Размер шрифта:
Цвета сайта
Изображения
Вернуть стандартные настройки

Ольга Борзова – о новых формах социального патроната

28.09.2012
Ольга Борзова – о новых формах социального патроната

      Заместитель председателя Комитета по вопросам семьи, женщин и детей Госдумы РФ Ольга Борзова комментирует проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления социального патроната и деятельности органов опеки и попечительства».

      - Проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления социального патроната и деятельности органов опеки и попечительства» (далее - законопроект) направлен на совершенствование законодательства в части обеспечения эффективной организации работы органов опеки и попечительства по раннему выявлению семей с детьми, находящихся в кризисной ситуации, защите прав детей, проживающих в таких семьях, и сохранению ребенку его родной семьи.

      Основная идея изменений, которые вносятся законопроектом в Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», заключается в совершенствовании механизмов обеспечения права ребенка жить и воспитываться в семье и предотвращении утраты родительского попечения детьми, проживающими в семьях, находящихся в социально опасном положении.

      В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации за ребенка, оказавшегося в социально опасном положении, могут отвечать различные организации (органы и учреждения социальной защиты населения, образования, здравоохранения), а органы опеки и попечительства подключаются только в момент изъятия ребенка из семьи, когда исправить ситуацию чрезвычайно сложно или практически невозможно.

      В результате значительная категория детей, находящихся в семье, которая нуждается в профилактической помощи с целью сохранения ребенку его родителей (родителя), остается без необходимой поддержки государства, вследствие чего увеличивается число детей, оставшихся без попечения родителей.

      В связи с этим законопроект вводит новую форму индивидуальной профилактической работы с ребенком, проживающим в семье, находящейся в социально опасном положении, и его родителями (законными представителями), осуществляемой органами опеки и попечительства, - социальный патронат.

      Социальный патронат устанавливается органом опеки и попечительства в случае, если по результатам обследования условий жизни, воспитания и развития несовершеннолетнего установлено, что родители или иные законные представители несовершеннолетнего, находящегося в социально опасном положении, создают своими действиями (бездействием) условия, препятствующие его нормальному воспитанию и развитию, и (или) отрицательно влияют на его поведение.

      Поскольку социальный патронат представляет собой определенное вмешательство в дела семьи, его осуществление будет возможно только с согласия родителей (законных представителей) и с учетом мнения несовершеннолетнего ребенка, достигшего 10-летнего возраста.

      Отличие социального патроната от деятельности, которую ведут в настоящее время учреждения органов социальной защиты населения, состоит в том, что не ребенок «механически» перемещается в учреждение, в которое он помещается под надзор, а специалисты, в помощи которых нуждается ребенок и (или) его родители (родитель), получают право и возможность при наличии решения органа опеки и попечительства о необходимости назначения социального патроната проводить реабилитационную работу с проблемной семьей с целью изменения ситуации и предотвращения изъятия из нее ребенка.

      С целью реализации органами опеки и попечительства социального патроната планируется проведение следующих мероприятий:

      - проведение социально-психологической диагностики родителей и других членов семьи;

      - предоставление социальной и социально-психологической помощи родителям и другим членам семьи;

      - предоставление комплексной социально-педагогической и медико-психологической помощи ребенку;

      - регулярные посещения семьи по составленному органом опеки и попечительства плану;

      - проведение индивидуальной и групповой работы с родителями, направленной на повышение «родительской компетентности» и развитие навыков позитивного воспитания ребенка, на преодоление травматического опыта и посттравматических состояний, профилактику зависимостей;

      - предоставление необходимой материальной помощи в период преодоления кризисной ситуации в семье;

      - правовое сопровождение семьи в случае необходимости защиты жилищных и иных прав ребенка в процессе решения споров по воспитанию ребенка.

      Количество ежегодно выявляемых семей, в которых родители действиями или бездействием создают условия, представляющие угрозу жизни и здоровью детей либо препятствующие их нормальному воспитанию и развитию, следствием чего становится лишение родителей родительских прав или ограничение их в родительских правах, в различных субъектах Российской Федерации варьируется и составляет от нескольких десятков до 2 тысяч и более (в среднем до 1000 семей в субъекте Российской Федерации).

      Именно эти семьи являются приоритетным объектом индивидуальной профилактической работы в форме социального патроната.

      Напомним, что только в 2009 году было лишено родительских прав 62 305 родителей, ограничено в родительских правах 6 049 человек. Введение социального патроната позволит резко уменьшить этот показатель.

      rostov.er.ru