Размер шрифта:
Цвета сайта
Изображения
Вернуть стандартные настройки

ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРИЗИС. НАШИ ДЕЙСТВИЯ

05.02.2009
ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРИЗИС. НАШИ ДЕЙСТВИЯ

       Председатель Комитета Государственной Думы по делам Федерации и региональной политике Усачев В.В.

Тема: Финансово – экономический кризис. Наши действия.

Это необходимо знать каждому.

      Общая оценка ситуации
      Мировой кризис беспрецедентный по масштабам, глубине и скорости его распространения. Россию он, конечно, не обошел стороной, т.к. наша экономика достаточно глубоко вмонтирована в мировую.
      Предприятия сокращают свои инвестиционные программы. Идет отток рублевых и инвалютных ресурсов, усугубляются проблемы банков, которые вынуждены снижать объемы кредитования. Уменьшаются доходы компаний, их персонал, приостанавливаются производственные конвейеры.
      Отток капитала в 2008 г. составил около 130 млрд.долл., в этом году он будет порядка 100-110 млрд.долл.
      Наблюдается падение спроса, что опять же негативно сказывается на динамике производства.
      Отмечается рост безработицы, и его динамика повышается.
      Цены на основные товары экспорта упали в 2 и более раза. Физические объемы сократились на 5-15%, а по ряду товаров еще больше. Меньше чем за полгода нефть подешевела в 4 раза, то есть потеряла 70% своей стоимости.
      Инфляция в 2009 году составит порядка 13%.
      Ожидается снижение доходов от экспорта с 469 млрд.долл. до 269 млрд. долл. Импорт сократится на 50 млрд.долл.

      Работа Правительства
      Уже в течение, по крайней мере, полугода все федеральные структуры, отвечающие за борьбу с кризисом, действуют фактически в штабном режиме.
      Работает Правительственная комиссия по повышению устойчивости развития российской экономики во главе с вице-премьером Шуваловым.
      С тем, чтобы пройти наиболее сложный для отечественной экономики 2009 год, правительство принимает меры крупномасштабного системного характера. Речь идет о снижении налогов, кредитной поддержке предприятий, дополнительной капитализации ряда предприятий и финансовых институтов, уточнении тарифов. При распределении расходов бюджета часть ресурсов направляется на создание дополнительного спроса в сферах инфраструктуры и жилищного строительства.
      В качестве временной антикризисной меры государство намерено приватизировать пакеты предприятий в ходе оказания им господдержки. Но это, действительно, временная мера. Через год-полтора пакеты будут распроданы в частное управление.
      В настоящее время формируются региональные программы, направленные на снижение напряженности на рынке труда, минимизацию кадровых рисков для предприятий. На середину января т.г. таких программ было уже 44 и по их рассмотрению в правительстве будет открыто финансирование.
      В связи с тем, что государство оказалось буквально на пороге разрушения национальной банковской системы, особое внимание уделено кредитно – финансовой политике.
      В качестве основы антикризисных мер правительство выделило поддержку ликвидности банков и капитализацию банковской системы. На это уже направлено 40 млрд. долларов и предполагается выделить из бюджета еще 40 млрд. долларов.
      Правительству вместе с Центробанком удалось сохранить за государством способность проводить активную, независимую денежную политику. Финансовая система обеспечена ликвидностью, нет бегства депозитов.
      В целях поддержки банковской системы:
      - снижены нормативы обязательных резервов банков (высвобождено около 380 млрд.руб.)
      - предоставлено беззалоговых кредитов на сумму более 1,7 трлн.руб. Срок кредитования увеличен до 1 года.
      - на пополнение капиталов банков выделено 950 млрд.руб. субординированных кредитов, в том числе Сбербанку-500 млрд.руб., ВТБ – 200 млрд. руб., Россельхозбанку-25 млрд.руб.
      - на депозиты в коммерческих банках и в ценные бумаги размещены средства Фонда содействия реформе ЖКХ (200 млрд.руб), ГК «Роснано» (130 млрд.руб.). Всего размещено средств госкорпораций на сумму 430 млрд.руб.
      - через повышение страховой суммы по вкладам граждан до 700 тыс.руб. обеспечена защита 98,5% вкладов.
      Принят ряд важных решений в сфере налоговой и бюджетной политики:
      - Изменен порядок уплаты НДС с поквартального на помесячный, а также налога на прибыль (с фактической, а не расчетной)
      - амортизационная премия по отдельным группам основных средств увеличена с 10% до 30%.
      - снижена ставка налога на прибыль с 24% до 20%
      - субъектам предоставлено право устанавливать ставку налога для упрощенной системы налогообложения в диапазоне от 5% до 15%.
      - в целях компенсации выпадающих доходов региональных и местных бюджетов от принятых решений по снижению налогов им передано 0,5 процентных пункта налога на прибыль и 100% акцизов на ГСМ.
      Общий объем снижения налоговой нагрузки оценивается примерно в 550 млрд.руб. в 2009 году.
      Правительством приняты меры по содействию занятости населения:
      - максимальный размер пособия по безработице повышен с 3124 до 4900 руб. В полном объеме пособие будет выплачиваться и гражданам, уволенным по собственному желанию;
      - в федеральном бюджете зарезервировано до 50 млрд.руб. на организацию общественных работ, переобучение работников, содействие в переезде к новому месту работы.
      Важные решения приняты по жилищному строительству:
      - 60 млрд.руб. внесено в уставный капитал Агентства по ипотечному жилищному кредитованию;
      - 83 млрд.руб. будут использованы для выкупа на рынке свыше 40 тысяч типовых квартир;
      - в 2 раза, до 2 млн.руб., увеличен размер налогового вычета для граждан, приобретающих или строящих жилье, что даст возможность вернуть гражданину до 260 тыс.руб. из суммы, затраченной на строительство жилья;
      - дается отсрочка по оплате процентов и основного долга для граждан, взявших ипотечный кредит, но утративших возможность обслуживать его из-за потери работы или снижения доходов;
      - с 1 января 2009 г. На оплату ипотечных кредитов разрешено досрочно направить средства «материнского капитала».
      Центр принял решение о дополнительной поддержке субъектов на сумму более 300 млрд.рублей, Возможно, эта сумма будет увеличена.
      Правительство считает, что ситуация в 2009 году будет достаточно жесткой. Нужно быть готовыми к продолжительному периоду снижения темпов экономического роста и консервативным параметрам экономической, бюджетной, налоговой политики.
      В целом можно сказать, что правительство отреагировало на кризис профессионально. На сегодняшний день нет ни одного системного сбоя.

      Некоторые основные задачи на предстоящий период
      Оптимизация взаимодействия региональных и федеральных органов власти по обеспечению социально – экономической стабильности в субъектах. Это изложено в программных заявлениях Президента и в стратегии – 2020. А именно: обеспечение роста благосостояния граждан, сохранение и увеличение среднего класса как социальной основы общества, дальнейшее развитие инфраструктуры и техническое перевооружение промышленности, модернизация сельского хозяйства, создание основ инновационной экономики.
      Упор должен быть сделан на расширение строительства жилья и дорог, на атомной энергетике, ВПК, сельском хозяйстве.
      Особое значение приобретает укрепление связи науки с производством. Таким образом падение занятости может быть компенсировано, хотя и не полностью, созданием новых рабочих мест.
      Создание максимально благоприятной среды для инвестиций. Она прежде всего зависит от обеспечения высокой степени экономической свободы, защиты прав собственности, развития инфраструктуры, от последовательного снижения налогового бремени на бизнес, от устойчивого функционирования финансовой системы, от снижения коррупции.
      Необходимость существенной переориентации от традиционной системы перераспределения доходов к стимулированию структурных изменений, которые приведут к экономическому росту, повышению уровня диверсификации и конкурентоспособности, активизации предпринимательской деятельности.
      Одно из возможных направлений - переход в оценках развития регионов на такие корректные с современной точки зрения показатели как инновационный потенциал развития субъектов, структура ВВП, вовлеченность экономики субъекта в межрегиональное и международное разделение труда и ряд других. Ну и, конечно, состояние человеческого капитала и среды жизни в качестве главенствующего показателя.
      Один из путей успешного выхода из кризиса – эффективное использование научно – технического потенциала. То, что мы называем инновационным развитием. При этом мы должны рассчитывать преимущественно на собственные силы, а не на помощь Запада, который, во-первых, к альтруизму не склонен, а во-вторых, сам испытывает на себе всю тяжесть кризиса.
      Возможности для этого есть. Один из примеров: специалисты считают, что в нашей стране накоплено до 200 тысяч нереализованных запатентованных изобретений. Не мелких, а имеющих революционное технологическое значение.
      Основная проблема выстраивания инновационной экономики заключается в формировании необходимых для этого финансово – экономических условий. В этом заключается важнейшая роль федеральной власти. Именно она на основе тесного взаимодействия с региональными органами управления в состоянии обеспечить режим благоприятствования для мобилизации интеллектуальных, материальных и организационных ресурсов.
      Акцент должен быть сделан сейчас на поддержание социальной сферы и трудового ресурса как такового. Одновременно нужно сосредоточить государственные резервы на стимулирование высокотехнологичных, наукоемких, а также инфраструктурно важных производств.
      Не лишена целесообразности идея создания местных антикризисных фондов в субъектах, где сосредоточена основная масса научных учреждений и промышленных предприятий, для получения части средств, направляемых из центра по отраслевому принципу. Помимо прочего это послужило бы реализации давно обсуждаемого предложения о стимулировании субъектов – «передовиков».
      Важным фактором борьбы с кризисом является более активное вмешательство государства в экономику. В обстановке, когда рыночные рамки функционирования экономики сужаются, в том числе из-за разбалансировки устоявшихся связей, государство имеет право и обязано осуществить необходимое регулирование экономических процессов. В отдельных случаях, когда затрагиваются интересы больших групп людей, может идти речь и о национализации предприятий и финансовых учреждений. Усиление роли государства выражается также в создании госкорпораций для решения приоритетных задач.
      Еще одна важная, даже приоритетная задача – всемерная поддержка малого и среднего бизнеса. Необходимо дать людям, занимающимся этим бизнесом, и тем, кто остается сейчас без работы, заниматься своим делом, предпринимательством максимально свободно, без назойливой опеки и навязчивого административного контроля, в рамках действующего законодательства. Поддержка малого бизнеса – одно из антикризисных существенных направлений, которое создает новые рабочие места. Имеется решение об увеличении средств на поддержку малого и среднего бизнеса с 9 млрд.руб. в 2008 году до 30 млрд.руб. - в текущем году.
      По данным специалистов совместными усилиями, используя все имеющиеся возможности, можно создать дополнительно 2-4 млн. новых рабочих мест.
      Очень важно в нынешней ситуации – оперативное и всестороннее информирование населения о принимаемых антикризисных мерах.