
В июле 2010 года вступило в силу Постановление Законодательного Собрания Ростовской области № 1064 «О порядке проверки достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение государственных должностей Ростовской области, и лицами, замещающими государственные должности Ростовской области, и соблюдения ограничений лицами, замещающими государственные должности Ростовской области».
В чем суть данного Постановления? Чем оно может быть интересным для общественности?
Комментарии дает председатель комитета Законодательного Собрания области по законодательству, государственному строительству, местному самоуправлению и правопорядку А.В. Ищенко: «Последние два года в России очень активно развивается законодательство в сфере противодействия коррупции. Президентом РФ Д.А. Медведевым эта проблема обозначена как одна из ключевых.
Преодоление коррупции – это основное условие для развития и модернизации страны, да и, в целом, перехода к нормальной цивилизованной жизни общества и государства. В этой сфере было принято много нормативно-правовых актов, как на федеральном уровне, так и на областном. Но теперь, помимо законов и постановлений, депутатами Законодательного Собрания области утвержден порядок проверки достоверности сведений о доходах и имуществе высших должностных лиц, а также членов их семей. Несмотря на сложное и длинное название Постановления, в нем содержатся понятные для всего общества процедуры».
Причин коррупционного поведения чиновников разного уровня очень много. Среди основных, как отмечают эксперты, – непрозрачность сведений о доходах, об имуществе, об уровне материального благополучия тех людей, которые принимают важные государственные решения. Такую закрытость российского чиновничества отмечают не только международные эксперты, но и руководство нашей страны и Ростовской области, в частности.
«Для того чтобы решить эту проблему эффективным и цивилизованным способом, нам необходимо было установить процедуру проверки тех сведений, которые каждый государственный чиновник высшего уровня, работающий на постоянной основе и получающий зарплату из бюджета, обязан раз в год предоставить в тот государственный орган, в котором он работает. И эти сведения, в силу закона, должны обнародоваться и предоставляться во все СМИ, которые этим заинтересуются», - говорит А.В. Ищенко.
В Ростовской области установлены формы и сроки предоставления данной информации. Однако возникает вопрос: «Как проверить достоверность и полноту этих сведений?»
Раньше на этот вопрос не отвечал ни один документ. Теперь, в соответствии с принятым Постановлением, основанием для проведения проверки может служить письменное сообщение, поступившее в государственный орган Ростовской области или лицу, уполномоченному на принятие решения о проведении проверки, из правоохранительных и налоговых органов, постоянно действующих руководящих органов политических партий и зарегистрированных в соответствии с законом иных общероссийских общественных объединений, не являющихся политическими партиями, Общественной палаты Российской Федерации.
Таким образом, и в этом заключается новация, в данный процесс могут быть вовлечены не только политические партии, но и представители гражданского общества. При этом информация анонимного характера не может служить основанием для проведения проверки.
По окончании проверки, проводимой кадровыми службами соответствующего государственного органа, в данный орган, а также инициатору проведения проверки будет представлен доклад о результатах.
«В нормативном опыте донских законодателей не было случаев, когда так подробно и детально была регламентирована процедура проверки достоверности сведений об имущественном положении донских руководителей. Но с принятием Постановления данный пробел восполнен, и сегодня общественность и граждане смогут иметь доступ к интересующей их информации. Убежден, что это будет способствовать постепенному созданию системы противодействия коррупции в органах власти», - подытожил А.В. Ищенко.
О.Ю. Медведева, информационно-аналитическое управление