За полгода депутаты областного Заксобрания разработали несколько важных для экономики региона документов.
В числе которых новый закон «О промышленной политике», дающий зеленый свет развитию промышленных кластеров. А также был введен сокращенный срок оформления земли в аренду для крупных проектов, который еще больше повысит инвестиционную привлекательность Ростовской области, и многое другое.
О том, каким выдался текущий год для комитета Законодательного Собрания Ростовской области по экономической политике, промышленности, предпринимательству, инвестициям и внешнеэкономическим связям, рассказывает его председатель Виктор Шумеев.
– Какие из принятых законов были долгожданными для Ростовской области?
– За январь – июль 2015 года по профилю комитета принято четыре областных закона: «О промышленной политике» в первом чтении, «О регулировании отношений, связанных с реализацией розничных рынков», «О поддержке предпринимательства» и «Об уполномоченном по защите прав предпринимателей». Оценить степень важности того или иного документа сложно. Иногда рассматривать проект, принятый на федеральном уровне, просто – это называется «приведение в соответствие с федеральным законодательством». Но поправки могут очень сильно влиять на ситуацию в бизнесе, занятость и прочие аспекты, поэтому принять их бывает совсем не просто. Любой принимаемый закон – это конечная реакция власти на потребность региона. В прошлом году мы приняли совершенно новый закон «О запрете торговли энергетиками». Результаты уже видим. Сейчас мы привели в соответствие с федеральным законом документ, регулирующий деятельность розничных рынков. По численности населения Ростова-на-Дону попал в категорию тех городов, где нельзя иметь рынки не капитального характера, то есть все рынки должны быть крытыми. Все остальные виды торговли могут существовать в виде ярмарок выходного дня, сезонных. Думаю, каждому потребителю будет приятно совершать покупки в облагороженных местах.
– Какие документы чаще всего вызывают много споров и вопросов?
– Конечно, это бюджет, который принимается на год, но потом корректируется. Последние изменения прошли недавно. На 1,7 млрд рублей
увеличили доходную и расходную части. Фактически мы не рассчитывали на эту сумму. По крайней мере, не было никаких предпосылок. Это будет существенная поддержка нашим муниципалитетам. Они получили деньги для улучшения ситуации, связанной с дорогами и дорожным покрытием. Почти 207 млн рублей уйдет на дороги в сельских территориях.
Второй документ – это программа социально-экономического развития, которая рассматривается в нашем комитете. Поправки вносились, контрольный отчет о реализации был. Это уже практическое применение бюджета на территории с ее адресностью, размерами, объемами, в том числе и финансирования. Невзирая на сложную ситуацию, связанную с экономикой, по итогам полугодия мы выглядим достаточно уверенно, бюджет освоен на 49%. Это достаточно много, потому что основное освоение попадает на последние месяцы года. Этот показатель по полугодию говорит, что мы справимся с выполнением бюджета. Мы едва ли не каждый квартал подрастаем в объеме бюджета в расходной и доходной частях, что находит отражение в программе социально-экономического развития. Пусть 102% за полугодие, но мы их получили. Движемся с опережением. Такая ситуация не во всех регионах, только немногие справляются.
– Что изменилось в законе «О поддержке предпринимательства», ведь он существует с 2014 года?
– Закон появился в 2014 году в результате социологического опроса,
когда бизнес пожаловался на высокую стоимость аренды помещений – 21%. Выяснилось, что цены неоправданно завышены, и мы законом ввели понижающий коэффициент – 0,85 от розничной стоимости. Уверен, он будет способствовать развитию малого и среднего предпринимательства в нашей области. Помимо этого очень часто проводится регулирование закона, связанного с оборотом и реализацией алкоголя. Наши депутаты, в частности таганрогские, настаивают на том, чтобы увеличить объем штрафных санкций за незаконное производство алкоголя, в том числе самогоноварение. Сейчас штраф составляет от 5000 до 15 тыс. рублей. Но эти потери легко отбиваются. Мы видим другое решение – утилизация. Если самогонный аппарат переедем трактором, а спирт сольем в канализацию, будет действенно, а если продолжать выписывать штрафы в 5000 рублей и ничего не изымать, то все так и будет продолжаться.
– Виноградники теперь попадают в реестр. Как будут их считать?
– Впервые вводится декларация об объеме собранного винограда для производства винодельческой продукции, то есть не просто вина, а виноградников. И появился реестр виноградных насаждений. Но у нас возник вопрос о размерах виноградника. У кого-то во дворе растет куст или два куста, у кого-то – целая плантация. Мы считаем, что нужно обратить внимание, для чего предназначен земельный участок: для частного землевладения или для использования в промышленных масштабах. Если у предпринимателя отведены 10–30 га в зоне сельхозугодий, то тогда это промышленное производство винограда, и он должен вноситься в реестр.
– Сейчас страна испытывает определенные экономические трудности, но несмотря на это интерес инвесторов к нашему региону остается высоким. Почему?
– Мы разрабатываем законы, которые помогают инвесторам без барьеров реализовать свои проекты на нашей территории. К примеру, оформить землю в аренду под социально значимые объекты определенного объема можно в ускоренном порядке – за девять месяцев, но это все равно долго. Упрощенный порядок, когда в течение одного-полутора месяцев выделяется земельный участок, – безусловно, поддерживающий фактор. Сокращаются сроки – естественно, возрастает эффективность вложенных средств.
– Что изменилось в Земельномкодексе для частных лиц?
– Есть проблемы, связанные с кадастровой оценкой, она не всегда удовлетворяет предпринимателей. Идет много споров о том, что необходимо либо более четкое разграничение по назначению земельных участков, либо общий пересмотр кадастровой оценки. Она не всегда точно отражает стоимость земли. Коммерческая оценка гораздо ниже кадастровой. Сейчас создана комиссия, которая рассматривает эти спорные вопросы, исправляет ситуацию по возможности.
– Врио губернатора Василий Голубев часто заявляет, что наш регион из дотационного должен стать донором. Нужно ли нам это?
– Когда граждане зарабатывают деньги и платят налоги, это означает, что они формируют государственность. Если регион обеспечивает себя сам и он самодостаточен, то это правильно. Тогда можно более свободно распоряжаться своими средствами. Сейчас объективно правительство не всегда учитывает интересы каждого региона, это законодательно очень сложно. Получая средства из центра, мы обязаны софинансировать их в определенной части и, как правило, свои же свободные средства связываем этим. Хорошо, что нам дают больше, но в своем маневре мы менее свободны. Если хотим иметь большую самостоятельность в направлении использования средств, то нам, региону без добычи энергоносителей, надо развивать торговлю и промышленную переработку, в том числе выполняя задачу по импортозамещению.