Размер шрифта:
Цвета сайта
Изображения
Вернуть стандартные настройки

ЕВГЕНИЙ ТУГОЛУКОВ: ИЗ ПРИРОДООХРАННОЙ ТЕМЫ НАДО ИСКЛЮЧИТЬ СУБЪЕКТИВИЗМ

16.04.2010
ЕВГЕНИЙ ТУГОЛУКОВ: ИЗ ПРИРОДООХРАННОЙ ТЕМЫ НАДО ИСКЛЮЧИТЬ СУБЪЕКТИВИЗМ

      Председатель Комитета Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии ответил на вопросы «Парламентской газеты».

      – Евгений Александрович, вы возглавили один из ключевых комитетов в момент, когда созыв Думы отработал половину срока полномочий. Будет ли что-то серьёзно меняться в работе комитета, изменится ли «повестка дня»?

      – Комитет сохраняет преемственность и будет продолжать интенсивную работу по всем уже начатым направлениям. Необходимо отметить, что в настоящее время в России вопросы экологии и устойчивого природопользования приобретают первостепенное значение. Новые экологические угрозы, вызванные нерациональным использованием лесов, загрязнением атмосферного воздуха и водных ресурсов, требуют своевременного реагирования и соответствующей законодательной базы, отвечающей современным реалиям. На мой взгляд, развитие такой базы должно стать одной из основных целей работы комитета.

      Сегодня у нас на рассмотрении находятся 23 законопроекта. Среди наиболее актуальных могу выделить рациональное использование лесных и водно-биологических ресурсов, а также проблему утилизации бытовых отходов и обращения с радиоактивными отходами. Необходимо продолжить доработку этих документов и потом сконцентрироваться на их реализации.

      – Особое внимание комитет всегда уделял рациональному использованию лесов. Как в настоящее время законодательно регулируется этот вопрос?

      – Основным шагом в реализации государственной лесной политики стало принятие новой редакции Лесного кодекса, вступившего в силу с 2007 года. Он стал инструментом проведения прогрессивной экономической политики в области лесных отношений, децентрализации системы управления лесами, создания открытой конкурентной среды в сфере использования, защиты и воспроизводства лесов.

      В настоящее время перед комитетом стоит задача по дальнейшему развитию системы законодательного регулирования в области лесных отношений: необходимо совершенствовать структуру управления лесным комплексом, увеличивать объёмы лесовосстановления, противодействовать незаконному обороту древесины и повышать конкурентоспособность лесной промышленности.

      Активная работа по этим направлениям ведётся в рамках партийного проекта «Единой России» «Российский лес». Комплекс предлагаемых мер позволит повысить качество государственного управления и надзора в лесном комплексе, улучшить развитие лесной инфраструктуры и глубокой переработки, а также обеспечить не менее чем трёхкратное увеличение объёмов посадки ценных пород.

      – Во многих областях России ведётся настоящее наступление на леса. Их вырубают под частные элитные застройки и промышленные нужды. Как остановить это наступление на лес?

      – В отношении жилищного строительства, в том числе элитного, на землях лесного фонда государственная позиция чётко определена: в соответствии с законодательством на них запрещается размещение садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений, а также предоставление лесных участков отдельным гражданам для ведения какого-либо хозяйства или жилищного строительства.

      Что касается вырубки лесов под «промышленные нужды», то Лесной кодекс допускает вырубку лесных насаждений в целях строительства и эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры. Однако при этом используются прежде всего нелесные земли, а при отсутствии на лесном участке таких земель – участки невозобновившихся вырубок, гарей, пустырей, а также площади, на которых произрастают низкополнотные и наименее ценные лесные насаждения.

      Хочу отметить, что при использовании лесов следует соблюдать баланс интересов экологии и экономики. Развитие последней зачастую требует строительства различных водных сооружений, линий электропередачи, линий связи, дорог и так далее. Называть это «наступлением на лес» некорректно.

      – Какие изменения коснутся законодательства, касающегося водно-биологических ресурсов?

      – В настоящее время на рассмотрении в комитете находятся два законопроекта, касающиеся водно-биологических ресурсов. Мы считаем, что для эффективного контроля и надзора в области рыболовства, а также сохранения водных биоресурсов необходимо прежде всего разграничить полномочия федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов в этой сфере.

      Сейчас также остро стоит вопрос об искусственном воспроизводстве и разведении рыб и других водных животных. Такая практика уже применяется в нашей стране, но так и не получила полноценного законодательного закрепления. Несмотря на то, что Россия располагает огромным природно-климатическим потенциалом, развитие аквакультуры находится всё ещё на низком уровне – её доля от общего числа добываемой рыбы не превышает 5 процентов. В некоторых развитых странах эта цифра в десять раз больше. Всё это привело к созданию проекта федерального закона «Об аквакультуре». Главная его цель – усиление государственной политики в развитии аквакультуры на основе стимулирования частной инициативы и сбалансированности государственных и частных интересов.

      Мы надеемся, что появление законодательной базы в этой сфере позволит уже в ближайшие годы улучшить обеспечение населения России рыбной продукцией по доступным ценам, а в будущем возместить её потери из-за падения уловов.

      – Что делается комитетом для решения проблем, связанных с утилизацией и переработкой накопившихся отходов? Что нужно сделать, чтобы упорядочить работу мусорных полигонов?

      – В России насчитывается 11 тысяч полигонов и свалок, а функционирует всего 7 мусоросжигательных, 5 мусороперерабатывающих и 39 мусоросортировочных комплексов. Тут основное внимание нужно акцентировать не на мусорных полигонах, а на необходимости повышения предпринимательской активности в области переработки отходов. Во всём мире переработка отходов – один из самых перспективных, инновационных и социально важных видов бизнеса.

      Для создания эффективной системы обращения с отходами, развития этой отрасли экономики необходимо комплексное обновление нормативно-правовой базы в сфере обращения с отходами. В числе возможных мер – разработка и принятие законодательных инициатив, предусматривающих предоставление организациям, создающим новые мощности по переработке и утилизации отходов, налоговых преференций.

      – Законопроект о радиоактивных отходах недавно прошёл первое чтение. Какие изменения, наиболее вероятно, он претерпит ко второму?

      – В числе законодательных решений, которые комитет предлагает принять, необходимо выделить несколько ключевых моментов. Законопроект разграничивает радиоактивные отходы и отработавшее ядерное топливо. Разделение обусловлено прин¬ципиальным отличием в схемах обращения с данными веществами. Современные технологии предполагают регенерацию и возврат в ядерный топливный цикл материалов, содержащихся в отработанном топливе. Таким образом, рассматривать его в качестве радиоактивных отходов недопустимо. Хочу отметить, что работа по созданию правового регулирования в области обращения с отработавшим ядерным топливом уже ведётся – госкорпорация «Росатом» разрабатывает соответствующий законопроект.

      Документом также предусматривается запрет на ввоз и вывоз из России радиоактивных отходов в целях их хранения и захоронения, запрещается создание новых пунктов глубинного захоронения жидких радиоактивных отходов и вводится исключительно федеральная собственность на пункты захоронения.

      – Смогут ли сами граждане как-то влиять на принятие решений о размещении пунктов хранения радиоактивных отходов?

      – Комитет предлагает решить вопрос в соответствии с нормами, установленными законодательством, – органы государственной власти субъектов и органы местного самоуправления согласовывают с населением вопросы размещения в том порядке, по которому проходит согласование строительства любого объекта, в том числе атомной энергии. Права граждан и общественных объединений на участие в формировании политики в области использования таких объектов закрепляются Градостроительным кодексом и Федеральным законом «Об использовании атомной энергии».

      – Как решать общеизвестную проблему российской экономики – повышение её энергетической и экологической эффективности?

      – Основные задачи в этом направлении сформулированы Указом Президента РФ «О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики». Действия, которые необходимо предпринять для реализации поставленных задач, активно обсуждаются Правительством России и всем профессиональным сообществом. Прежде всего – это изменение действующего законодательства в области охраны окружающей среды. Необходимо принятие механизмов экономического стимулирования предприятий к применению новых технологий, модернизации очистных сооружений, использованию альтернативных источников энергии, строительству мощностей по переработке отходов производства и потребления.

      – Часто слышатся предложения о внедрении новой системы экологического нормирования. Что она подразумевает?

      – Сложившаяся сегодня система регулирования сбросов в водные объекты неэффективна и не стимулирует предприятия к перевооружению и модернизации своих очистных сооружений. Кроме того, она является субъективной, что позволяет чиновнику индивидуально принимать решения по каждому конкретному объекту. Такая же система нормирования установлена для воздуха и отходов.

      Для исправления ситуации действительно необходимо внедрить новую систему экологического нормирования, ввести декларативный принцип для субъектов малого и среднего бизнеса и обеспечить внедрение наилучших экологически безопасных технологий.

      Этот принцип, по которому пошло большинство европейских стран, предусматривает переход на нормирование негативного воздействия на окружающую среду на базе технологий, отвечающих последним экономически доступным достижениям науки при минимальном уровне воздействия на экологию. Такой подход позволяет не просто стимулировать предприятия к строительству очистных сооружений, улучшению качества выбросов, но и создаёт предпосылки для инновационной модернизации российской промышленности.