Размер шрифта:
Цвета сайта
Изображения
Вернуть стандартные настройки

Комментарий Председателя комитета Законодательного Собрания Ростовской области по Законодательству А.В. Ищенко по вопросам законодательного обеспечения разграничения полномочий между уровнями публичной власти

28.04.2012
Комментарий Председателя комитета Законодательного Собрания Ростовской области по Законодательству А.В. Ищенко по вопросам законодательного обеспечения разграничения полномочий между уровнями публичной власти

26 апреля 2012 года в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации состоялись парламентские слушания на тему «Вопросы законодательного обеспечения разграничения полномочий между уровнями публичной власти». В парламентских слушаниях принял участие председатель комитета Законодательного Собрания Ростовской области по законодательству А.В. ИЩЕНКО.

7 мая 2012 года состоится вступление в должность вновь избранного Президента России В.В. Путина. Новый президентский срок полномочий требует определения приоритетов развития государства и общества. Среди таких приоритетов — проблема разграничения полномочий между уровнями власти, проще говоря, вопрос о том, как эффективнее выстроить отношения между федерацией, регионами и муниципалитетами. Предложения по изменениям в этой системе начали готовиться ещё в прошлом году. И именно сейчас разработанные идеи обретают конкретную форму. Итоги парламентских слушаний прокомментировал А.В. ИЩЕНКО:

«По результатам парламентских слушаний сформулировано несколько интересных предложений, которые затрагивают интересы и нашей области, и жителей Дона.

Что предлагается? Во-первых, навести порядок в законодательстве относительно полномочий регионов и местного самоуправления. Сегодня есть целый ряд полномочий, которые прописаны в законах, но финансовых средств на их реализацию Федерация не предусмотрела. Таких полномочий немного, но они существенно влияют на качество работы прежде всего местной власти. Всем понятно, что если денег в бюджете нет, то функция, на которую средства не предусмотрены, качественно исполняться не будет.

Во-вторых, нужно пересматривать отношения между бюджетами в пользу регионов и муниципалитетов. Что имеется в виду? Наиболее затратные полномочия: дорожное строительство, ЖКХ, социальная сфера — финансируются, безусловно, лучше, чем в прежние годы. Но равномерности и достатка средств по-прежнему нет. А спрос с региональной и особенно местной власти год от года растет. Это противоречие между финансовым ресурсом и спросом за результат нужно разрешать, а без изменений в налоговой и бюджетной сфере это невозможно сделать. Поэтому новому Правительству России участники парламентских слушаний рекомендовали принять конкретные решения:

  • передать местным бюджетам ставки налога на прибыть организации в размере 2%, перечисляемые сегодня в федеральный бюджет;
  • закрепить за местными бюджетами налог, взимаемый по упрощенной системе налогообложения;
  • ввести местный транспортный налог в отношении транспорта жителей соответствующего муниципального образования, а на региональном уровне оставить транспортный налог в отношении транспорта юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
  • ускорить введение местного налога на недвижимость, обеспечив справедливое распределение налоговой нагрузки между объектами недвижимости разной рыночной стоимости;
  • в региональные бюджеты передать поступления от акцизов на этиловый спирт, спиртосодержащую продукцию, легковые автомобили, бензин, на табачную продукцию;
  • уже с 2012 года начать постепенную отмену федеральных льгот по региональным и местным налогам.

Последний пункт особенно поддерживается Ростовской областью, поскольку от федеральных льгот по налогам на имущество организаций, имущество физически лиц и земельному налогу консолидированный бюджет Ростовской области теряет порядка 1-2 млрд. рублей.

В-третьих, участниками слушаний новому Правительству и новому Президенту предложено изменить сложившуюся систему дотаций и субсидий. Смысл этих изменений заключается в необходимости увеличения налоговой части в доходах региональных и местных бюджетов. Речь идет о необходимости уменьшения прямых дотаций и увеличения доли от налоговых отчислений, поступающих в региональный и местные бюджеты.

Отдельным предложением прозвучала инициатива о принятии на федеральном уровне общероссийской программы профессиональной подготовки и повышения квалификации депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления и муниципальных служащих.

Вкратце рассказать обо всех рекомендациях участников парламентских слушаний, содержащихся на 20 страницах, невозможно. Важно, что эти предложения уже в ближайшее время будут направлены Президенту России и Правительству страны для скорейшего решения».