Размер шрифта:
Цвета сайта
Изображения
Вернуть стандартные настройки

АНТИКРИЗИСНЫЕ ПРОГРАММЫ И ПОСТКРИЗИСНОЕ РАЗВИТИЕ РОССИЙСКИХ РЕГИОНОВ

23.04.2010
АНТИКРИЗИСНЫЕ ПРОГРАММЫ И ПОСТКРИЗИСНОЕ РАЗВИТИЕ РОССИЙСКИХ РЕГИОНОВ

      Председатель Комитета по делам Федерации и региональной политике Виктор Усачев, открывая «круглый стол» на тему: «Антикризисные программы и посткризисное развитие российских регионов», состоявшийся в Государственной Думе 22 апреля 2010 года, отметил, что мировой финансово-экономический кризис негативно отразился в первую очередь на таких макроэкономических показателях как производство валового регионального продукта, промышленного производства, снижение инвестиций в основной капитал. Однако благодаря реализованной в 2009 года Антикризисной программе удалось в значительной степени сгладить эти негативные эффекты на экономику. Программа «позволила сохранить запланированный объем бюджета, который был перераспределен в сторону мер по поддержке социально-экономической стабильности в стране. Сейчас можно со всем основанием утверждать, что большинство принятых решений сработало», - подчеркнул В.Усачев. По его словам, это позволило сохранить социальные программы, запустить процессы постепенного восстановления рынка труда и создания рабочих мест.

      Первый заместитель председателя Комитета Галина Изотова выступила с основным докладом. Она рассказала о результатах анализа антикризисных мер, которые были реализованы регионами в 2009 году, и об основанном на нем прогнозе ситуации на 2010 год. Она отметила, что увеличение производства валового регионального продукта в 2009 году прогнозируется только в 14 субъектах Российской Федерации; снижение производства ВРП в 2009 году более чем на 10 % произошло в 15 регионах. В целом по Российской Федерации в 2009 году спад промышленного производства составил 10,8 процента. На конец 2009 года в 67 субъектах Российской Федерации отмечено сокращение объемов производства. «Регионы по-прежнему находятся в различных условиях и оптимизм об окончательном преодолении главных последствий экономического кризиса является преждевременным», - оценила ситуацию Г.Изотова.

      В работе «круглого стола» также принял участие заместитель руководителя Федеральной службы по труду и занятости Иван Шкловец. Он рассказал о реализации антикризисной программы Правительства в сфере трудоустройства. И.Шкловец подчеркнул, что в случае отсутствия такой программы число безработных в России составило бы 4 млн. человек (сейчас эта цифра составляет 2 млн. человек). В 2009 году удалось стабилизировать численность работников, работающих в режиме неполного рабочего дня, сдержать массовые увольнения, оказать поддержку предприятиям, находящимся в сложной финансово-экономической ситуации, повысить конкурентоспособность работников за счет участия в программе опережающего обучения, материально поддержать работников, которые лишились заработка. По мнению И.Шкловца, это можно считать достижениями в области сдерживания безработицы в условиях финансово-экономического кризиса.

      Участники «круглого стола» отметили важность законодательного закрепления основ стратегического планирования, создания целостной системы государственного стратегического управления и контроля, стабилизации доходной базы территориальных бюджетов, создания устойчивых стимулов по ее наращиванию для органов государственной власти субъектов Федерации и местного самоуправления, закрепления и усиления стабилизационных явлений, которые проявились в 2009 году на региональных рынках труда, а также создания законодательных, финансовых условий для эффективной работы малого и среднего предпринимательства, в том числе снижение административных барьеров.

      На «круглом столе» была высказана рекомендация в адрес федеральных органов государственной власти ускорить разработку и внесение в Государственную Думу законопроекта «О государственном стратегическом планировании», внести изменения в Градостроительный кодекс и другие законодательные акты в части совершенствования системы территориального планирования в России, активизировать работу по проекту федерального закона, регламентирующего вопросы реализации промышленной политики.