Размер шрифта:
Цвета сайта
Изображения
Вернуть стандартные настройки

Александр Ищенко: «Законодательная работа – это баланс между желаемым и возможным»

02.12.2016
Александр Ищенко: «Законодательная работа – это баланс между желаемым и возможным»

Интервью Председателя Законодательного Собрания Ростовской области Александра ИЩЕНКО (фракция «ЕДИНАЯ РОССИЯ»)

ФГУП ВГТРК «ТРК Дон-ТР» «Радио России»

Программа «Ответственный час»

30.11.2016

- Александр Валентинович, Скоро истекают два месяца, как Вы стали главой областного парламента. Я думаю, что работа эта непростая, как сложились эти месяцы?

Эти месяцы сложились очень напряженно, но, как мне кажется, очень полезно, поскольку целый ряд проблем, которые сегодня волнуют жителей Ростовской области, были обозначены мною в качестве приоритетных.

Они были поддержаны коллегами не только в Законодательном Собрании, но и за эти не полные два месяца мы успели провести очень серьезную консультационную работу с нашими коллегами в Государственной Думе, членами Совета Федерации от Ростовской области и коллегами по Южно-Российской Парламентской Ассоциации.

Целый ряд проблем, которые волнуют жителей Ростовской области, мы смогли, заручившись поддержкой наших коллег на юге страны, инициировать для рассмотрения и обсуждения на федеральном уровне. Это самые острые и самые важные вопросы, связанные с шахтерскими территориями, с предоставлением пайкового угля, решения на федеральном уровне проблемы статуса такой категории, как дети войны, и целый ряд других вопросов, которые волнуют наших избирателей.

- О бюджете на три года. Как эта работа движется?

- Мы сейчас дуем на воду, как говорится в русской поговорке. Конечно, сказать, что у нас все хорошо в экономике и все прекрасно в бюджетной сфере, это было бы абсолютной неправдой. Но то, что вектор движения ситуации меняется из направления минус в сторону плюс — это очень существенно, и он меняется именно сейчас в эти месяцы и в этот период времени.

Судите сами, на прошлой неделе мы рассматривали бюджет текущего, 2016 года, у нас появилось около 7 млрд. рублей дополнительных доходов и практически все из них были направлены на погашение дефицита бюджета.

Для чего это было сделано? Для того, чтобы мы снизили долговую нагрузку на бюджет, для того, чтобы у нас в будущем году появились деньги на развитие территорий, на реализацию инфраструктурных проектов, прежде всего, связанных с реконструкцией объектов в городе Ростове-на-Дону, и не только. Рассматривая проект бюджета, мы еще об этом поговорим, может быть, отдельно. Решение проблем, связанных с водоснабжением, это очень серьезная тема, которая волнует целый ряд городов и районов Ростовской области, и в следующем году в этом направлении мы будем двигаться более интенсивно.

Возвращаюсь к вопросу об экономике. Есть целый ряд показателей, которые, наверное, мы как обычные жители, покупающие продукты в магазинах и лекарства в аптеках, не видим и не воспринимаем. Но экономисты, когда оценивают ситуацию, пользуются целым рядом цифр. И вот эти цифры, характеризующие развитие экономики в целом, в этом году в Ростовской области показывают, что, во-первых, остановилось снижение экономических показателей, т.е. мы перестали иметь отрицательную динамику, во-вторых, по отдельным направлениям, прежде всего связанным с промышленностью, мы уверено переместились в зону развития.

В положительную сторону меняются экономические показатели предприятий, а это же очень серьезно. Растет фонд оплаты труда, растет заработная плата, хотя конечно, не такими темпами, как хотелось бы работникам, не теми темпами, какими хотелось бы нам. Но если в других регионах идет снижение этих показателей, то у нас на Дону мы переместились из отрицательной зоны в зону прироста.

К примеру, на сегодняшний день средняя заработная плата у нас приближается к 26 тысячам рублей по области в целом. В Ростове-на-Дону существенно больше, но, конечно, нас не устраивает эта цифра, и мы считаем, что она должна быть больше.

Сегодня Губернатор Ростовской области Василий Юрьевич Голубев и Правительство Ростовской области принимают все возможные меры для того, чтобы, во-первых, вывести из тени, так называемую, серую зарплату, минимизировать возможности сокрытия доходов от налогообложения. И эти меры дают положительный результат, поскольку именно в этом году мы наблюдаем устойчивый рост поступления налога на доходы физических лиц. О чем это говорит? О том, что заработная плата предприятиями выплачивается и у предприятий есть на это деньги. Безусловно, есть и то, что находится в отрицательной зоне, есть отдельные предприятия угольной отрасли, предприятия в других отраслях, но удельный вес таких предприятий и организаций, к счастью, не высок. Это тоже показатель устойчивости экономической системы Ростовской области.

Звонок: В прошлом году перед Новым годом Законодательное Собрание обрадовало обещанием заменить нам. ветеранам труда, бесплатный проезд на 330 рублей. Потом по решению Губернатора вроде это решение было отменено. Но льготы сохраняются до января 2017 года. Хотела узнать у Председателя, что в этом году нам подарят?

- Не будет никаких ограничений по льготам ветеранов труда. Вопрос этот известен, решение было принято, вы его достаточно точно озвучили, и на сегодняшний день существующие льготы ветеранам труда продолжают действовать, и никто их не планирует ни монетизировать, ни отменять, ни переводить в другую категорию. Сегодня никаких планов, которые бы огорчили вас и тех, кто пользуется льготами, не существует. Хотя, конечно, социальное законодательство меняется, и буквально недавно, было решение Верховного Суда Российской Федерации по льготам в сфере жилищно-коммунального хозяйства, которые мы предоставляем в Ростовской области федеральным льготникам. В соответствии с этим решением нам нужно будет корректировать областное законодательство в части компенсации жилищно-коммунальных услуг федеральным льготникам. Но на сегодняшний день такие решения пока обсуждаются и они не приняты. По мере того, как будут готовиться соответствующие законопроекты, мы обязательно проинформируем и жителей Ростовской области и общественные организации, и обсудим в открытом режиме те изменения, которые будем готовить применительно к этим категориям льготников. Повторюсь, на сегодня по ветеранам труда никаких аналогичных изменений не планируется.

- Александр Валентинович, закон об особом статусе Ростова-на-Дону. Это давняя история, и Вы на разных площадках заявляли о том и заявляете, что такой закон необходим. Для чего он нужен и, что он даст городу?

- Абсолютно все из нас уверены в том, что Ростов – это столица Ростовской области, и никто в этом не сомневается. Не сомневаются в этом и депутаты Законодательного Собрания Ростовской области, и абсолютно все жители области. Но что дает Ростову-на-Дону и ростовчанам этот столичный статус, кроме того, что есть определенная нагрузка на городскую инфраструктуру, дороги, транспортную систему, в конце концов, на торговую сеть и на все остальные сферы обеспечения жизнедеятельности городской жизни?

С точки зрения муниципального законодательства Ростов-на-Дону как муниципальное образование такой же, как и все остальные 468 действующих муниципальных образований Ростовской области. Возникает вопрос: каким образом учитываются расходы муниципальной казны Ростова-на-Дону? Ведь мы же с вами, как горожане, платим налоги в городскую казну. И они расходуются на дороги, тротуары, водоснабжение, покупку новых автобусов, но пользуются этими услугами примерно 200-300 тысяч жителей Ростовской области и других регионов страны, которые приезжают ежедневно в Ростов-на-Дону работать, по служебным и медицинским делам, образовательным. Эти граждане налоги в городскую казну не выплачивают, но городскими услугами пользуются.

В этой связи, мы предложили в общем-то не новую идею, и мы здесь не пионеры. Она заключается в том, чтобы компенсировать бюджету Ростова-на-Дону часть затрат, связанных с исполнением им функции столицы Ростовской области. Речь идет о том, чтобы закрепить в доходной части бюджета города Ростова-на-Дону поступления из областной казны на исполнение этих функций. Чтобы часть денег областной казны направлялось в муниципальный бюджет на регулярной основе, и город знал, что ежегодно область направляет своей столице определенную сумму денег на ремонт дорог, на реконструкцию тротуаров, на строительство и ремонт канализации, водоснабжения, электроснабжения, на замену подвижного общественного транспорта. По факту это уже происходит. Хочу сказать, что, например, за последние 6 лет, с тех пор, как Василий Юрьевич Голубев возглавил Ростовскую область, уровень поддержки средствами из областного бюджета в доходах города Ростова-на-Дону увеличился на четверть. Если раньше поступления из областной казны составляли порядка 45% городского бюджета, то сегодня это сумма – 60% поступлений из областного бюджета. Это расширяет возможности, и все мы видим, что город реконструируется и идет благоустройство, строительство тротуаров, капитальный ремонт жилых домов и фасадов, замена коммуникаций.

Но часть этих работ идет в рамках подготовки к Чемпионату мира по футболу 2018 года. Чемпионат не за горами, и он пройдет, а что дальше? Разработчики, в том числе и я, предлагаем закрепить на постоянной основе вот этот уровень финансовой помощи, чтобы этот ручеек не оскудел после 2018 года. Я, скажем так, упрощаю содержание этого закона, но оно понятно, думаю, всем горожанам. Чтобы на постоянной основе были дополнительные поступления в городской бюджет, чтобы городу возмещали затраты, потому что он работает областной столицей.

-Когда ожидается, что этот закон будет принят?

Вы знаете, что в городе Ростове сменился Глава Администрации. Буквально еще месяца не прошло, как Главой Администрации стал Виталий Васильевич Кушнарев. Мы уже первоначально обсуждали с ним эту идею. И ему нужно время для того, чтобы войти в курс дела и сформировать свою позицию по этому вопросу. Было бы неправильно без участия городских властей заниматься разработкой такого важного документа.

Первое, что мы сделаем в начале следующего года – в феврале-марте определимся с концепцией и обсудим эту концепцию с горожанами. Надеюсь, что и радио Дон-ТР тоже примет участие в обсуждении этого проекта. И думаю, что это будет интересно сделать в формате прямого эфира, отвечая на вопросы наших жителей, отвечая на их предложения. Думаю, всех горожан пригласим к этому разговору, чтобы получилась нормальная живая дискуссия. Потому что когда предварительно в ходе выборов в Заксобрание, летом, эта тема обсуждалась с избирателями, было очень много интересных идей высказано.

Например: решение вопроса по строительству велосипедных дорожек. Хотя не все горожане довольны тем, что строятся велосипедные дорожки за счет тротуаров... Эту проблему надо решать. Например, доступ к интернету с помощью Wi-Fi, чтобы центральные парки и пешеходные зоны Ростова были оборудованы таким доступом, чтобы горожане чувствовали себя комфортно и могли в режиме реального времени получить массу услуг, в том числе и государственных. А ведь те изменения, которые сегодня происходят в сфере предоставления государственных услуг, они же революционные! Теперь человеку не просто не нужно выходить из дома – он может, кушая в кафе или в столовой, решать одновременно через интернет-приложения очень много вопросов, на которые раньше приходилось тратить время, посещая различные бюрократические структуры и организации.

Есть много идей, связанных с принятием этого закона, они, возможно, и не попадут в этот закон. Но очень важно в ходе обсуждения законопроекта выявить мнения ростовчан, и самые интересные идеи, которые позволяют изменить качественно жизнь нашего мегаполиса, воплотить в жизнь уже в ходе реализации этого закона. Потому что принятие закона повлечет принятие различных документов городской администрации, городской думы. И важно, что бы все положения закона были реализованы муниципальными властями.

- Южно-Российская Парламентская ассоциация. Вы один из инициаторов ее создания. Какие последние законодательные инициативы обсуждались на Конференции?

С точки зрения жителей Ростовской области, есть Парламентская Ассоциация. Ну, собираются депутаты со всего Юга России, что-то обсуждают. В общем-то, это, наверное, где-то далеко, на периферии нашего общественного внимания.

Но почему это так важно. Допустим, с какой-то инициативой в Правительство, в Государственную Думу выходят депутаты Законодательного Собрания. Мы представляем один регион – Ростовскую область. Наше мнение могут услышать, могут не услышать. И, зачастую, не слышат не в силу того, что они не хотят. Просто идей-то много. 85 субъектов федерации – очень сложно услышать каждый регион. Другое дело, когда несколько – 8-10 регионов – объединяются в одну структуру и высказывают консолидированную позицию.

Мы эту ассоциацию создали в 2001 году и через нее добились принятия нескольких очень важных для Ростовской области решений. Например, мы через Парламентскую Ассоциацию добились отмены обязательности закрытия нестационарных сельскохозяйственных рынков. Мы добились поправки о поддержке рыбоводческих предприятий Ростовской области. И после этой поправки у нас открылись рыботоварные фермы по производству осетра, осетровой икры. И это направление развивается. И ростовчане, кто ходит на рынки и покупает прудовую рыбу, видят, что в последние годы увеличилось и разнообразие рыбы, и объем, предлагаемый для покупателей. И это тоже последствие. Но оно отложенное.

Пока несколько лет назад было принято решение, пока оно реализовалось в подзаконных актах, пока открылись эти предприятия, пока пошла государственная поддержка – прошло время. Но, если ты долго работаешь, ты видишь эффект, которого добивается область, когда мы объединяем усилия наших областных законодателей и наших коллег по Южному федеральному округу. Например, нам очень помогают коллеги из Краснодарского края, Астраханской, Волгоградской областей.

Все вместе мы можем продвигать многие инициативы, например, по образованию. Ведь у нас казачий край. А в федеральном законе вообще ни слова не было о том, что можно и возможно создавать какие-то специфические образовательные учреждения. Через Ассоциацию, при поддержке Краснодарского края, мы пробили этот вопрос, и сегодня целый ряд казачьих кадетских образовательных учреждений перешло на федеральное финансирование. То есть сначала содержали корпус за счет областного бюджета. Потом федерация увидела, что это хорошее дело, хорошая инициатива, взяла образовательное учреждение на свой, федеральный, бюджет. Мы в выигрыше, жители области – в выигрыше. Почему? Потому что работают казачьи корпуса, наши дети там учатся, а деньги областной бюджет не тратит и направляет эти ресурсы на другие цели. Это еще один пример того, как можно использовать такие формы сотрудничества для решения интересов жителей Ростовской области. Поэтому уверен, что наша Парламентская ассоциация работает, прежде всего, на пользу жителей Дона.

Звонок: Много говорят о том, что будет принят закон о «детях войны». Но до сих пор его нет. А в других субъектах Федерации есть.

- Да, вопрос очень правильный и очень болезненный. Болезненный, к сожалению, потому, что в свое время, когда бюджетная система РФ имела значительные финансовые возможности – а это было до 2013 года – этот вопрос не был решен единообразно на территории всей страны. Хотя уже тогда было понятно, что эта категория людей нуждается в помощи и поддержке.

Что сегодня происходит? Именно по инициативе Законодательного Собрания Ростовской области, мы попросили наших коллег из парламентов Юга России поддержать наше обращение в адрес Государственной Думы с просьбой все-таки вернуться к этому вопросу. О чем мы попросили наших коллег в Москве? Примите, пожалуйста, нормы, которые бы устанавливали на территории всей страны единый статус. Чтобы дать возможность региональным парламентам принимать, в свою очередь, такие законы. Формально у нас сегодня такая возможность есть. Фактически – нет. Почему? Потому что каждый регион кроме десяти нефтеносных, Москвы и Санкт-Петербурга, имеют дефицит бюджетов. И у каждого региона есть соглашение с Минфином России, о том, что мы не в праве принимать новые социальные обязательства, не сократив старые долги. Поскольку в этом случае мы не будем получать помощь из федерального бюджета на реструктуризацию старых долгов. Эта норма действует с прошлого года на всей территории страны, в дотационных регионах. В этих условиях, не имея базового федерального закона, в котором было бы прописано, кто относится к этой категории и какие возможны виды помощи, мы не можем принять такой закон сегодня на территории Ростовской области. И полагаем, что решение этой проблемы частично находится в Москве, Именно на федеральном уровне должны быть установлены общие принципы. Но, к сожалению, на сегодняшний день я не могу обещать, что решение будет найдено в ближайшее время.

Звонок: Изменится ли закон, предоставляющий льготу на получение бесплатных лекарств?

- По лекарственному обеспечению планов что-то менять в сторону ухудшения и не было. Поэтому, надеюсь, что каких-то решений, отрицательно влияющих на положение наших уважаемых ветеранов в ближайшее время приниматься не будет. Повторюсь только, речь идет о том, что нам нужно будет исполнять решение Верховного Суда и несколько корректировать законодательство о предоставлении жилищно-коммунальных льгот. Но, кстати говоря, я хотел бы и вас попросить как телерадиокомпанию, которая вещает на территорию всей Ростовской области: когда мы будем готовы к общественному обсуждению этих предложений, предоставить свою трибуну для того, чтобы мы могли жителям области объяснить те предложения, которые будут разработаны и, соответствующим образом, получить обратную реакцию от наших сограждан.

- Вы еще и депутат, избранный по 28-му избирательному округу, в который входят Ленинский и Кировский районы г. Ростова-на-Дону. Как выглядит сегодня центр? Нравится?

- Я Ростов очень люблю, особенно центральную его часть. Это родные для меня места. И мне нравится, что центр Ростова меняется. Идет реконструкция, благоустройство, ремонтируются дома, обновляются фасады, перекладываются тротуары и, главное, коммуникации. Мы видим, как меняется внешний облик улиц, когда убираются сети наружного освещения, когда провода уходят под землю и город приобретает совершенно другой вид. Это очень большая и правильная работа.

Теперь, что мне не нравится. Во-первых, не нравится, что центр Ростова становится «лысеющим». Где-то он стал вообще лысым. Это недопустимо! Ростов – южный город. Ростов всегда был зеленым городом. Первое, что сделали городские власти после Великой Отечественной войны – весь центр города был засажен деревьями, которые быстро растут, такие, как тополя и акации. Но есть и отрицательные последствия: эти деревья быстро растут, но и быстро стареют. И сегодня, конечно, городским властям приходится убирать многие деревья, которые имеют хорошую крону, но сгнили внутри и представляют потенциальную опасность. И, к сожалению, так получается, убирая старые деревья, взамен них почти ничего не высаживается. Я имел достаточно серьезный разговор со специалистами по этому поводу. Меня не устраивает тот подход в городском хозяйстве. И сегодня мы приступаем к обсуждению инициатив наших общественников, кто занимается вопросами экологии, и будем их поддерживать в вопросе восстановления зеленого пояса в центре Ростова. Там, где были ранее многолетние деревья, многолетние кустарники – их нужно восстанавливать. Не надо закладывать то место, где росло дерево год назад, и выкладывать там плитку. Это неправильно! И в этой позиции я основываюсь на мнении своих избирателей – жителей центральной части Ростова. Потому что вопрос озеленения центра города был одним из основных по числу обращений ко мне в ходе избирательной кампании. И я как депутат, избранный от центра Ростова, буду прилагать усилия, чтобы городские власти изменили свое отношение к этому вопросу. Южный город должен быть зеленым. Мы его приняли таким, мы должны оставить его таким потомкам.

- Работа депутата подразумевает также общение со своими избирателями. Как часто у вас происходит это общение и насколько оно бывает продуктивным?

- Могу вам сказать, что мы с вами начали в 13.20, а в 12.50 я закончил прием избирателей. У меня на приеме было человек 15-16. Поэтому я уже к вам приехал в приподнятом настроении, поскольку, как понимаете, эмоции были разные. И позитивные, и негативные. Приходят и с позитивными, потому что когда удается что-то решить из тех проблем, которые волнуют людей, люди по-настоящему благодарны. Абсолютное большинство избирателей благодарны тем решениям, которые принимаются по их жалобам, обращениям. Если, скажем, где-то государственная машина дает сбой и не работает, мы стараемся оперативно в это вмешиваться. Но бывает, что люди приходят и с личными проблемами, просьбами. Ведь избиратель имеет право обратиться к своему депутату по любому вопросу. И конечно, я стараюсь помочь им в любом случае, даже выходя за рамки своих возможностей и компетенции. Не всегда это удается, но там, где есть хоть малейшая возможность помочь – я старюсь это делать.

- У вас достаточно большой опыт работы в органах власти. Какая самая сложная работа, которую приходится делать?

- Я еще, наверное, не достиг того возраста, чтобы писать мемуары, так что не задумывался как-то об этом. Наверное, каждая работа, каждое направление – оно по-своему, в чем-то сложное, в чем-то интересное. Депутатская деятельность, работа в Законодательном Собрании, конечно, мне близка. Во-первых, я и по профессии юрист, и мой практический опыт работы в сфере законотворчества дает возможность, общаясь с человеком, понимать, как его жизненная проблема решается в соответствии с законом. А если в законе есть пробел, то, как это можно урегулировать на областном или на федеральном уровне. Бывает, что к тебе приходит избиратель вроде как с неразрешимой проблемой, а начинаешь смотреть законы, разбирать их, решение находится. Когда видишь, что закон, который был принят твоими коллегами, с твоим участием – он работает, он нужен, он дает результат, вот тогда наступает удовлетворение от работы.

Конечно же, самое сложное, на мой взгляд, это соизмерять возможности закона, предусматривающего оказание помощи отдельным категориям граждан, с реальными возможностями бюджета области. Ведь всем помочь невозможно. В первую очередь необходимо оказывать помощь тем, кто в ней действительно нуждается, кто по объективным причинам не может сам себе помочь. Для этого и существует государственная система. Бюджет Ростовской области почти на 67% состоит из социальных расходов. Но вместе с этим нам необходимо и дороги строить, и мосты, и школы, развивать инфраструктуру. А на это идет всего 10-15% бюджета. И именно законодатель уравновешивает эти весы между тем, что хочется, и тем, что возможно. То, что сегодня есть в Ростовской области – это баланс между желаемым и возможным.