В публичных слушаниях приняли участие 365 человек.
Открывая мероприятие, Председатель Законодательного Собрания Ростовской области А.В. Ищенко подчеркнул, что принятие областного бюджета – это один из важнейших моментов в деятельности Законодательного Собрания Ростовской области, областных органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Публичные слушания – это обязательная процедура, этап рассмотрения бюджета, который установлен бюджетным законодательством России и Ростовской области. Слушания проводятся для того, чтобы каждый житель Ростовской области мог получить полную и достоверную информацию о том, как формируются доходы бюджета, на какие цели и в каких объемах расходуются средства, поступившие от налогоплательщиков в бюджетную систему. Проведение публичных слушаний дает возможность каждому поучаствовать в обсуждении главного финансового документа области.
Определяющий вектор заключается в том, что по-прежнему все социальные обязательства гарантированы не только на 2018 год, они гарантированы на всю «трехлетку». Еще одна особенность проекта бюджета заключается в том, что важнейшей его задачей является наращивание темпов экономического роста.
Совершенно очевидно, что без роста экономики невозможны ни конкурентоспособность страны, ни улучшение жизни людей путем увеличения социальных обязательств. Ключом к решению как первой, так и второй задачи является выполнение майских Указов Президента.
Проект бюджета Ростовской области на 2018–2020 годы сформирован в новых экономических реалиях с учетом тех корректировок межбюджетных отношений, которые были проведены на федеральном уровне в прошлом и текущем годах. В этом году российская экономика вырастет по итогам года примерно на 2 процента, а в Ростовской области этот показатель ожидается на уровне 2,4 процента. Это означает, что наши предприятия в целом адаптировались к существующей геополитической ситуации, к особенностям современного этапа развития экономики.
Но в любом случае должна быть продолжена работа по повышению эффективности расходования бюджетных средств, в том числе на социальные объекты области.
В докладе заместителя Губернатора Ростовской области – министра финансов Л.В. Федотовой, содокладе председателя Контрольно-счетной палаты Ростовской области В.И. Хрипуна и выступлениях членов Правительства Ростовской области было отмечено, что проект областного закона «Об областном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» (далее – законопроект) подготовлен на основе прогноза социально-экономического развития Ростовской области на 2018–2020 годы, утвержденного распоряжением Правительства Ростовской области от 16.08.2017 № 458, основных направлений бюджетной и налоговой политики Ростовской области на 2018–2020 годы, утвержденных постановлением Правительства Ростовской области от 15.09.2017 № 625, с учетом указов Президента Российской Федерации, проекта основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики Российской Федерации на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов.
Основными приоритетами бюджетной политики являются обеспечение наполняемости областного бюджета собственными доходами, проведение взвешенной долговой политики, эффективное управление расходами.
Особое внимание в расходной части бюджета будет уделено выполнению социальных обязательств перед гражданами, обеспечению услуг в сфере образования, здравоохранения, культуры и спорта, улучшению инфраструктуры и качества жизни граждан.
Доходы областного бюджета на 2018 год предлагаются к первому чтению в общей сумме 143 595,3 млн. рублей. На 2019 год планируется 150 344,0 млн. рублей, на 2020 год – 146 378,0 млн. рублей.
Безвозмездные поступления предлагаются на 2018 год – 19 007,1 млн. рублей, на 2019 год – 16 428,1 млн. рублей, на 2020 год – 7 598,8 млн. рублей.
Безвозмездные поступления запланированы к первому чтению на основе утвержденных параметров областного бюджета на 2017–2019 годы, дополнительно спрогнозирована на 2018 год дотация на частичную компенсацию дополнительных расходов на повышение оплаты труда работников бюджетной сферы на уровне плановых показателей 2017 года, на 2020 год дотация на выравнивание бюджетной обеспеченности предусмотрена на уровне 2019 года.
При подготовке проекта областного закона для рассмотрения ко второму чтению объем безвозмездных поступлений в областной бюджет будет уточнен на основании проекта федерального закона о федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов. Целевые средства будут уточнены по соответствующим направлениям расходов.
На 2018 год объем расходов предлагается в сумме 149 485,2 млн. рублей, на 2019 год – 151 850,7 млн. рублей, на 2020 год – 144 127,9 млн. рублей.
Расходы областного бюджета сформированы с учетом выполнения условий соглашения о предоставлении дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности из федерального бюджета, реализации программы оптимизации расходов областного бюджета на 2017–2019 годы, а также мер по неустановлению расходных обязательств, не связанных с решением вопросов, отнесенных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Структура расходов на 2018–2020 годы практически остается неизменной и характеризуется высокой долей текущих «социальных» расходов.
Приоритетом бюджетной политики в сфере расходов, как и в прошлые годы, будет реализация целей и задач, определенных Указами Президента Российской Федерации и Стратегией социально-экономического развития Ростовской области на период до 2020 года.
В связи с необходимостью достижения с 1 января 2018 года целевых показателей, установленных в Указах Президента Российской Федерации, дополнительные средства для повышения заработной платы отдельных категорий работников социальной сферы в 2018–2020 годах будут предусмотрены в полном объеме в составе расходов главных распорядителей средств областного бюджета на фонд оплаты труда. При этом в 2019 и 2020 годах – с учетом необходимости сохранения установленного Указами Президента Российской Федерации уровня и прогнозного роста показателя «среднемесячная начисленная заработная плата наемных работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц (среднемесячный доход от трудовой деятельности)» в Ростовской области.
Социальные выплаты населению (публичные нормативные обязательства) будут проиндексированы исходя из уровня инфляции согласно прогнозу социально-экономического развития Ростовской области на 2018–2020 годы в размере 4,0 процента в 2018–2020 годах.
Будут увеличены расходы областного бюджета в связи с индексацией стипендиального фонда с 1 сентября 2018 года на 4,0 процента, с 1 сентября 2019 года – на 4,0 процента и с 1 сентября 2020 года – на 4,0 процента.
В связи с установлением коэффициента удорожания стоимости медицинских услуг на 2018–2019 годы в размере 8,16 процента и на 2020 год – 4,0 процента будет проиндексирован размер тарифа страхового взноса на обязательное медицинское страхование неработающего населения.
Всего на данные цели в проекте областного бюджета зарезервированы средства в 2018 году в объеме 839,8 млн. рублей, в 2019 году – 5 231,7 млн. рублей и в 2020 году – 5 106,7 млн. рублей.
Приоритетными направлениями инвестиционных расходов в 2018–2020 годах будут:
обеспечение объектами и инфраструктурой для подготовки мероприятий по проведению чемпионата мира по футболу 2018 года;
финансирование ранее принятых обязательств по объектам областной и муниципальной собственности;
проектирование, строительство, капитальный ремонт муниципальных объектов водопроводно-канализационного хозяйства в территории опережающего социально-экономического развития «Гуково» и моногородах Ростовской области;
финансовое обеспечение новой государственной программы Ростовской области «Формирование современной городской среды на территории Ростовской области».
Кроме того, при формировании законопроекта об областном бюджете на 2018–2020 годы предусмотрены в 2018 году иные межбюджетные трансферты в сумме 800,0 млн. рублей на реализацию программы комплексного развития транспортной инфраструктуры Ростовской агломерации в рамках приоритетного направления стратегического развития Российской Федерации «Безопасные и качественные дороги».
Главными распорядителями средств областного бюджета будут пересматриваться отраслевые приоритеты в рамках общих бюджетных подходов и доведенных предельных показателей расходов областного бюджета. Таким образом, приоритетность задач позволит сократить риск «размывания ресурсов», обеспечив достижение основных задач и стратегических целей государственных программ Ростовской области.
В соответствии с Областным законом от 03.08.2007 № 743-ЗС «О бюджетном процессе в Ростовской области» проект областного бюджета составлен на основе государственных программ Ростовской области.
Приоритетное место в бюджете по-прежнему занимают «социальные» государственные программы. Также государственные программы направлены на развитие агропромышленного комплекса, коммунальной и транспортной инфраструктуры, экономики региона и поддержку малого и среднего бизнеса.
На реализацию десяти государственных программ социальной направленности в проекте областного бюджета в 2018 году предусмотрено 104 625,0 млн. рублей, в 2019 году – 104 171,3 млн. рублей и в 2020 году – 98 496,8 млн. рублей, что составляет 75,4, 77,5 и 77,7 процента соответственно от всех ассигнований на реализацию государственных программ Ростовской области.
Всего на реализацию 22 государственных программ Ростовской области в 2018 году предусмотрено 138 755,8 млн. рублей, в 2019 году – 134 496,2 млн. рублей и в 2020 году – 126 718,5 млн. рублей. В программах на три предстоящих года сосредоточено 92,8, 88,6 и 87,9 процентов соответственно от всех расходов областного бюджета.
В проекте областного бюджета предусмотрены бюджетные ассигнования по разделам:
«Общегосударственные вопросы» – в 2018 году – 8 377,8 млн. рублей, в 2019 году – 14 250,0 млн. рублей и в 2020 году – 14 076,0 млн. рублей;
«Национальная оборона» – в 2018 году – 126,7 млн. рублей, в 2019 году – 86,6 млн. рублей и в 2020 году – 25,2 млн. рублей;
«Национальная экономика» – в 2018 году – 19 296,1 млн. рублей, в 2019 году – 18 976,3 млн. рублей и в 2020 году – 17 553,2 млн. рублей;
«Жилищно–коммунальное хозяйство» – в 2018 году – 6 080,0 млн. рублей, в 2019 году – 2 720,6 млн. рублей и в 2020 году – 2 000,3 млн. рублей;
«Здравоохранение» – в 2018 году – 8 732,7 млн. рублей, в 2019 году – 8 475,3 млн. рублей и в 2020 году – 8 043,0 млн. рублей;
«Социальная политика» – в 2018 году – 52 980,2 млн. рублей, в 2019 году – 53 939,8 млн. рублей и в 2020 году – 48 856,7 млн. рублей;
«Межбюджетные трансферты общего характера бюджетам бюджетной системы Российской Федерации» – в 2018 году – 6 787,2 млн. рублей, в 2019 году – 6 878,4 млн. рублей и в 2020 году – 6 674,9 млн. рублей.
Бюджетная политика в сфере межбюджетных отношений направлена на обеспечение содействия сбалансированности местных бюджетов, повышение роли выравнивающей составляющей межбюджетных трансфертов и эффективности использования бюджетных средств. Оказание финансовой помощи местным бюджетам остается одним из приоритетов бюджетных расходов областного бюджета.
Дефицит предусмотрен к первому чтению проекта областного бюджета на 2018 год в сумме 5 889,9 млн. рублей, или 4,7 процента от объема собственных налоговых и неналоговых доходов областного бюджета, в 2019 году превышение расходов над доходами составит 1 506,7 млн. рублей. На 2020 год запланирован профицит в сумме 2 250,1 млн. рублей, который будет направлен на погашение долговых обязательств по источникам финансирования дефицита.
Параметры бюджетного дефицита в 2018–2019 годах предусмотрены в рамках ограничений, установленных соглашениями о предоставлении бюджетных кредитов из федерального бюджета.
Источники финансирования дефицита областного бюджета запланированы в 2018 году в сумме 5 889,9 млн. рублей, в 2019 году – 1 506,7 млн. рублей.
В 2018–2020 годах будет продолжена взвешенная долговая политика, направленная на обеспечение приемлемого и экономически безопасного объема государственного долга Ростовской области, обеспечение сбалансированности областного бюджета с учетом требований бюджетного законодательства.
Государственный долг Ростовской области прогнозируется на конец трехлетнего периода в объеме 48 572,7 млн. рублей. Уровень государственного долга (отношение объема госдолга к доходам без учета безвозмездных поступлений) в сравнении с нормативной величиной, установленной Бюджетным кодексом Российской Федерации, по итогам 2020 года оценивается в 35,0 процента от максимальной величины.
Подводя итог обсуждению проекта областного закона «Об областном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов», А.В. Ищенко отметил, что прозвучавшие в ходе слушаний мнения дают основание оценивать представленный проект бюджета как весьма сбалансированный, но жесткий, требующий от всех органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий и жителей области каждодневной, упорной работы. Приоритетом бюджета остается его ярко выраженная социальная направленность. Подготовленный документ – это результат большого, кропотливого труда, проведенного Правительством Ростовской области при взаимодействии с депутатами Законодательного Собрания, экспертами, представителями муниципалитетов. На всех этапах подготовки было рассмотрено огромное количество вопросов, учитывались реальные возможности бюджета, прогнозные суммы.
Принятие на федеральном уровне решения об изъятии начиная с 2017 года из бюджетов субъектов РФ одного процентного пункта налога на прибыль организаций и уменьшения доли отчислений по акцизам на нефтепродукты привело к потерям областного бюджета в 2018 году в сумме 4 млрд. рублей. Несмотря на это законопроектом предусмотрен прирост собственных налоговых и неналоговых доходов в размере 9 млрд. рублей, из которых порядка 5 млрд. рублей будет направлено на увеличение размера оплаты труда работников бюджетной сферы и 2,5 млрд. рублей – на бюджет развития.
Кроме того, ко второму чтению законопроекта будут уточнены объемы межбюджетных трансфертов из федерального бюджета в виде дотаций, субсидий, субвенций. Эти средства будут направлены муниципалитетам для решения социальных проблем, в том числе на строительство и капитальный ремонт учреждений образования. Также ожидается, что область получит очень существенную прибавку за счет средств федерального бюджета и на вопрос по решению жилищных проблем жителей г. Ростова-на-Дону, пострадавших в ходе крупного пожара 21 августа 2017 года.
Председатель Законодательного Собрания Ростовской области А.В. Ищенко подчеркнул, что рекомендации и предложения, высказанные на публичных слушаниях, будут обобщены и рассмотрены в процессе дальнейшего обсуждения проекта главного финансового документа области.
Участники публичных слушаний рекомендовали:
1) Законодательному Собранию Ростовской области рассмотреть проект областного закона «Об областном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» и принять законопроект в первом чтении.
2) Правительству Ростовской области:
– ко второму чтению законопроекта уточнить объемы межбюджетных трансфертов с учетом рассмотрения проекта федерального бюджета на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов в Государственной Думе Российской Федерации;
– продолжить работу по реализации программно-целевых методов управления в целях повышения открытости и прозрачности бюджетного процесса;
– продолжить работу по снижению дифференциации бюджетной обеспеченности муниципальных образований Ростовской области;
– продолжить работу по обеспечению сбалансированности областного бюджета;
– продолжить работу по повышению эффективности бюджетных расходов;
– продолжить реализацию мероприятий, направленных на увеличение налогового потенциала Ростовской области и уровня собственных доходов.
3) Органам местного самоуправления:
– при формировании местных бюджетов на 2018–2020 годы исходить из обеспечения принятия реалистичных бюджетов и повышения качества бюджетного планирования;
– обеспечить рост экономического потенциала муниципальных образований;
– реализовать комплекс мер по проведению социально-экономических преобразований, направленных на повышение эффективности деятельности всех участников экономических отношений;
– активизировать работу по повышению доходного потенциала и эффективности расходов местных бюджетов;
– проводить эффективную работу по выявлению объектов недвижимости на территориях муниципальных образований, на которые в установленном порядке не зарегистрировано право собственности;
– проводить взвешенную долговую политику и не допускать роста расходов по обслуживанию муниципального долга;
– не допускать образования просроченной кредиторской задолженности.