
Комитет по вопросам законодательства, государственного строительства и местного самоуправления Южно-Российской Парламентской Ассоциации (председатель комитета – ИЩЕНКО А.В.) 7 октября 2011 г. рассмотрел вопрос о работе многофункциональных центров. Парламентарии Юга России обсудили проблемы реализации Федерального «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг». В числе основных из них: отсутствие утверждённых на федеральном уровне типового программного обеспечения, единых подходов к системе межведомственного электронного взаимодействия. Также нет общих требований к созданию и развитию многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг. До сих пор отсутствуют утверждённые на федеральном уровне методические рекомендации по организации деятельности МФЦ, типовой стандарт качества услуг МФЦ, типовой стандарт комфортности обслуживания.
Также существует проблемный вопрос в отношении услуг, предоставляемых муниципальными бюджетными учреждениями в образовании, здравоохранении, культуре. Возникают сложности у органов местного самоуправления относительно разработки и утверждения административных регламентов на данные услуги, включения сведений о них в реестр муниципальных услуг, предоставления муниципальных услуг в МФЦ, а также в процессе перевода их в электронный вид. Кроме того, возникает проблема финансирования содержания и обслуживания многофункциональных центров. Поскольку все МФЦ, как правило, созданы в форме муниципальных бюджетных учреждений, возникает вопрос целевого использовании средств местного бюджета на организацию предоставления государственных услуг в МФЦ.
Председатель комитета по законодательству Законодательного Собрания Ростовской области А.В.ИЩЕНКО так прокомментировал предложения своих коллег из парламентов Юга России:
«Поставлен очень важный вопрос. Все субъекты Федерации идут не одновременно по пути создания МФЦ: кто-то вперёд ушёл, кто-то отстаёт, кто-то идёт в среднем темпе. Но существует целый ряд проблем в федеральном законодательстве, которые мешают всем субъектам. Мы проанализировали свою работу и сформулировали перечень проблемных вопросов. Мы советовались со своими коллегами, которые занимаются созданием и сопровождением деятельности МФЦ - это управление инноваций в органах власти в Правительстве Ростовской области – и полностью солидарны с тем, что озвучили наши коллеги-депутаты из Краснодара, Астрахани. И предлагаем к перечню их вопросов добавить проблему отсутствия утверждённого регламента подключения региональной системы межведомственного электронного взаимодействия, а также действующих МФЦ к федеральной системе межведомственного электронного взаимодействия.
Федерация что сделала? Она создала свою электронную систему на федеральном уровне. Там свои правила, своя логика взаимодействия между федеральными структурами, но при этом единого программного продукта для всех регионов страны они не сделали. Они говорят – вы делайте сами, за счёт своих денег, а потом подключайтесь к нам, и мы будем гармонизировать наши электронные системы и приспосабливать вашу систему к федеральной. И соответствующим образом рекомендуют нам поступать с муниципалами.
Мы считаем эту ситуацию в корне неправильной. Свою региональную систему межведомственного электронного взаимодействия мы делаем на базе одного программного продукта. И всем муниципалам рекомендуем (обязать, конечно, не можем, но они понимают всю ситуацию, им за программное обеспечение идёт оплата из областного бюджета), чтоб они свои муниципальные системы делали на той же платформе, по той же схеме, что и областную для того, чтобы потом подсоединиться к федеральной через областную по единой программе. Это первая проблема.
Вторая проблема также связана с неинтегрированностью муниципальных, региональных и федеральных систем межведомственного электронного взаимодействия. Все предоставляемые государственные и муниципальные услуги нужно переводить в электронный вид. То есть порядки, которые прописаны на бумаге, нужно в формулы переводить, делать программу для того, чтобы, во-первых, по системе электронного правительства через сайт госоргана зайти и в электронной форме получить услугу, а, во-вторых, все эти письменные порядки нужно перевести в электронную форму. Но прежде чем их перевести, нужно определить перечень предоставляемых государственных и муниципальных услуг.
До сегодняшнего дня на федеральном уровне нет единого перечня государственных и муниципальных услуг, которые предоставляют органы власти и органы местного самоуправления. А это означает, что и перевести их в электронную форму тоже нельзя, потому что у всех регионов одна и та же услуга называется по-разному. Про муниципалитеты я и не говорю. Это очень большая проблема.
И третья проблема. Она, я бы сказал, стратегическая. Пока она нас не затрагивает, но мы с ней очень скоро столкнёмся. Есть у нас программа «Электронное правительство». То есть с помощью Интернета можно пересылать свои документы и получать госуслугу. А вторая форма получения услуги – через МФЦ. Что происходит в электронной форме по системе «Электронное правительство»? Ты послал документ в электронном виде, но потом тебе надо за тем же паспортом или за регистрацией прийти к чиновнику и получить паспорт, регистрацию или другой документ. Ты в любом случае с чиновником общаешься. А если ты приходишь в МФЦ, ты просто сдаёшь документ и потом приходишь забираешь. Всё. И что у нас получается? Программу «Электронного правительства» - получение госуслуг через Интернет - ведёт Министерство связи, а программу МФЦ ведёт на федеральном уровне Минэкономразвития. И эти две системы между собой никак не стыкуются. Ни электронно, ни в каком-либо другом виде никак не увязаны друг с другом. Получается абсурдная ситуация. Ведь по идее нужно все госуслуги завести на МФЦ, в противном случае получается, что чиновник будет сидеть и в том органе, который обслуживает «Электронное правительство», и в МФЦ, а государству придётся платить им обоим за одну и ту же работу. Нужно же всё это в единый центр свести. Это значит, что «Электронное правительство» должно быть «завязано» на систему многофункциональных центров.
Учитывая, перечисленные обстоятельства необходимо подготовить обращение в Правительство с перечнем проблемных вопросов, препятствующих эффективной реализации Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг». Разрешив эти проблемы, мы сможем создать систему, которая упростит жизнь россиян и избавит властные структуры от значительной части бюрократических процедур.
М.А. Галепа, информационно-аналитическое управление