Размер шрифта:
Цвета сайта
Изображения
Вернуть стандартные настройки

ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В УСЛОВИЯХ МИРОВОГО ФИНАНСОВОГО КРИЗИСА

17.12.2008
ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В УСЛОВИЯХ МИРОВОГО ФИНАНСОВОГО КРИЗИСА

      Обеспечение успешного и устойчивого развития любой страны или региона, а также степень их конкурентоспособности во многом определяются количеством и качеством человеческих ресурсов. В выгодном положении оказываются те территории, которые поступательно двигаются по пути их наращивания и эффективного использования, заботятся о развитии национального трудового потенциала.

      В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года в качестве стратегической цели развития обозначается достижение уровня экономического и социального развития, соответствующего статусу России как ведущей мировой державы XXI века, с привлекательным образом жизни, занимающей передовые позиции в глобальной экономической конкуренции и надежно обеспечивающей национальную безопасность и реализацию конституционных прав граждан. Выход России на стандарты благосостояния, соответствующие развитым странам мира (среднедушевой Валовый внутренний продукт (ВВП) – 20-30 тысяч долларов США) представляется возможным в случае поддержания среднегодовых темпов экономического роста в диапазоне 5-7% на протяжении всего рассматриваемого периода.

      В принципе, для страны с ВВП по Паритету покупательной способности в пределах 10-15 тыс. долл. в год на душу населения поддержание устойчивых ежегодных темпов роста на уровне 5-7% - вполне достижимая задача. Такие темпы роста в течение длительных периодов демонстрировали многие страны Азии, государства Балтии, Чили. Но в мировой истории нет ни одного примера страны, которая свыше 15 лет подряд имела бы темпы роста в таком диапазоне при столь существенном ежегодном снижении численности населения.

      Нынешние параметры воспроизводства народонаселения откровенно негативны. Начавшаяся в 90-е годы минувшего столетия естественная убыль населения приобрела устойчивый и долговременный характер. К 2015 г. число россиян может сократиться с нынешних 142 млн. до 136 млн. человек, а к 2025 году - 124,9 млн. человек.

      Стабилизация численности населения страны и создание условий для её роста, увеличение численности трудовых ресурсов, как это следует из утвержденной Указом Президента Российской Федерации Концепции демографической политики Российской Федерации до 2025 года, является важнейшей целью государства на современном этапе.

      В этих условиях актуализируется решение таких первостепенных задач, как: стимулирование рождаемости и снижение смертности; оптимизация миграционных потоков; наиболее полное использование качественных резервов рабочей силы; ускоренное наращивание производительности труда; трудовая адаптация населения пенсионного возраста.

      Одновременно возникает необходимость повышения эффективности механизмов обеспечения всем гражданам равных возможностей в реализации права на добровольный труд и свободный выбор занятости, создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, поддержки трудовой и предпринимательской инициативы граждан, поощрения работодателей, создающих дополнительные рабочие места, а также механизмов социальной защиты.

      Успешное решение этих задач может быть достигнуто при условии согласованных действий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления по созданию максимально благоприятных условий для развития экономики субъектов Российской Федерации и муниципалитетов и повышению качества и доступности бюджетных услуг, что в совокупности составляет основу для роста уровня и качества жизни населения и социально-экономического развития государства в целом.

      В настоящее время разработаны и приняты стратегические документы, затрагивающие в той или иной мере вопросы социального развития в долгосрочной и среднесрочной перспективе.

      В августе текущего года Правительством была одобрена Концепция действий на рынке труда на 2008 – 2010 годы. Указом Президента утверждена Концепция демографической политики Российской Федерации до 2025 года.

      Кроме того, в принятых Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года и Основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации до 2012 года вопросы социального развития занимают базовое место, пронизывая практически все их ключевые разделы.

      Несмотря на очевидные трудности, планируется сохранить и развить приоритетные национальные проекты, в том числе «Образование» и «Здравоохранение».

      Таким образом, стратегические ориентиры в области социального развития заданы. Разработка и принятие дополнительной программы в этой области вряд ли представляется необходимой. Вместе с тем, представляется важным в условиях мирового финансового кризиса выработать конкретные рекомендаций ответственным исполнителям по реализации намеченных стратегических задач в этой сфере.

      Основным ресурсом развития материальной базы социального сектора были и остаются бюджетные расходы государства. В 2009 году общий объем расходов федерального бюджета превысит 9 трлн. рублей. В том числе, свыше 1 трлн. рублей - это средства, которые предполагается направить на финансирование приоритетных направлений важнейших социальных обязательств - индексацию заработных плат, пенсий, пособий.

      В 2009 году будет выполнена задача по повышению социальной пенсии до уровня прожиточного минимума пенсионера. Средний размер трудовой пенсии увеличится, а в 2010 он вырастет более чем в полтора раза по сравнению с 2008 годом. Будет завершено обеспечение жильем нуждающихся ветеранов Великой Отечественной войны. На эти цели в федеральном бюджете 2009 года предусмотрено 18,9 млрд. рублей.

      Кроме того, 114 млрд. рублей выделяется на реформу оплаты труда федеральных бюджетников с увеличением фонда оплаты их труда на 30%. Расходы на образование в 2009 году будут увеличены на 26% до 423 млрд. рублей, на здравоохранение они вырастут на 35% до 485 млрд. рублей.

      С 1 января 2009 года минимальный размер оплаты труда повысится до 4330 рублей. Эта мера, в первую очередь, позволит повысить доходы наименее обеспеченных работников и значительно снизить численность бедного населения среди работающих. Значительное повышение минимального размера оплаты труда будет способствовать не только повышению средней заработной платы, но и росту фонда оплаты труда и соответствующих отчислений во внебюджетные фонды более быстрыми темпами.

      Следует подчеркнуть, что государство гарантирует исполнение всех социальных расходов в полном объеме с учетом их индексаций, несмотря на мировой финансово-экономический кризис.

      Субъектам Российской Федерации, формирующим свои бюджеты на следующий год с учетом изменившейся экономической ситуации на фоне мирового финансового кризиса, будет предоставлена дополнительная финансовая помощь из федерального бюджета, в том числе на обеспечение социальных обязательств.

      В условиях кризиса в более сложном положении могут оказаться наиболее экономически развитые регионы. Субъекты Российской Федерации, имеющие большой экономический потенциал, при росте национальной экономики характеризуются более высокими темпами развития, но в условиях ухудшения ее динамики - сильнее ощущают эти последствия. Те регионы, у которых доходная часть в большей степени формируется за счет финансовой помощи из федерального бюджета пострадают в меньшей степени, поскольку получат дотации в объемах, запланированных в законе о федеральном бюджете.

      Несмотря на это, позиция региональных властей и органов местного самоуправления должна быть активной и направлена на всемерную поддержку инициатив федерального центра и включение собственных ресурсов для преодоления негативных последствий кризиса на своей территории.

      Необходимо на уровне субъекта Российской Федерации проработать комплекс мер, направленных на оздоровление реального сектора экономики и стабилизацию ситуации на рынке труда.

      Представляется целесообразным на уровне регионов создать своего рода штабы по антикризисным мерам, состоящие из рабочих групп по оперативному решению таких задач как:

      • мониторинг социально-экономического развития территории и исполнения территориальных бюджетов и собираемости налогов;

      • разработка антикризисных мер в промышленности, банковской сфере и на потребительском рынке;

      • стабилизация ситуации на рынке труда;

      • анализ ситуации в сфере долевого жилищного строительства и недвижимости;

      • работа со средствами массовой информации.

      В ряде регионов подобные меры предпринимаются и уже подтверждают свою эффективность.

      Кроме того, необходимо сконцентрировать государственные инвестиции на развитии отраслей с высоким потенциалом производительности. В том числе инвестиции в подготовку квалифицированных кадров и инфраструктуру (промышленные зоны, транспорт, энергетика и т.п.). При этом в качестве важнейшего критерия эффективности деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления необходимо использовать количество созданных новых рабочих мест в малом и среднем предпринимательстве. Сегодняшние инвестиции в социальную сферу завтра станут нашим конкурентным преимуществом. И позволят, как отмечал В.В. Путин на Х съезде ВПП «Единая Россия», занять более прочные позиции в посткризисном мире, в котором, несомненно, возрастет роль человеческого фактора и интеллектуальной ренты.

      В преддверии возможных осложнений на рынке труда эффективным сектором создания новых рабочих мест может выступить малый бизнес. Он обеспечит трудоустройство граждан, оставшихся не у дел после закрытия предприятий или сокращения персонала. Соответствующие полномочия по стимулированию малого бизнеса субъектам Российской Федерации предоставлены. В рамках упрощенной системы налогообложения они могут устанавливать дифференцированные налоговые ставки в пределах от 5 до 15 процентов в зависимости от категорий налогоплательщиков. При этом следует иметь в виду, что органам государственной власти субъектов Российской Федерации необходимо взвешенно подходить к предоставленной возможности, поскольку ее реализация вызовет выпадающие доходы территориальных бюджетов.

      Решение органов государственной власти о повышении пособия по безработице до 4900 рублей, безусловно, является необходимой мерой социальной поддержки. Вместе с тем, в целях эффективной ее реализации необходимо принять меры по повышению качества администрирования выделяемых на эти цели средств в части предупреждения коррупционной составляющей.

      Кроме того, вследствие недостатка в бюджетах большинства субъектов Федерации и муниципальных образований финансовых средств, необходимых для финансирования расходов на реализацию конституционных прав граждан Российской Федерации, таких, как право на медицинскую помощь, право на получение бесплатного образования, право на жилище, уровни финансирования указанных расходов в различных субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях значительно отличаются и зависят от уровня бюджетной обеспеченности бюджета конкретного субъекта Российской Федерации или муниципального образования.

      В целях обеспечения равных для всех граждан Российской Федерации прав независимо от места их проживания необходимо рассмотреть возможность установления определенного минимального уровня финансового обеспечения расходных обязательств субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в социальной сфере, что является залогом укрепления федеративного устройства Российской Федерации.

      Необходимо также еще раз обратить особое внимание на темпы роста тарифов на услуги инфраструктурных монополий. Согласно прогнозу социально-экономического развития Российской Федерации на 2009-2011 годы, прирост уровня оплаты жилищно-коммунальных услуг на трехлетний период предусматривается в среднем на 25%:

      1) на природный газ, реализуемый населению в 2009-2011 годах соответственно 125%, 130% и 140 %;

      2) на электроэнергию для населения в 2009-2011 годах соответственно 125%, 125% и 125%;

      3) на тепловую энергию в 2009-2011 годах соответственно 122%, 118% и 120%.

      А рост реальной заработной платы в 2009 году составит примерно 12,6%, пенсий – 12%.

      В этой связи, озвученная В.В. Путиным на «прямой линии», а также на заседании Правительства Российской Федерации 5 декабря 2008 года инициатива относительно возможности снижения темпов роста тарифов представляется своевременной, актуальной и обоснованной.

      Действительно, стоимость материалов, которые должны закупать монополии для осуществления своих инвестиционных программ, в связи с происходящими в экономике событиями падает. В этой связи необходимо потребовать как минимум соразмерного уменьшения стоимости предоставляемых услуг в сфере ЖКХ.

      Единый социальный налог (ЕСН), ставка которого составляет сегодня 26%, с 1 января 2010 года превратится в страховые взносы. Они в общей сумме составят 34%. Новая система распространится на все отрасли, однако налоговая нагрузка распределится неравномерно - по определению она в наибольшей степени затронет те предприятия и организации, в которых большая доля затрат падает на оплату труда.

      Поэтому, в целях снижения налоговой нагрузки на фонд оплаты труда предприятий представляется целесообразным внести изменения в налоговое законодательство в части переноса сроков перевода ЕСН в страховые взносы и отсрочки повышения ставки страховых взносов в социальные фонды до 2013 года.

      Вышеуказанные меры могли бы дополнить комплекс мероприятий по обеспечению комфортной среды обитания, созданию равных возможностей для граждан Российской Федерации независимо от места проживания в реализации своих социальных и экономических прав и удовлетворении потребностей.

      О.М. Семенеева