ПРЕДСЕДАТЕЛЬ КОМИТЕТА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ В.В. УСАЧЕВ ДАЛ ИНТЕРВЬЮ ЖУРНАЛУ "РЕГИОНЫ РОССИИ"

17.11.2008
ПРЕДСЕДАТЕЛЬ КОМИТЕТА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ В.В. УСАЧЕВ ДАЛ ИНТЕРВЬЮ ЖУРНАЛУ "РЕГИОНЫ РОССИИ"

      Вопрос №1. Виктор Васильевич, показатели дохода консолидированных бюджетов субъектов РФ за 8 месяцев текущего года превысил аналогичный показатель 2007 года на 35 % и составил 4,1 трлн. рублей. К тому же, бюджеты исполнены с профицитом в объеме 735,8 млрд. рублей. Как Вы оцениваете тенденцию роста дохода региональных бюджетов на фоне международного финансового кризиса?

      В 2006 - 2008 годах наблюдается рост поступлений налоговых доходов в территориальные бюджеты.

      Сумма налоговых поступлений в территориальные бюджеты за 2006 год по сравнению 2005 годом возросла на 520,0 млрд. рублей. За 2007 год в территориальные бюджеты поступило налоговых доходов больше, чем в 2006 году, на 864,0 млрд. рублей. Эта тенденция роста сохраняется и в 2008 году. Исходя из отчетных данных за 8 месяцев текущего года, по расчетам Комитета, ожидаемое увеличение может составить порядка 1 трлн. рублей.

      Тем не менее, на фоне финансового кризиса данная величина может претерпеть изменение к концу года, в связи с уменьшением налогооблагаемой базы, в том числе территориальных бюджетов. Это связано, прежде всего, с некоторым снижением темпов промышленного производства, инвестиций в основной капитал, оборота розничной торговли, платных услуг населению и сокращением платежеспособного спроса населения.

      На фоне ухудшения макроэкономических показателей остается актуальной проблема долговых обязательств субъектов Федерации, объемы которых по состоянию на 1 сентября текущего года превысили аналогичный показатель прошлого года на 98,7 млрд. рублей или на 24 процента и составили 517,3 млрд. рублей. Эта тенденции негативно отразится как на текущем исполнении территориальных бюджетов, так и при их формировании на следующие финансовые периоды, особенно в условиях финансового кризиса.

      Вопрос №2. Известно, что сохраняется тенденция неравномерного распределения доходов между субъектами Федерации. Наибольшие доли в доходных поступлениях по субъектам РФ принадлежат девяти наиболее развитым регионам (Мск, СПб, ХМАО, Тюмень-Юг, Свердловская и т.д.) Как Вы, уважаемый Виктор Васильевич оцениваете сохранение тенденции зависимости бюджетов менее развитых территорий от финансовой помощи из федерального бюджета?

      Да, действительно, в настоящее время сохраняется неравномерное распределение доходного потенциала между субъектами Федерации в рамках действующего бюджетного и налогового законодательства.

      Изменение сложившихся тенденций, возможно только путем продолжения проведения государственной политики, направленной на развитие экономического потенциала регионов, создание благоприятных условий для развития, прежде всего, промышленного производства, формирующего основную часть валового регионального продукта.

      В настоящее время в основном создана законодательная база, устанавливающая доходные источники территориальных бюджетов, принципы формирования и распределения финансовой помощи, предоставляемой из федерального бюджета. Тем не менее, реформирование системы межбюджетных отношений, как неотъемлемой части бюджетного федерализма, не теряет своей актуальности ввиду объективной дифференциации субъектов Федерации по экономическому потенциалу, природно-климатическим условиям и уровню бюджетной обеспеченности.

      Вопрос №3. Каким образом Законопроект «О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов», принятый Государственной Думой 17 октября 2008 года во втором чтении, может повлиять на развитие экономик субъектов Федерации?

      Виктор Усачев: - Основными достоинствами федерального бюджета на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов являются реализация принципов среднесрочного бюджетного планирования, повышение устойчивости бюджетной системы Российской Федерации и его направленность на стимулирование экономики государства, а, следовательно, на развитие экономик субъектов Федерации.

      По разделу 11 «Межбюджетные трансферты» бюджетные ассигнования, направляемые на реализацию федеральных целевых программ, составляют на 2009 год - 197,7 млрд. рублей, на 2010 год - 219,6 млрд. рублей, на 2011 год - 220,7 млрд. рублей.

      В составе «регионального» раздела предусмотрены бюджетные расходы на предоставление субсидий бюджетам субъектов Федерации на:

      1. строительство и реконструкцию автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения (Подпрограмма «Автомобильные дороги» ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)», ФЦП «Модернизация транспортной системы России (2002-2010 гг.)»);

      2. улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности и обеспечение доступным жильем молодых семей и молодых специалистов на селе (ФЦП «Социальное развитие села до 2012 года»);

      3. обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства, модернизацию объектов коммунальной инфраструктуры, обеспечение жильем молодых семей и иные мероприятия в рамках ФЦП "Жилище" на 2002-2010 годы;

      4. создание условий для устойчивого социально-экономического развития отдельных регионов Российской Федерации (ФЦП «Социально-экономическое развитие Чеченской Республики на 2008-2011 годы», Федеральная целевая программа развития Калининградской области на период до 2010 года, ФЦП «Юг России (2008-2012 годы)», ФЦП «Социально-экономическое развитие Курильских островов (Сахалинская область) на 2007-2015 годы»);

      5. формирование необходимой инфраструктуры и благоприятного инвестиционного климата для развития приоритетных отраслей экономики Дальнего Востока и Забайкалья с учетом геостратегических интересов и обеспечения безопасности Российской Федерации (ФЦП «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года»);

      6. межбюджетные трансферты в рамках ряда других федеральных целевых программ.

      Предусмотрено выделение субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование объектов капитального строительства государственной собственности субъектов Российской Федерации, бюджетные инвестиции в которые осуществляются из бюджетов субъектов Российской Федерации, и на предоставление соответствующих субсидий из бюджетов субъектов Российской Федерации на софинансирование объектов капитального строительства муниципальной собственности, бюджетные инвестиции в которые осуществляются из местных бюджетов.

      Финансирование указанных капитальных расходов из федерального бюджета в значительной степени будет способствовать росту экономического потенциала российских регионов.

      Вопрос №4. На Ваш взгляд Виктор Васильевич, какое значение для субъектов Федерации с низкой бюджетной обеспеченностью и с высоким уровнем безработицы имеет развитие малого предпринимательства?

      Малое предпринимательство – это сектор бизнеса, во многом определяющий темпы экономического роста, состояния занятости населения, структуру и качество валового внутреннего продукта. И если крупный бизнес является стержнем современной экономики, то малый и средний бизнес – связующими его звеньями. Поэтому развитие малого бизнеса важно как для всей России, так и для отдельно взятого субъекта Федерации, независимо от уровня его бюджетной обеспеченности.

      С 1 января текущего года вступил в силу Федеральный закон от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». С учетом его положений утвержден (на заседании Правительственной Комиссии по развитию малого и среднего предпринимательства 10 апреля 2008 года) Комплекс мер по созданию благоприятных условий для предпринимательской деятельности. Эти меры включают в себя два основных раздела:

      – общие вопросы регулирования предпринимательской деятельности малых предприятий;

      – меры, направленные на обеспечение ускоренного роста малых предприятий, занятых в приоритетных сферах экономической деятельности.

      По разработанному Правительством Российской Федерации прогнозу, реализация положений Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» и Комплекса мер повысит эффективность финансовых механизмов государственной поддержки, обеспечит снижение затрат малого предпринимательства на преодоление административных барьеров до 3 % от получаемой выручки, что будет способствовать дальнейшему развитию системы малого предпринимательства, увеличению объемов его производства. Количество малых предприятий в 2011 году по отношению к 2006 году по прогнозу увеличится на 36 % и составит 1 400 тыс. единиц.

      О.М. Семенеева