники, представляется целесообразным установление такого права для всех представителей данной категории субъектов предпринимательской деятельности.

***

      По завершении мероприятия состоялось совещание руководителей региональных отделений ВСМС. В его повестке дня - вопросы развития территориальных структур региональных отделений Всероссийского Совета местного самоуправления, актуальные вопросы развития местного самоуправления в субъектах России, а так же перспективы работы Всероссийского Совета местного самоуправления в 2009 году.

***

      Напоминаем, что Общероссийская общественная организация «ВСЕРОССИЙСКИЙ СОВЕТ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ» учреждена в мае 2006 года.

      Важнейшие цели и задачи ВСМС:

      1. Мониторинг реформы местного самоуправления в Российской федерации

      2. Совершенствование системы местного самоуправления в России;

      3. Вовлечение муниципального сообщества в процесс принятия ключевых решений, касающихся развития местного самоуправления и страны в целом;

      4. Организация обучения и консультационно-методической поддержки представителей органов местного самоуправления;

      5. Организация социальных проектов на территории муниципальных образований Российской Федерации.

      К настоящему моменту региональные отделения ВСМС созданы в 76 регионах России. Членами организации являются физические лица (представители органов местного самоуправления и депутаты региональных законодательных собраний, депутаты Государственной думы, сенаторы, представители общественных организаций). Руководящими органами на федеральном и региональном уровнях являются Бюро, Центральный и региональные советы, контрольно-ревизионные комиссии.

      За время своего существования ВСМС провел более 200 массовых мероприятий в Москве и регионах, посвященных обсуждению ключевых вопросов муниципального сообщества: финансовой обеспеченности муниципальных образований и проблем межбюджетных отношений; реформирования ЖКХ; законодательного обеспечения гарантий деятельности должностных и выборных лиц местного самоуправления; разработки стратегий социально-экономического развития муниципальных образований и т.п. В ходе этих мероприятий муниципалы получили возможность напрямую обсудить существующие проблемы с представителями федеральных министерств и ведомств, Председателем Государственной Думы, лидерами политических объединений.

      Важнейшим направлением работы ВСМС является выявление лучших практик муниципального управления и организация обмена опытом между руководителями различных муниципальных образований. В 2008 году «Всероссийский Совет» стал оператором ежегодных конкурсов среди муниципальных образований, проводимых Министерством регионального развития России, в ходе которого выявлялись победители по 15 номинациям, в том числе «Лучшая практика управления местными финансами»; «...управления коммунальным хозяйством»; «...решения социальных вопросов»; «...поддержки малого и среднего бизнеса»; «...стимулирования гражданской активности» и другие.

      Доклад ВСМС «Местное самоуправление - ресурс развития страны», представленный Президенту РФ и Председателю Государственной Думы, стал одной из первых попыток консолидировать усилия муниципального сообщества вокруг решения ключевых задач современного развития страны. В докладе были рассмотрены как общеполитические аспекты - сохранение стабильности и повышение конкурентоспособности страны, укрепление доверия к власти, - так и касающиеся практики работы органов власти - повышение эффективности управления муниципальными финансами, повышение качества жизни граждан и другие. Для поиска наиболее эффективных решений в данных направлениях, по решению руководства страны, были образованы Муниципальный Совет при Председателе Государственной Думы и Совет по развитию местного самоуправления при Президенте РФ.

      «Всероссийский Совет» активно занимается обучением и консультированием муниципалов в различных сферах. В ВСМС создан аналитический центр, осуществляющий анализ информации о состоянии и развитии МСУ, подготовку предложений по совершенствованию законодательства, консультирование по правовым и иным вопросам (в том числе в режиме "on-line"), обобщение лучших практик муниципального управления. Аналитический центр принимает запросы от муниципалитетов по электронной почте либо с использованием специальной формы, размещенной на сайте ВСМС.

      Специалистами ВСМС создано методическое пособие «Гражданское участие в местном самоуправлении», являющееся кратким путеводителем по законодательству об участии населения в жизни своих муниципальных образований. Пособие также содержит проекты решения типичных муниципальных проблем, советы по поиску источников финансирования. ВСМС проводит тематические стажировки для работников отечественных муниципальных образований. Их цель - знакомство с зарубежным опытом государственного и муниципального управления, процедурами взаимодействия структур государства, муниципалитета и гражданского общества. В 2008 году несколько групп прошли такое обучение в Германии. С 2009 года география зарубежных поездок расширится за счет Италии, Франции и Финляндии.

      Еще одно направление работы ВСМС - создание кадрового резерва для муниципальных органов власти. В рамках этого направления ВСМС реализует проект «Школа молодого лидера местного самоуправления». Его цель - обучение молодых муниципальных кадров основам проектирования и реализации на своей территории социально-значимых инициатив.

      Совместно с ВПП «ЕДИНАЯ РОССИЯ» ВСМС формирует «Муниципальный кадровый резерв страны». Данный проект также направлен на поиск наиболее успешных управленческих кадров и возможности создания для них «кадрового лифта» в органах власти местного, регионального и федерального уровня.

      Для снижения влияния всемирного экономического спада на жизнь в российских городах, ВСМС, совместно с Министерством регионального развития проводится «антикризисный» опрос муниципальных образований. Опросные анкеты составлены таким образом, что их анализ позволит не только отследить развитие кризисной ситуации в муниципалитетах, понять общие негативные тенденции, но и при необходимости осуществить корректировки на региональном или федеральном уровне.

       «Всероссийским Советом» введена постоянная практика обсуждения с муниципалами законопроектов, рассматриваемых Государственной Думой. Предложения, высказанные представителями муниципального сообщества, депутаты Государственной Думы - члены ВСМС вносили в качестве поправок в действующие законы и обсуждаемые законопроекты. В рамках экспертных клубов ВСМС разработан целый пакет собственных законодательных инициатив.

      Сайт ВСМС: www.vsmsinfo.ru

      e-mail: vsmsinfo(g),yandex.ru

      Тел./факс ЦИК ВСМС: +7.495.287-01-70, +7.495.692-00-74

      Фоторепортаж с мероприятия (Фото Гриценко А.П.)