Размер шрифта:
Цвета сайта
Изображения
Вернуть стандартные настройки

О СОБЛЮДЕНИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЕ И АНТИКОРРУПЦИОННЫХ МЕРАХ

25.02.2009
О СОБЛЮДЕНИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЕ И АНТИКОРРУПЦИОННЫХ МЕРАХ

      Выступление Виктора Васильевича Усачева на заседании коллегии Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации по вопросу «О соблюдении законодательства о государственной гражданской службе и антикоррупционных мерах»

      Как уже отмечалось, в декабре прошлого года был принят и подписан Президентом Российской Федерации пакет федеральных законов, направленных на совершенствование системы мер противодействия коррупции. Российская Федерация в целом выполнила свои международные обязательства, предусмотренные Конвенцией Организации Объединенных Наций против коррупции и Конвенцией Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию. В основном правовая и организационная основы противодействия коррупции сформированы.

      Наш комитет был назначен соисполнителем и в пределах своего ведения готовил заключения по этому комплексу взаимосвязанных законодательных актов.

      Прежде всего, Комитет акцентировал свое внимание на сущностном признаке коррупции, т.е. на незаконном использовании лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства, сопряженным с получением выгоды, либо незаконным предоставлением такой выгоды указанному лицу другими лицами.

      В сфере полномочий Комитета находились и специальные требования к лицам, претендующим на замещение должностей судей, государственных должностей Российской Федерации и должностей государственной службы, в том числе и контроль над доходами, имуществом и обязательствами имущественного характера указанных лиц, а также система мер, направленных на совершенствование порядка прохождения государственной службы.

      По итогам рассмотрения законопроектов в Государственной Думе многие положения проектов были доработаны. Так, к примеру, в статью 5 Федерального закона «О противодействии коррупции», определяющую организационные основы противодействия коррупции были включены нормы, в соответствии с которыми Федеральное Собрание Российской Федерации обеспечивает разработку и принятие федеральных законов по вопросам противодействия коррупции, а также контролирует деятельность органов исполнительной власти в пределах своих полномочий. С учетом терминологии, применяющейся в российском законодательстве о государственной гражданской службе, были скорректированы обязанности государственных и муниципальных служащих представлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, уточнены положения о конфликте интересов и т.д.

      Но, по мнению специалистов, некоторые аспекты нуждаются в дополнительной проработке.

      В частности эксперты обращают внимание на то, что в законодательстве Российской Федерации о государственной службе не урегулирован вопрос о порядке передачи в доверительное управление ценных бумаг, акций (долей участия в уставных (складочных) капиталах организаций) в целях предотвращения конфликта интересов.

      Частью 2 статьи 17 Федерального закона № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» установлена соответствующая обязанность гражданского служащего, однако это положение вступает в силу после определения организации, уполномоченной государством осуществлять доверительное управление. Однако законом не определено кто должен учредить такую уполномоченную организацию. Соответственно, некому предъявить претензии как правоприменительному органу, чтобы подвигнуть на разработку соответствующего положения для определения такой организации. Ввиду отсутствия правовых механизмов, предусматривающих порядок и условия создания специальных уполномоченных органов, требование закона не выполняется.

      Анализ обсуждаемых положений также свидетельствует о необходимости выработки единого критерия оценки правомерности владения ценными бумагами, акциями (долями участия в уставных капиталах организаций). В противном случае законодательно допускается владение ценными бумагами и акциями в период прохождения государственной гражданской службы. Так результаты проверок свидетельствуют о том, что большинство государственных гражданских служащих владеют акциями, ценными бумагами (долями участия в уставных капиталах организаций) по которым они получают дополнительный доход, но применить к ним меры дисциплинарного воздействия не представляется возможным.

      Частью 3 статьи 16 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с ратификацией Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции от 31 октября 2003 года и Конвенцией об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 года и принятием Федерального закона «О противодействии коррупции» внесены изменения в статью 20 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Согласно указанным изменениям гражданин, претендующий на замещение должности гражданской службы, включенной в перечень, а также гражданский служащий, замещающий должность гражданской службы, включенную в перечень, представляют сведения о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера членов своей семьи.

      Частью 3 статьи 19 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 280-ФЗ установлено, что государственные гражданские служащие в 2009 году подают сведения о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера за 2008 год в порядке, предусмотренном статьей 20 Федерального закона № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в редакции, действующей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона. Остался не урегулированным вопрос о предоставлении в 2009 году сведений гражданами, претендующими на замещение должностей государственной гражданской службы при отсутствии соответствующего перечня.

      В соответствии с дополнениями, предусмотренными частью 1 статьи 6 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 274-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О противодействии коррупции» на лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации, за исключением депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации и мировых судей, распространяются ограничения, установленные для членов Правительства Российской Федерации.

      Федеральным конституционным законом от 25 декабря 2008 года № 5-ФКЗ «О внесении изменений в статью 10 Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации» внесены изменения, предусматривающие обязанность членов Правительства Российской Федерации предоставлять сведения о доходах и имущества также членов семьи. Является не урегулированным вопрос об обязанности лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации предоставлять соответствующие сведения.

      Нуждается в дополнительном анализе и применение оценочного понятия «конфликт интересов». Необходимо раскрыть его специфику и уточнить, что именно включает в себя это понятие в конкретных случаях. Требует законодательного развития и механизм обеспечения соблюдения государственными служащими общих принципов служебного поведения, утвержденных Указом Президента РФ от 12 августа 2002 года.

      Дальнейшее развитие государственной службы Российской Федерации во многом связано с совершенствованием системы управления государственной службой, а также с созданием органов по управлению государственной службой. Одной из основных задач системы управления государственной службой является осуществление вневедомственного контроля за соблюдением в государственных органах законодательства Российской Федерации и законодательства субъектов Российской Федерации о государственной гражданской службе. Федеральным законом № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» определены конкретные функции органов по управлению государственной службой. К ним относятся, в том числе и участие в организации работы и представительство в комиссии по урегулированию конфликта интересов. Кроме того требуется завершить разработку современных кадровых, образовательных, информационных и управленческих технологий и механизмов, обеспечивающих результативность профессиональной служебной деятельности.

      Очевидно, что совершенствование и развитие законодательства должно быть продолжено. И этому есть пример. На рассмотрении в нашем Комитете находится проект федерального закона № 145183-5 «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

      Названный законопроект направлен на усиление антикоррупционного потенциала российского законодательства. Автором предлагается дополнить пункт 18 части 1 статьи 44 Федерального закона № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» положением о том, что кадровая работа государственного органа, наряду с указанным перечнем функций, в том числе, организацией проверки сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также соблюдения гражданскими служащими ограничений, установленных Федеральными законами, включает проверку сведений о соблюдении гражданскими служащими запретов, установленных действующим законодательством. В настоящее время Комитет назначен ответственным по 7 законопроектам, направленным на совершенствование отдельных положений Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Среди них законодательные предложения, касающиеся порядка присвоения классных чинов, формирования кадрового резерва, порядка оплаты труда и многие другие.

      За последнее время значительно активизировалась деятельность правоохранительных органов по борьбе с коррупцией. Но чтобы победить это социально-юридическое явление, необходимо скоординировать деятельность всех федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц по предупреждению коррупции, уголовному преследованию лиц, совершивших коррупционные преступления, и минимизации и ликвидации их последствий. В этих целях важно усовершенствовать систему и структуры государственных органов, оптимизировать и конкретизировать их полномочия.

      Требуется развитие институтов общественного и парламентского контроля за соблюдением антикоррупционного законодательства Российской Федерации, а также совершенствование механизма антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов Российской Федерации.

      О.М. Семенеева