Размер шрифта:
Цвета сайта
Изображения
Вернуть стандартные настройки

СЕМИНАР С РУКОВОДИТЕЛЯМИ КАДРОВЫХ СЛУЖБ

12.12.2008
СЕМИНАР С РУКОВОДИТЕЛЯМИ КАДРОВЫХ СЛУЖБ

      В Малом зале Государственной Думы прошел семинар с руководителями кадровых служб федеральных органов исполнительной власти по теме «О реализации законодательства Российской Федерации о государственной гражданской службе»

      Во вступительном слове Председатель Комитета по делам Федерации и региональной политике Виктор Васильевич Усачев поприветствовав организаторов и участников семинара заявил следующее:

      Символично, что впервые в таком формате обсуждение практики реализации законодательства Российской Федерации о гражданской службе проходит в стенах Государственной Думы, где несколько лет назад при самом непосредственном участии нашего комитета был принят совершенно новый для российского права закон. Как я понимаю, сегодня мы обсуждаем некие итоги очередного этапа законодательного реформирования госслужбы, которые сложились в связи с принятием закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

      Для нашего комитета это одно из главных направлений работы. В 2006 году мы провели парламентские слушания о практике применения нашего базового закона. В октябре текущего года этому вопросу был посвящен выездной семинар-совещание в Нижнем Новгороде с участием представителей законодательных и исполнительных органов власти субъектов Федерации Приволжского федерального округа. Приняты конкретные развернутые рекомендации.

      С момента вступления закона в силу в комитете было рассмотрено 18 законодательных инициатив, направленных на совершенствование отдельных положений закона, мы стараемся аккумулировать опыт субъектов Федерации. Это тем более важно, что в ряде регионов России создание правовых основ гражданской службы по таким направлениям как формирование системы управления гражданской службой, создание кадрового резерва, предоставление дополнительных социальных гарантий на наш взгляд решается оперативно.

      В развитие положений закона немало сделано и на федеральном уровне. Как уже отмечалось, издано 17 указов Президента, 5 постановлений Правительства. Этими актами определены новые подходы к формированию кадрового состава гражданской службы, введен конкурсный отбор и повышены квалификационные требования к гражданским служащим, установлен порядок участия независимых экспертов в аттестационных, конкурсных комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению. Это способствует повышению открытости и росту профессионализма гражданских служащих.

      Решающую роль в формировании нового поколения профессиональных кадров должно сыграть возрождение российской образовательной системы. И здесь следует отметить утверждение Правительством РФ первого государственного заказа на профессиональную переподготовку на 2008 год в соответствии с Указом Президента РФ «О дополнительном профессиональном образовании гражданских служащих Российской Федерации».

      Вместе с тем, делать вывод о завершении формирования нормативно-правовой базы ещё преждевременно. Проблемы существуют как на уровне регулирования самим законом, который содержит целый ряд инновационных положений, так и на уровне иных нормативных правовых актов. В этом плане я бы хотел остановиться на самых, на взгляд наших коллег из регионов, болевых точках, которые сдерживают дальнейшее развитие института гражданской службы в целом и оказывают существенное влияние на правоприменительную практику.

      Первый блок проблем связан с отсутствием на федеральном уровне нормативных правовых актов, которые должны быть приняты в развитие отдельных норм закона. В первую очередь, речь идёт о проектах федеральных законов о пенсионном обеспечении госслужащих и членов их семей, о социальном страховании, об обязательном медицинском страховании, разработка и принятие которых явно затягиваются. Это также касается вопросов соотношения классных чинов и должностей, закрепления правовых основ функционирования федерального государственного органа по управлению государственной службой, формирования Сводного реестра должностей государственной гражданской службы, определения показателей эффективности и результативности и т. д.

      Мы считаем, что важным шагом на этом направлении является принятие Указа Президента от 28 июня 2007 года № 825 «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации». Однако установленные им критерии в отношении деятельности законодательных (представительных) органов государственной власти Российской Федерации и гражданских служащих данных органов на федеральном уровне не установлены.

      Второй блок проблем, возникающих при реализации Федерального закона, связан с внутренними противоречиями его отдельных положений, неоднозначным их толкованием, противоречивостью формулировок. К примеру, многие представители регионов обращают внимание на отсутствие единого подхода в наименовании классных чинов, соответствующих высшим и главным должностям государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации. Это создает определенные сложности, например, при переходе на службу из одного субъекта Федерации в другой.

      Требуют соответствующей доработки и некоторые процедурные моменты. Так в законе предусмотрено увольнение в связи с реорганизацией государственного органа или изменением его структуры, ликвидацией государственного органа, либо сокращением, а в статье, предусматривающей общие основания прекращения служебного контракта указанное основание не предусмотрено.

      Имеются вопросы и по заключению срочного служебного контракта. Они связаны как с перечнем должностей гражданской службы, для замещения которых может заключаться срочный служебный контракт, так и с его продолжительностью. Законом предусмотрено, что срочный служебный контракт на срок от одного года до пяти лет заключается, если иной срок не установлен Федеральным законом. Однако нормы об установлении иных сроков в законе отсутствуют. В этой связи заключение служебных контрактов на срок менее 1 года с помощниками депутатов, работающими по срочному служебному контракту, невозможно. Затруднительно и заключение срочного служебного контракта также на срок менее 1 года и на время выполнения определенного задания, замещения должности гражданской службы в государственном органе, образованном на определенный срок или для выполнения определенных задач, замещения временной должности гражданской службы или на период временного отсутствия гражданского служащего.

      Одним из элементов повышения эффективности деятельности государственных органов и государственных гражданских служащих должно стать совершенствование системы оплаты труда, в частности, её стимулирующей составляющей. Как известно, постановлением Правительства от 5 августа 2008 года № 583 с 1 декабря 2008 года вводится новая система оплаты труда работников федеральных, бюджетных учреждений. При этом общий фонд оплаты труда в федеральной бюджетной сети вырастет на 30 процентов. Средства на оплату труда её работников могут направляться на выплату стимулирующего характера.

      По мнению наших коллег из регионов, такая схема должна быть заложена и для государственных гражданских служащих. Видимо стоит подумать и об изменении соотношения постоянной и переменной частях денежного вознаграждения госслужащих.

      В свете подготовки Программы формирования и подготовки резерва управленческих кадров, разрабатываемой совместными усилиями органов государственной власти, местного самоуправления и общественных организаций, важно пересмотреть положения, связанные с порядком формирования кадрового резерва, включая уточнение целей его создания, определение правового статуса лица, находящегося в кадровом резерве, проработку оснований включения в кадровый резерв, сформированный на конкурсной основе, по результатам аттестации и др.

      Все эти проблемы тесно связаны между собой. Учитывая то, что в современных условиях значительно возросли требования, предъявляемые к гражданской службе, поставленные вопросы нуждаются в комплексном и планомерном урегулировании. Для этого необходимо как активизировать административные ресурсы, так и проявить политическую волю. А это, в свою очередь, позволит оптимально решать первоочередные задачи по важнейшим направлениям реформирования государственной службы, создаст предпосылки для формирования целостной системы государственной службы.

      О.М. Семенеева