Размер шрифта:
Цвета сайта
Изображения
Вернуть стандартные настройки

В.В.УСАЧЕВ О ПЕРСПЕКТИВАХ РАЗВИТИЯ АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ДЕЛЕНИЯ РОССИИ

12.11.2008
В.В.УСАЧЕВ О ПЕРСПЕКТИВАХ РАЗВИТИЯ АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ДЕЛЕНИЯ РОССИИ

      По поводу развернутого в СМИ обсуждения проблемы о перспективах развития административно-территориального деления России, в том числе пересмотра границ регионов и их укрупнения в результате объединения, высказался Председатель Комитета Государственной Думы по делам Федерации и региональной политике Виктор Усачев.

       «Мне представляется, что к этим важным и сложным вопросам необходимо подходить очень осторожно, взвешенно и действовать строго в рамках действующих законов.

      Прежде всего, необходимо развести две проблемы, которые почему-то иногда смешиваются. Одно дело, когда речь идет об объединении субъектов Федерации и создании на этой основе нового субъекта, и совсем другое – изменение административных границ субъектов Федерации.

      Что касается первой проблемы. В соответствии с положениями Конституции Российской Федерации в 2001 году был принят (кстати говоря, по инициативе нашего Комитета) Федеральный конституционный закон о порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта. Названный закон установил основные принципы и порядок образования в составе Российской Федерации новых субъектов в результате их объединения.

      Практическая реализация указанного закона, отметил Виктор Усачев, позволила в период 2004 – 2008 годов образовать на территории России 5 новых субъектов Федерации. Последний из них - Забайкальский край, юридически образован с 1 марта текущего года в результате объединения Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа. Таким образом, на сегодняшний день на карте России насчитывается 83 субъекта Российской Федерации.

      Хочу особо подчеркнуть, что главным, основополагающим принципом объединения субъектов – является его добровольность. Каждому из состоявшихся объединений предшествовали региональные референдумы, на которых абсолютное большинство проживающего в этих субъектах Федерации населения высказалось за подобное объединение.

      В этой связи, я, честно говоря, всегда удивляюсь, когда некоторые наши политики, политологи, представители СМИ так вот запросто ведут разговоры, проводят различные опросы общественного мнения, экспертов о возможном объединении, например, Республики Хакасия и Красноярского края, Алтайского края с Республикой Алтай, Еврейской автономной области с Хабаровским краем и т.д. Тем более, что при этом в ряде случаев кроме социально-экономических вопросов, затрагиваются и национально-этнические, конфессиональные аспекты. Простите, господа хорошие, а вы людей, проживающих там, спросили? Поэтому я бы призвал к более ответственному, взвешенному подходу к этим проблемам всех участников дискуссий на эту тему.

      Что касается вопроса о возможном изменении административных границ между субъектами Федерации, то здесь необходимо отметить следующее.

      Не смотря на то, что федеральный закон о порядке изменения границ между субъектами Федерации пока не принят, этот вопрос находит свое практическое разрешение в рамках положений действующей Конституции России.

      Часть третья статьи 67 Основного закона устанавливает, что границы между субъектами Российской Федерации могут быть изменены с их взаимного согласия. А на основании пункта «а» части 1 статьи 102 Конституции России – к ведению Совета Федерации относится утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации.

      И можно привести конкретные примеры, когда вопросы изменения границ между отдельными субъектами Федерации были решены посредством проведения местных референдумов с последующим принятием органов государственной власти субъектов и утверждением Советом Федерации. Так, в 1994 году были изменены границы между: Ивановской и Нижегородской областями (передача Сокольского района в состав Нижегородской области), Костромской и Вологодской областями (передача Солигаличского района в состав Вологодской области), а в 2007 году - между Еврейской автономной областью и Амурской областью (передача села Заречное в состав Еврейской АО).

      Еще раз хотел бы обратить внимание на то, что и в первой рассматриваемой ситуации – объединение субъектов Федерации, и во втором случае - изменение границ между ними – главным основанием для принятия окончательного решения - является учет мнения граждан, проживающих на конкретной территории Российской Федерации.

      О. Семенеева