23 сентября 2010 года комитет Совета Федерации РФ по образованию и науке провел в режиме телемоста парламентские слушания на тему «О концепции проекта федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», в которых приняли участие Председатель верхней Палаты Парламента России С.М.Миронов, а также представители десяти регионов России, в том числе и Ростовской области – заместитель Председателя Законодательного Собрания Ростовской области Е.М.Шепелев, председатель комитета Законодательного Собрания области по образованию В.Л.Маринова, заместитель министра образования области М.А.Мазаева, представители сферы образования Дона.
Широкое общественное обсуждение концепции данного законопроекта началось весной 2010 года. А к вопросам образования, так или иначе, имеют отношения практически все жители страны.
В середине октября подобные же слушания проведет Государственная Дума РФ.
Обсуждаемый проект федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» направлен на установление системного и функционально более полного правового регулирования общественных отношений, возникающих в сфере образования, определяет правовое положение их участников, закрепляет особенности применения к отношениям в сфере образования норм административного, гражданского, трудового, финансового и других отраслей права.
Необходимость принятия нового Федерального закона «Об образовании» назрела давно. Базовый Федеральный закон «Об образовании» принят в 1992 году. Закон Ростовской области «Об образовании» принят в 2004 году.
18 лет назад вся система образования в нашей стране была государственной, начиная с детских садов и заканчивая вузами. Сегодня в стране есть негосударственные и детские сады, и профессиональные учреждения образовательной системы. То есть ситуация изменилась кардинально.
«Президент России поставил задачу привлечь к формированию новых специальностей, образовательных стандартов, к преподаванию в образовательных учреждениях конечных потребителей, - говорит В.Л.Маринова. - Иными словами, крупные, средние и малые предприятия должны подключаться к процессу обучения, поскольку им небезразлично, кого выпускают из образовательных учреждений. Они, соответственно, оплачивают их обучение.
Все прекрасно понимают, что без подготовленных специалистов, отвечающих при этом требованиям мировой экономики, не будет ни инноваций, ни модернизации, ни технологического прорыва. Таким образом, новый базовый закон «Об образовании» жизненно необходим».
В 1992 году Федеральный закон был принят как рамочный, где содержались общие установки стратегической государственной политики в сфере образования. Затем должны были выйти полновесные Федеральные законы о высшем, о среднем, о начальном образовании и т.д. Однако за прошедшие годы в стране появился только закон о высшем образовании.
«Концептуально обсуждаемый сегодня законопроект совершенно иной. Во-первых, он очень объемный, в нем 20 глав и около 500 страниц, - продолжает В.Л.Маринова. - В него предполагается включить нормативные основания, которые регулируют все уровни образования. То есть отдельных законов по направлениям образования не будет. На рассмотрение Госдумы РФ данный законопроект планируется внести к концу 2010 года.
Возглавляемый мной комитет Законодательного Собрания Ростовской области по образованию, науке, культуре и связям с общественными объединениями совместно с Министерством общего и профессионального образования области подготовили подробные замечания и предложения к проекту Федерального закона. В наших предложениях делается акцент на необходимость чёткого разделения полномочий, которые должны осуществлять муниципальные образования и органы власти субъекта по отношению к образовательным учреждениям.
Кроме того, социальные гарантии всем участникам образовательного процесса: и педагогическим работникам, и обучающимся, особенно в высших учебных заведениях - необходимо нормативно прописать.
Далее, надо все-таки регламентировать новые формы организации граждан, например, по детским садам. Сейчас создаются и существуют практически нелегально семейные детские сады. Например, одна мама в большей степени, чем другие обладает свободным временем и берется присматривать за детками десяти других мам, которые ходят на работу. Но за этими детьми надо ведь не только присматривать, их надо обучать. Поэтому эту форму необходимо легализовать, надо выделять деньги, привлекать к работе группы семейных воспитателей-специалистов. Раз уж мы пока не можем решить проблему с помощью государственных детских садов, нужно нормативно закрепить и развивать то, что уже фактически есть. Это позволит субъектам Федерации и муниципалитетам получать какое-то финансирование, готовить специалистов. Например, преподаватели пенсионного возраста готовы работать в семейных детских садах, обучая малышей всем тем навыкам, которым обучают в государственных детсадах. Это тоже наше предложение по поводу поправок в закон.
Также мы предлагаем более детально прописать в законе нормы, связанные с функционированием дистанционного образования, домашнего и семейного обучения. Необходимо четко знать, как организовывать такие формы, как их финансировать».
Обсудив проект федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», участники парламентских слушаний признали актуальность и важность его разработки для создания благоприятных условий по реализации гражданами России права на образование.
Принято решение рекомендовать комитету Совета Федерации по образованию и науке обобщить поступающие из субъектов Российской Федерации от образовательных и общественных организаций замечания и предложения и направить в правительственную рабочую группу по разработке проекта федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».
Министерству образования и науки РФ рекомендовано провести по итогам общественного обсуждения текста проекта федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» совещание с участием Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, а также представителей педагогической и вузовской общественности.
Голота И.Ю., информационно-аналитическое управление