Размер шрифта:
Цвета сайта
Изображения
Вернуть стандартные настройки

В.В.Усачев дал интервью журналу "Российские регионы"

26.09.2008
В.В.Усачев дал интервью журналу "Российские регионы"

      Из интервью Председателя Комитета Государственной Думы Российской Федерации по региональному развитию В.В. Усачева журналу «Российские регионы»

      Виктор Васильевич, Государственная Дума приняла федеральные законы №95-ФЗ, двух М199-ФЗ, М258-ФЗ, М230-ФЗ, что позволило осуществлять процесс разграничения полномочий между федеральным Центром, субъектами Российской Федерации и органами местного самоуправления по предметам совместного ведения. В целом законодательство субъектов Российской Федерации приведено в соответствие с федеральными законами. Будет ли продолжена законотворческая работа по разграничению полномочий?

      Разграничение сфер ведения и полномочий между государственными органами власти Федерации и ее субъектов является приоритетной проблемой совершенствования законодательных основ обеспечения федерализма. В основе этого лежит процесс рационализации управленческих функций и приближение их к осуществлению насущных проблем социальной и экономической политики регионов и муниципальных образований.

      Начиная с 2003 года, мы активно занимаемся законодательным разграничением полномочий. За этот период приняты несколько федеральных законов, которые регламентируют разграничение полномочий между федеральным центром, субъектами федерации и органами местного самоуправления по предметам совместного ведения. При этом для финансового обеспечения исполнения этих полномочий были внесены соответствующие изменения в налоговое и бюджетное законодательство.

      Процесс разграничения полномочий не завершен. Он постоянно уточняется, совершенствуется. Правоприменительная практика и сама жизнь выявляет все новые вопросы, которые необходимо решать.

      Так, например, 17 сентября т.г. на пленарном заседании Государственной Думы был принят в первом чтении законопроект, одним из авторов-разработчиков является ваш покорный слуга. Мы предлагаем внести изменения Федеральный закон № 184-ФЗ и дополнить перечень полномочий органов власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым за счет средств бюджета субъекта, полномочием по содержанию, развитию и организации эксплуатации речных портов.

      В случае принятия предложенного закона, решается две проблемы. Во-первых, появляется возможность законодательного установления порядка передачи речных портов из федеральной собственности в собственность субъектов Федерации. А во-вторых, на законных основаниях выделять деньги из регионального бюджета на их содержание и развитие.

      Приведу другой пример. Сейчас на рассмотрении нашего Комитета находится 7 законопроектов, внесенных Законодательными Собраниями Республики Хакасия, Алтайского края, Кемеровской, Кировской, Ростовской, Челябинской областей и двумя членами Совета Федерации о возможности наделения органов местного самоуправления полномочием по созданию административных комиссий. Проблема известна. Но здесь не все так просто.

      Правительство Российской Федерации, наш думский Комитет по конституционному законодательству и государственному строительству считают, что решать эту проблему следует не просто «механической» передачей полномочий с одного уровня на другой, а с одновременной серьезной проработкой новой редакции Кодекса об административных правонарушениях. И такая работа уже начата. Будем совместно искать пути выхода из этой сложной ситуации.

      Членами нашего Комитета совместно с представителями Министерства регионального развития Российской Федерации в течение этого года ведется активная работа по мониторингу действующего законодательства и анализу правоприменительной практики по реализации законов, касающихся вопросов разграничения полномочий между федеральным центром, субъектами Федерации и органами местного самоуправления.

      В ближайшее время будет готов к внесению в Государственную Думу очередной, так скажем, «объемный» проект федерального закона, направленный на совершенствование разграничения полномочий.

      О деталях данного законопроекта говорить сейчас очевидно еще преждевременно. Скажу лишь о тенденциях. А они таковы. Речь идет о дальнейшем процессе передачи отдельных федеральных полномочий органам государственной власти субъектов Федерации и расширение возможностей органов госвласти субъектов по наделению этими полномочиями органов местного самоуправления («субделегированию» полномочий).

      По предварительным оценкам, будет предложено внести дополнения и изменения в 30 действующих федеральных законов, затрагивающих различные сферы общественных правоотношений. Таких как, образование и здравоохранение, занятость населения и ряд проблем социальной защиты отдельных категорий граждан.

      О.М. Семенеева