
Председатель комитета Законодательного Собрания Ростовской области по молодежной политике, физической культуре, спорту и туризму Екатерина СТЕНЯКИНА в интервью телепрограмме «Парламентский стиль» рассказала об итогах работы комитета и своих депутатских победах за время работы V созыва донского парламента.
Полный текст интервью:
Законотворческая деятельность в пятом созыве подходит к своему концу. Комитет инициировал принятие законов о молодежной политике, о патриотическом воспитании, о туризме в Ростовской области. Достаточно интересные масштабные законы. На этом заканчивается инициатива комитета в пятом созыве или она будет продолжена в шестом?
Мне кажется, что любая законотворческая деятельность - это творчество. Это постоянная жизнь, которая меняется. Поэтому никакой закон не может быть таким документом, который написали один раз, положили и нужно всю жизнь жить с тем, что написано у нас на бумаге. Любой закон должен изменяться и должен подстраиваться под запросы конкретных людей. И когда мы создавали закон о молодежной политике, о патриотическом воспитании, был конкретный запрос на то, что эти законы нужны сейчас и здесь и молодёжи и взрослому поколению, которому очень важно, как молодежь будет жить и развиваться на территории нашего региона.
Мы уже сейчас видим, что закон о молодежной политике возможно через 2 года, через 3 года потребует определенных изменений, как, например, закон о поддержке добровольческой (волонтерской) деятельности. Когда мы его принимали в прошлом созыве, нам казалось, что этот закон описывает все, но только за последний год мы дважды внесли в него изменения. Первый раз, когда расширили перечень работ и услуг, которые могут оказывать волонтерские организации и перечень учреждений, с которыми они могут сотрудничать. Помимо учреждений социальной направленности, социальной поддержки населения, это теперь и спорт, и культура, и туризм, и образование, и экология. Мы дали возможность правительству Ростовской области самостоятельно утверждать программы по поддержке добровольческой деятельности. Все это связано с тем, что когда мы приняли закон тема добровольчества и волонтерства начала очень сильно и динамично развиваться в Ростовской области. Масштабы деятельности добровольцев начали расти и запросы добровольцев, соответственно, тоже начали расти. К нам присоединилось федеральное законодательство, которого до этого не было. Закон о молодежной политике есть в регионе, нет на федеральном уровне. Закон о патриотическом воспитании есть в Ростовской области, нет на федеральном уровне. Есть проекты законов и по молодежной политике в Российской Федерации, и о патриотическом воспитании населения в Российской Федерации, но пока не приняты. Поэтому мы работаем со своими, но принимаем активное участие в проработке федеральных нормативных актов, и от того, как федеральные законодатели примут свои законы, зависит, будем ли мы добавлять что-то в свои региональные законы, либо мы будем развиваться самостоятельно и изменять законодательство в соответствии с запросами молодежи и запросами, например, организаций, которые занимаются патриотическим воспитанием молодежи и взрослого населения.
Поэтому я думаю, что те законы, которые приняты, будут адаптироваться под запросы общества и, возможно, наши общественные организации, молодежные организации, лидеры молодежных движений подскажут нам, какие нормативные акты необходимы для принятия в нашем регионе. Я приведу пример. Закона о поддержке студенческих отрядов нет на федеральном уровне, есть у нас. Закон о молодежной политике - нет аналога на федеральном уровне, у нас есть. Закон о патриотическом воспитании – то же самое. Поэтому мы никогда не ждем указок сверху, мы никогда не ждём рекомендации федерального центра. Мы принимаем свои законы, которые впоследствии становятся, в том числе, основой для федерального законодательства.
Это не значит, что мы лезем «поперед батьки в пекло»?
Нет, ни в коем случае не значит. Вы знаете, очень часто на региональном уровне гораздо проще отреагировать на запрос общества. Все-таки в Государственной Думе, Совете Федерации, в правительстве прохождение законов – это более длительный процесс. Очень много разных сторон высказывается то «за», то «против». Перед принятием закона нужно найти абсолютный баланс. Здесь, в регионе, возможно из-за того, что людей меньше и коммуникации между органами власти и обществом выстроены очень эффективно, мы гораздо быстрее реагируем на запросы.
Я приведу пример. Принятие закона запрещающего продавать электронные системы доставки никотина несовершеннолетним. С подобной инициативой - приравнять вейпы и электронные сигареты к обычным сигаретам мы выходили два раза: в Государственную Думу в 2017 году в феврале, и в апреле на заседание Южно-Российской Парламентской Ассоциации. К сожалению, только сейчас вновь Государственная Дума вместе с правительством вернулась к обсуждению данного законопроекта. Мы ждали год. Приняли свой закон и самостоятельно ограничили продажу электронных систем доставки никотина несовершеннолетним. Сколько еще будут находить баланс для принятия данного закона в правительстве и Государственной Думе, не знаем. Мы своих детей уже смогли от этого защитить. Поэтому иногда нам в регионе гораздо быстрее и комфортнее принять свой закон. Кстати, наши депутаты Государственной Думы очень четко следят за тем, как работают региональные законы у нас. Если они видят, что, действительно, закон работает эффективно, они его берут и уже транслируют на территории всей Российской Федерации. Наш закон о патриотическом воспитании стал основой для проекта федерального закона и главным инициатором является наш донской депутат Виктор Петрович Водолацкий. Мы со своей стороны всячески его поддерживаем и стимулируем скорейшее принятие федерального закона.
Екатерина Петровна, таких серых зон, как антитабачное направление, антиалкогольное направление, в России достаточно много. Государство, в принципе, озабочено здоровьем подрастающего поколения. Какие еще направления в деятельности областного парламента по ликвидации этих серых зон вы видите? Что может быть в вашем пакете на следующий, шестой созыв?
К сожалению, когда мы запрещали в регионе продажу алкогольных тонизирующих напитков, когда мы начинали разбираться с вейпами, мы били по «хвостам». То есть производители запускали на рынок какой-то вредный продукт. Он уже охватывал огромное количество молодежи, проходила рекламная кампания. Мы уже боролись с тем, что имеем. Я думаю, что задача органов власти, органов законодательной власти предусмотреть эффективные механизмы регулирования возникновения каких-то товаров, которые наносят вред организму человека, здоровью человека. Пока этих механизмов я лично не вижу, но я думаю, что это должно стать предметом нашей общей работы. Потому что и на федеральном уровне происходит точно также: появились алкоэнергетики - давайте все дружно с ними бороться, появились вейпы, электронные сигареты - давайте дружно с ними бороться. Должно быть наоборот. Хочет производитель завести товар, который, уже сразу понятно, будет наносить вред человеку, он должен выполнить определенные условия. Получить, например, лицензию, пройти какую-то сертификацию, работать в рамках правового поля. Вот этого нам ещё не хватает.
У комитета достаточно много направлений деятельности. С одной стороны это патриотическое воспитание, с другой стороны, это оздоровительные мероприятия, благотворительная деятельность, это волонтерство, это забота о творческом развитии подрастающего поколения. Какие направления деятельности будут первоочередными, приоритетными, по вашему мнению, в следующем созыве?
О следующем созыве говорить пока рано – мы не знаем, какова будет структура Законодательного Собрания, каков будет состав комитета, кто будет его возглавлять. Мне бы очень хотелось, чтобы новый созыв Законодательного Собрания и те депутаты, которые продолжат работу в составе комитета по молодежной политике, физической культуре, спорту и туризму действительно взяли все то лучшее, что было сделано в этом созыве. Мы не боялись инициировать законы, которых не было, подключать к инициированию, к продвижению идей создания законопроекта огромное количество людей: и общественников, и практиков и органы исполнительной власти, и надзорные органы. Все участвовали в разработке нормативной правовой базы. Мне бы очень хотелось, чтобы новый состав комитета продолжил эту работу. Принимать законы необходимо не внутри нашего здания. Обсуждать и принимать законы нужно за пределами здания правительства, за пределами Законодательного Собрания вместе с общественностью, и с теми людьми, которые потом эти законы будут реализовывать. Поэтому я бы хотела говорить не о направлениях работы, а о принципах работы, которые здесь были выработаны.
Вы, как депутат, кроме того, что занимаетесь законотворческой деятельности и достаточно много времени уделяете этому процессу, в ваши функциональные обязанности входят еще встречи с избирателями, непосредственная работа в избирательном округе. Как складывается работа и что вы черпаете после встречи с избирателями? Наверное, те инициативы, которые вы продвигаете, зачастую появляются именно в разговоре с вашими избирателями?
Не всегда мои инициативы появляются после того, как я пообщаюсь со своими избирателями. Все-таки в городе Шахты, в городе, где я выросла, где я училась и начинала работать, ко мне приходят люди очень разные. Это не молодежь, а взрослые люди со своими проблемами, со своими заботами. Их порой вообще не интересуют вопросы молодежной политики, потому что то, что ситуации, которые возникают, гораздо более глобальны. Хочу сказать отдельно о проблеме с дольщиками в городе Шахты. Когда у нас практически 500 семей остались без своего жилья, они получили деньги по программе переселения из ветхого жилья и, к сожалению, пострадали от рук недобросовестного застройщика. Бараки, в которых они жили, рухнули. Многие остались вообще без крыши над головой. Дома, где они должны были жить – это просто поле. Даже без котлованов. Это была огромная проблема. Застройщик находится в местах лишения свободы, денег нет, и жители ставят перед нами задачу: вы должны решить эту проблему, потому что это деньги из бюджета. Нам их дал президент, поэтому давайте защищайте нас. Для меня было очень важно помочь жителям и решить эту проблему. Здесь эффективная работа органов исполнительной власти, и решение губернатора помочь шахтинцам и профинансировать строительство этих домов из областного бюджета, конечно же, спасло и город, где-то даже и меня, потому что мне было непонятно, как помогать людям, и что делать. Если честно, с этими жителями мы встречались вместе с заместителем губернатора, с Сергеем Борисовичем Сидашом каждые 2-3 недели. Каждые 2-3 недели мы собирались с ними и искали выход из положения. Если изначально они воспринимали нас как своих врагов, то уже через полгода мы стали единомышленниками и делали одно общее дело. Я просто приведу пример динамики, в конце января они пришли ко мне на прием. 30 человек. Кричали, ругались. Я их понимаю, потому что у них такая жизненная ситуация. В феврале с Сергеем Борисовичем мы объехали все дома, все адреса, где должны были быть дома. Мы встретились абсолютно со всеми инициативными группами. С февраля по июнь мы искали выход из ситуации. Василий Юрьевич пошел навстречу и сказал, что будем достраивать дома и помогать людям. Они не виноваты, что попали в руки преступника. В июле Законодательное Собрание принимало закон, вносило изменения в закон о поддержке пострадавших участников долевого строительства. Эти изменения касались конкретно жителей города Шахты. Я, как депутат по этому округу, привезла своих избирателей, которые приходили ко мне на прием. Они принимали участие в заседании Законодательного Собрания. Мне кажется, это было первое заседание, когда после принятия закона аплодировали в зале, и люди плакали. Я не видела такого никогда в жизни.
Что внутри у Вас происходило?
У меня абсолютное торжество, но это было только начало пути. Закон принят, внесены изменения в бюджет в соответствии с законом, но надо же еще дома достроить. Я же не могла сказать, «все до свидания, теперь вы тут сами». Ни в коем случае. Мы продолжали ездить, продолжали с Сергеем Борисовичем контролировать достройку домов, и 28 декабря были сданы первые три дома, и жители получили ключи от квартир. В Новый год они понимали, что вот их жилье. Конечно, ремонта еще нет, но есть ключи от квартиры, есть свое собственное жилье. В течение 2 ещё будут достраивать дома. В течение 2 лет мы еще будем помогать нашим дольщикам, помогать нашим людям, но те люди, которые уже получили квартиры, мы их тоже не бросаем. Они поверили нам, организовали ЖСК, взяли на себя ответственность в достройке домов по взаимодействию с подрядчиком. Теперь все эти квартиры нужно ставить на учет, регистрировать, а это еще дополнительные затраты. Я, если честно, даже выделила деньги из собственной зарплаты, чтобы помочь нескольким семьям поставить на учет свои собственные квартиры, зарегистрировать свое жилье. Так делают многие депутаты. Мы помогаем этим людям, потому что не можем сказать «новый закон приняли, дальше вы сами». Если мы взялись за работу с людьми, нужно доводить ее до конца.
Это очень сложно, и вот этому меня учат мои избиратели. Я всегда говорю, что я не знаю всех проблем. Если вы знаете о своей проблеме и молчите о ней, она никогда не решится. Вы придите, пожалуйста, ко мне в приемную, расскажите о ней, а я подумаю, к кому можем обратиться, для того чтобы эту проблему решить вместе: с точки зрения закона, с точки зрения права. Вот один из таких глобальных примеров, которые мы решали.
Вторая история была про газификацию. Точно также жители нас пострадали от мошенников и под срывом была газификация целого удаленного района города Шахты. Этот вопрос, кстати, был поднят на заседании Законодательного Собрания в феврале уже 2018 года, и мы всем депутатским корпусом рассматривали, что же происходит в Шахтах. Не всегда вопросы молодежи в приоритете. Вопросы всех жителей в приоритете. Точно также, когда мы принимаем любой закон, мы должны понимать, что это закон для людей и закон о людях.
Мы можем сейчас навскидку назвать три победных действа, которые были совершены за период 5 созыва? Чем вы действительно гордитесь?
В рамках работы комитета или вообще депутатской деятельности?
Вообще депутатской деятельности. Чем вы гордитесь действительно? То ли это закон, который был принят по вашей инициативе, то ли это инициатива, которую вы «пробили» по работе в своем избирательном округе?
Первое - это закон о запрете алкогольных тонизирующих напитков. Когда в 2010 году я, будучи депутатом гордумы, сказала, что это проблема, меня подняли на смех руководители крупных торговых сетей. Сказали: «Девочка, занимаетесь лучше работой с молодежью, а к нам в рынок лезть не надо». При поддержке губернатора в 2014 году это стало областным законом. Кстати, в Госдуме до этого нам сказали, что такой закон не имеет смысла принимать в Российской Федерации, и вообще это невозможно. Благодаря коммуникациям с молодыми депутатами в разных регионах страны этот закон был принят больше чем в 60 субъектах Российской Федерации, в том числе, в Москве, Московской области, Санкт-Петербурге, Ленинградской области. От Дальнего Востока до Калининграда все начали запрещать у себя данный вид продукции, и в июле 2017 года Государственная Дума приняла аналогичный закон и запретила производство, и оборот алкогольных тонизирующих напитков на территории всей Российской Федерации. Я считаю, что это победа. Я верила во вред и необходимость запрета данного вида продукции, и это произошло. Пусть дольше, чем мы хотели, пусть это была действительно битва с производителями, с финансовым лобби, но всё-таки интересы, я считаю, национальной безопасности были защищены. Потому что эти напитки - колоссальный вред, который наносился здоровью нации. Это и дети, которые рождались с пороками после того, как будущие мамы употребляли этот вид продукции. Это детский баночный алкоголизм, который начал возникать повсеместно. Поэтому я считаю запрет – победой и горжусь ей. Не зря мы начали смотреть, как исполняется федеральное законодательство, и в феврале мы обнаружили, что федеральный закон не работает, потому что правительство не приняло определенные постановления, не определило, что же такое алкогольный тонизирующий напиток и что должно входить в его состав. Через Южно-Российскую Парламентскую Ассоциацию мы обращались в правительство, говорили, что мы отменили свои региональные законы, потому что Госдума приняла федеральный, но стало хуже. Пока вы не начнете заниматься исполнением законодательства и принимать свои подзаконные нормативные акты, у нас ничего не заработает. Совсем недавно, в мае, все постановления правительства были утверждены, и теперь российский рынок полностью закрыт для данного вида продукции.
Второй победой я считаю закон о туризме. Это первый раз в жизни, когда я участвовала в принятии закона от начала и до конца. Немногие в этот закон верили, и кто-то считал, что это какая-то глупая и где-то непонятная идея. В настоящее время я действительно горжусь тем, что у нас разработан и принят данный нормативный акт. Тема туризма стала просто топовой, и те люди, которые никогда не думали о том, что туризм может развиваться в Ростовской области, теперь стали нашими соучастниками в реализации данного законопроекта. Мне очень приятно, что все те, кто работает сейчас в зоне гостеприимства на чемпионате мира, те кто работает с иностранными туристами, говорят, что у нас принят закон. В соответствии с законом у нас есть определенные возможности. Существуют и меры государственной поддержки. Все понимают, что эта отрасль является приоритетной, а именно это определяет закон о развитии туризма в Ростовской области. Мне это тоже очень приятно и здорово, что нас поддержало и правительства и лично губернатор.
Третья победа – это та, о которой я говорила, проблема дольщиков в городе Шахты. Потому что я не понимала, сможем мы справиться или нет, но за год, действительно, эта проблема сдвинута с мертвой точки. Многие люди получили крышу над головой. Это масштабный процесс изменения двух законов: о поддержке пострадавших участников долевого строительства и изменения в бюджете Ростовской области. В целом, огромное количество действий для того, чтобы помочь людям довести дело до конца.
Подводя итог нашей беседы, хочется задать вопрос, а зачем нужно заниматься молодежной политикой?
Когда говорят «молодежная политика», мне кажется, что у нас в России абсолютно все разбираются в 2 вещах: в футболе и в молодежной политике. Все знают, как воспитывать молодежь. Абсолютно все. Вне зависимости от того, чем занимается этот человек, он всегда готов тебе дать несколько ценных советов. Точно так же, как научить сборную России играть в футбол – тоже все готовы. Все говорят, конечно, правильные слова, но когда дело доходит до каких-то действий, очень многие становятся в ступор и говорят: «да молодежь пассивна и вообще ничего им не надо».
На самом деле молодые люди в Ростовской области – это огромное сообщество, которое, благодаря действию закона, благодаря работе программы «Молодежь Ростовской области» обросло «горизонтальными» связями внутри региона. Ребята из Батайска общаются со сверстниками из Миллерово. Они делают совместные проекты, они хотят быть услышанными и, самое главное, – ребята хотят быть полезными в реализации государственной политики в Ростовской области. Когда мы занимаемся молодежной политикой, хватит уже ставить перед ребятами вопросы «какой форум вам провести?», «какое бы вы еще хотели развлекательное мероприятие увидеть?». Ребята хотят обсуждать серьезные вопросы и, например, Стратегию развития Ростовской области 2030, о которой говорит губернатор. Мы организовывали такое обсуждение. Оно было очень бурным. Приезжали два министра, им задавали вопросы. Ребята передали пакет предложений, что бы они хотели отразить в Стратегии-2030.
Молодые люди хотят принимать участие в решении глобальных вопросов, серьезных вопросов. Пусть их участие будет совсем небольшим, но они готовы учиться. Самое важное, что молодые люди не ждут, когда государство к ним повернется и «скажет»: «Вы нужны вот здесь». Они сами решают вопросы. Например, благотворительный проект «Старость в радость», когда ребята видят, что не хватает иногда возможностей, внимания от государства одиноким старикам. Ребята собираются и едут в Дома престарелых. Самостоятельно устраивают там мероприятия, самостоятельно организовывают сбор средств, устанавливают сплит-системы, привозят медицинское оборудование элементарное. Их никто не заставлял. Они сделали это самостоятельно, и это тоже молодежная политика. Поэтому, если мы сейчас просто скажем, что уже все сделано, и пусть они все делают самостоятельно, мы просто разочаруем людей, которые нам поверили и которые, не дожидаясь какого-то «пинка», начинают делать полезные дела. Поэтому ни в коем случае не надо от них отворачиваться. Нужно поддерживать молодых людей, которые хотят делать хоть что-то – бесплатный wi-fi в городе Ростове-на-Дону, велодорожки, над которыми тоже смеялись, а теперь это огромное велодвижение на территории всей области. Каждое действие молодого человека нужно воспринимать, как потенциальный вектор развития всего региона.
Честно говоря, у Вас такая мощная энергетика, я ловил себя иной раз на мурашках, которые пробегают у меня внутри от того, что Вы говорите. Вы говорите очень честно, открыто и здорово.
Если бы я не верила в то, чем я занимаюсь, то никогда бы этим не занималась. Это была бы пытка.
Успехов Вам и всего самого доброго.
Спасибо.