Размер шрифта:
Цвета сайта
Изображения
Вернуть стандартные настройки

Евгений Москвичев: Законы прямого действия

26.04.2012
Евгений Москвичев: Законы прямого действия

      - Состоялась встреча министра транспорта РФ Игоря Левитина с членами Комитета Государственной Думы по транспорту, сенаторами и членами Союза транспортников России, в ходе которой он представил своих заместителей, руководителей подведомственных Минтрансу служб и агентств, директоров департаментов министерства, обозначил ряд важных тем, на которые необходимо обратить внимание в процессе законодательной деятельности. Не могли бы Вы рассказать нашим читателям, о каких темах шел разговор?

      - На данный момент состоялось две подобных встречи. Первая - в Министерстве транспорта Российской Федерации, в которой приняли участие члены Комитета Государственной Думы по транспорту и руководство этого ведомства, включая директоров департаментов, и вторая – уже с участием представителей Совета Федерации РФ. Главное, что было отмечено на этих встречах, что органы законодательной и исполнительной власти, с одной стороны, бизнес и профессиональное сообщество, с другой стороны, должны научиться друг друга слышать и учитывать интересы всех сторон, только в этом случае законотворческая деятельность будет своевременной и эффективной. Нужно уходить от практики работы над законами десятилетиями. Их надо согласовывать и принимать в кратчайшие сроки. И это должны быть законы прямого действия. Совершенно недопустимо, чтобы к закону, написанному на двух-трех страницах, прилагалось несколько сотен постановлений, которые прочитать-то трудно, а руководствоваться ими в своей ежедневной деятельности еще сложнее, а ведь в транспортной системе сегодня широко задействован малый и средний бизнес, включая индивидуальных предпринимателей. Подчеркну еще раз, мы выступаем за законы прямого действия. Для этого законодатели готовы подключиться к разработке проектов законов в транспортной отрасли на уровне министерства и других ведомств, чтобы в последствие в Госдуме не переписывать их на 80-100 процентов, а принимать с учетом минимального количества поправок и претворять в жизнь. Приведу пример. Впервые в истории новой России, то есть за последние двадцать лет, на всенародное обсуждение был вынесен законопроект, регулирующий пассажирские перевозки на автомобильном транспорте. Было приято решение, что с марта месяца этого года все значимые для отрасли документы, разрабатываемые в Правительстве РФ и Минтрансе, должны предварительно обсуждаться с Союзом транспортников России, объединяющим предпринимателей в сфере коммерческих услуг. Это, образно говоря, ни шаг вперед, а сразу два. И движение в этом направлении будет продолжаться.

      Именно с этой целью мы приняли решение проводить выездные мероприятия Комитета: расширенные заседания, тематические «круглые столы». Первое такое мероприятие, посвященное вопросам наземного пассажирского автомобильного транспорта и автомобильным дорогам, состоялось весной текущего года в Рязани. К участию были приглашены представители органов исполнительной и законодательной власти федерального уровня, субъектов РФ, ряда профильных министерств и ведомств, а также представители профессионального сообщества. Всесторонне будет обсуждаться (обсуждался) вопрос о том, что сегодня необходимо сделать для развития транспортной системы страны с учетом повышения безопасности и комфорта перевозок пассажиров.

      - Как известно, на муниципальном уровне просто нет денег для строительства и ремонта дорог. Принято решение о возврате к системе дорожных фондов. Как это повлияет на решение этого злободневного вопроса?

      - Этот вопрос вместе с министром транспорта Игорем Левитиным мы поднимали еще в 2006 году, когда я работал в министерстве. Никаких денег не хватит ни на муниципальных, ни на федеральном уровнях, чтобы привести в порядок миллионы километров дорог, которые сегодня нуждаются в ремонте. Конечно, можно закачивать в дороги колоссальные средства, но для того, чтобы этот процесс стал эффективным нужен жесткий и, прежде всего, общественный контроль. Возьмем, к примеру, Смоленскую область. При надлежащем управлении и в условиях системы дорожных фондов бюджет области по этим позициям вырастет в два, в два с половиной раза. Некоторые губернаторы, опасаясь, что не смогут освоить такие средства уже просят Правительство РФ разрешить расходовать их по другим статьям. Однако Владимир Владимирович Путин ясно дал понять, что средства эти должны использоваться только по прямому назначению, то есть на дороги. А значимость общественного контроля он подчеркнул и в своих программных статьях. В регионах уже создаются общественные структуры, которые будут на местах контролировать состояние дорог. Таким образом, ход строительства дорог будет под надзором не только дорожников, а специальных структур, отвечающих за их состояние. Речь идет о службе, которая в ежемесячном режиме будет отчитываться перед Министром транспорта о проделанной работе. Необходимо также предусмотреть и ужесточить штрафные санкции за плохую работу. Задача законодателей в максимально короткие сроки принять закон регулирующий жизненный цикл дорог. Возможно, что это произойдет уже в весеннюю сессию Госдумы. Нужно остановить порочную практику халатного отношения к строительству дорог. Конкурс на ее строительство не может выигрывать структура, которая в своей повседневной жизни привыкла орудовать только ручкой и тетрадкой, которая кое-как строит дорогу, осваивает бюджетные деньги и забывает об ответственности за ее содержание. В отличие от подобных застройщиков, пользователи будут следить за этой дорогой и точно знать, кто отвечает за ее содержание. Такой подход уже используется, например, в Смоленской области, где на трассах установлены табло с адресами и телефонами компаний, отвечающих за содержание конкретного участка дороги.

      - Как обстоят дела с платными дорогами?

      - В Европе на 100 % всех дорог платные составляют лишь 2-3 %. В России этот показатель, учитывая наши расстояния, не должен превышать 3-5 %. И речь в данном случае должна идти о трассе, по которой можно ехать со скоростью 120 – 130 километров в час и без останавливающего вас инспектора ГИБДД через каждые двадцать километров. Другой важный момент - платные дороги должны быть там, где обычные не справляются с транспортным потоком. Это касается трасс, по которым в сутки проходит 30 - 40 тыс. автомашин. Европейская практика свидетельствует, что в таком случае за километр платной дороги надо будет платить 1 – 2 рубля. Это нормально. К примеру, поездка на автомашине из Москвы в Санкт-Петербург вам обойдется дешевле, чем на поезде, и при этом вы приедете к месту назначения на три-четыре часа раньше. Но если один километр будет стоить 7-9 рублей, то это, конечно, абсурд. Мы также категорически против того, чтобы все дороги вдруг стали платными.

      - Как, по Вашему мнению, строительство дорожных объектов в ходе подготовки к проведению Саммита АТЭС 2012 повлияет на развитие транспортной инфраструктуры Дальнего Востока?

      - Могу сказать однозначно, что очень серьезно. Примером может служить Казань. К тысячелетию этого города было построено много мостов и дорог, в том числе метрополитен. Транспортный поток в результате вырос на 15-17%. Развитие транспортной инфраструктура: строительство дорог, прокладка железнодорожных путей, водный транспорт – все это способствует быстрому развитию всего региона.

      - В свое время говорилось о необходимости строительства автострады, которая соединила бы Атлантический и Тихий океаны, то есть от Лиссабона до Владивостока. Как Вы относитесь к этому?

      - В 2011 году в ходе одной из встреч В.В. Путин выразил свое отношение к подобным проектам: «Нам не нужны гигантские стройки». Я придерживаюсь той же точки зрения. Сегодня нам нужно направить силы и деньги на приведение в порядок существующих дорог. Нам нужна грамотная и просчитанная логистика. Еще в 2007 году наши перевозчики на 40-тонных грузовиках за 17 суток доехали от Владивостока до Лиссабона, и это благодаря правильному использованию существующей инфраструктуры. Необходим комплексный подход к использованию нашего дорожного хозяйства, транспортных артерий и, в том числе, водного транспорта. Именно над этим мы сейчас интенсивно работаем в Комитете.

      Источник: журнал "Транспорт и Связь Российской Федерации" №2, 2012