Размер шрифта:
Цвета сайта
Изображения
Вернуть стандартные настройки

Состоялось второе чтение законопроекта в сфере перевозки

14.05.2012
Состоялось второе чтение законопроекта в сфере перевозки

      В Государственной Думе рассмотрен во втором чтении проект федерального закона №446124-5 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с принятием Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров, а также о порядке возмещения вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров, причиненного при перевозке пассажиров метрополитеном». Председатель Комитета ГД по транспорту Е. С. Москвичев так прокомментировал этот факт: «Прежде всего хотел бы напомнить слова В.В. Путина, сказанные на встрече с транспортным сообществом: «Один из важнейших вопросов отрасли - обеспечение транспортной безопасности».

      Данный законопроект как раз является логическим развитием этого основополагающего принципа, то есть регулирует отношения, возникающие между страховщиком и пострадавшим, в момент наступления страхового случая и распространяет свое действие на территории Российской Федерации и за ее пределами. Прежде всего, этим документом вводится обязательное страхование и единые условия возмещения причиненного вреда при перевозке жизни, здоровью или имуществу пассажира на всех видах транспорта. Необходимость принятия Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда пассажирам» не вызывает сомнений. Этим законом будет устранена вопиющая социальная несправедливость: по правилам Воздушного Кодекса пострадавшие в авиакатастрофе могут рассчитывать на компенсацию вреда их жизни и здоровью до 2 миллионов рублей, а все остальные на 12 тысяч рублей по действующему еще с 1992 года Указу Президента России. Данный законопроект должен выровнять размеры компенсаций за ущерб жизни и здоровью вне зависимости от вида транспорта, которым пользуется пассажир, и характера перевозки. По сути, страхование ответственности перевозчика - это более эффективная и современная замена личного страхования пассажиров.

      В процессе подготовки законопроекта ко второму чтению мы долго и серьезно работали над поправками к нему. Чтобы не только гарантировано защитить пассажиров, но при этом не ущемить интересов профессиональных перевозчиков, оградив их и, по сути, население всей страны, от необходимости компенсировать «убытки от страхования» повышением тарифов на транспортные услуги. Для этого мы привлекли максимальное количество перевозчиков, представленными их профессиональными объединениями, провели круглые столы в регионах, сформировали общее мнение по различным аспектам закона, внимательно изучили их опасения. В результате нам удалось добиться включения в текст закона положения, устанавливающего необходимость постоянного мониторинга страховых тарифов и возможности оперативной корректировки их предельных значений, не доводя ситуацию для перевозчиков до критической. Хочу еще раз подчеркнуть, что введение обязательного страхования не должно повлечь за собой необоснованного роста тарифов на проезд в общественном транспорте, тем более, что такая задача была поставлена как Правительством РФ, так и Президентом».

      Но цель данного законопроекта заключается не только в том, чтобы пострадавший своевременно и в определенном законопроектом размере получил все причитающиеся ему выплаты, он будет способствовать повышению уровня безопасности, принятию мер по повышению качества обслуживания пассажиров, по постепенной замене подвижного состава, по подготовке и переподготовке профессиональных кадров, причем, в этом будут заинтересованы сами страховщики и перевозчики.

      В этом документе подробно прописывается вся процедура получения потерпевшими компенсаций и их размер. Так, например, компенсационные выплаты определяются в следующем размере: 2 025 000 рублей в случае смерти потерпевшего, не более 2 000 000 рублей при причинении вреда здоровью потерпевшего, не более 23 000 рублей за причинение вреда имуществу потерпевшего. Наряду с этим необходим жесткий общественный контроль за выплатами. Социальная функция закона состоит в первую очередь в обеспечении автоматизма выплат пострадавшим пассажирам, то есть механизма, предполагающий максимально простую и быструю процедуру оформления страхового случая и выплаты страхового возмещения. Транспортники и страховщики совместно обязаны найти оптимальное решение, чтобы не заставлять людей оббивать пороги десятков учреждений и простаивать в бесконечных очередях. Но контроль нужен не только за выплатами, чтобы система работала слажено и эффективно нужно учитывать и регистрировать расписание и маршрут движения пассажирского транспорта, режим труда и отдыха водителей. Эту задачу призвана решить установка на пассажирском транспорте автоматизированной системы ГЛОНАСС, внедренной повсеместно.

      Есть в законопроекте несколько пунктов, которые несмотря на аргументацию профессионального сообщества не нашли своего отражения. Так например, в проекте закона осталось много уловок, позволяющих страховщику вначале произвести страховую выплату пострадавшим, а потом получить свои деньги обратно, взыскав из с перевозчика по регрессу.

      В целом же принятие этого закона позволить решить целый ряд проблемных вопросов, накопившихся в сфере пассажирских перевозок.