Размер шрифта:
Цвета сайта
Изображения
Вернуть стандартные настройки

Александр Ищенко: «Настало время законодательно определить функции Ростова как административного центра»

31.07.2018
Александр Ищенко: «Настало время законодательно определить функции Ростова как  административного центра»

Спикер донского парламента рассказал в интервью телеканалу «Россия 24.Дон» о новых законах «О статусе административного центра Ростовской области» и «О развитии агломераций в Ростовской области».

Ведущий: Александр Валентинович, совсем недавно депутаты донского парламента в первом чтении приняли два важных законопроекта: о статусе административного центра Ростовской области и о развитии агломераций в нашем донском регионе. Почему они были важны нам именно сейчас? Почему решили внести такие законопроекты на рассмотрение? При их подготовке, на какие источники опирались?

Ищенко: История первого законопроекта очень давняя. Более двадцати лет назад появилась идея принять специальный областной закон о статусе Ростова-на-Дону. Но за двадцать лет эта идея не смогла преодолеть многочисленные препятствия, которые встали на пути ее реализации. Но сейчас наступил такой этап в развитии области, который требует новых, свежих решений, которые бы определяли контур будущего развития области. И не случайно мы говорим о двух законопроектов вместе. Почему? Потому что, с одной стороны, необходимо законодательно определить функции Ростова как административного центра, его взаимоотношения с областным уровнем власти, финансовые взаимоотношения. Но с другой стороны, территория Ростовской области одним Ростовом не ограничивается, и мы понимаем, что нужны векторы развития для основных территорий Ростовской области.

Совсем недавно закончился чемпионат мира по футболу. Ростов и Ростовская область принимали команды и гостей чемпионата. К этому событию было сделано очень многое, что реализовано во многих объектах – в ростовском новом аэропорту, в новом стадионе, в дорогах, развязках, тренировочных базах, в реконструкции уличной дорожной сети. Этот финиш мы преодолели, и возникает вопрос, а что дальше? И в этом интенсивном развитии инфраструктуры спортивных объектов мы увидели будущие контуры нового Ростова и новой Ростовской области. Хочу сразу отметить, что законопроекты внесены на рассмотрение Законодательного Собрания совместно с губернатором Василием Юрьевичем Голубевым, именно он поддержал их принятие.

Мы хотим развивать донской регион не только внутри Ростовской агломерации. Нам нужно развитие территорий по всей площади Ростовской области. И вот закон о развитии агломераций как раз и отвечает на вопрос, а что кроме Ростова мы должны развивать. Мы должны развивать Волгодонскую агломерацию, Таганрогскую агломерацию, Восточно-донбасскую, Морозовскую, Сальскую, Миллеровскую. Это те самые полюсы роста…

Ведущий: О которых говорится в Стратегии 2030…

Ищенко: Абсолютно точно. И вот эти два законопроекта – это как раз законодательная база будущей реализации вот этой Стратегии социально-экономического развития Дона до 2030 года.

Ведущий: Александр Валентинович, Вы уже сказали, что очень своевременно появились эти законопроекты. Действительно чемпионат дал определенный толчок к развитию и городу, и в целом Ростовской области. Я так понимаю, что как раз эти векторы направления развития и поддержаны в этих законопроектах.

Ищенко: Абсолютно точно. С одной стороны, ростовчане должны получить в результате закон, в котором четко будут прописаны обязанности Ростова как муниципального образования, права и финансовые взаимоотношения между областным уровнем власти и муниципальным. Законопроект об агломерациях отвечает на вопрос жителей других территорий: а что получим мы. Там тоже есть ответы на эти вопросы. Если муниципалитеты, которые находятся в территориальной близости к опорным городам Ростовской области, заключают между собой соглашения о создании агломераций, то они получают финансовую поддержку из областного бюджета. Это поддержка на развитие дорожной и транспортной инфраструктуры, на жилищное строительство, на благоустройство и на целый ряд других вещей, которые очень сложно отдельно взятому муниципалитету нести на плечах своего бюджета. Мы ведь понимаем, что любое развитие, – это значительные капитальные вложения. Это финансовые ресурсы, которых нет ни у одного муниципалитета, даже у Ростова-на-Дону, в тех объемах, которые необходимы. Поэтому эти два законопроекта, с одной стороны, дают ответы на вопросы, которые волнуют и органы власти, и активных жителей. С другой стороны, они дают механизмы, каким образом областная власть будет поддерживать эти территории, в каких случаях, при каких условиях и так далее. Это очень серьезные вещи, так как областной уровень государственной власти берет на себя определенные обязательства, в том числе, и экономического характера. Речь идет ведь не только о конкретном финансировании или софинансировании каких-то объектов, проектов и так далее. Речь идет и о других механизмах – налоговых преференциях, льготах, межбюджетных взаимоотношениях.

Ведущий: А что Ростов приобретет с получением этого статуса? Какие-то преференции будут? Как это ощутят, например, горожане?

Ищенко: Очень правильный, хороший вопрос. Закон в той редакции, в которой он принят в первом чтении, говорит о том, что областной уровень власти, а значит и бюджета, участвует в софинансировании расходов, связанных с выполнением Ростовом функций областного центра. Речь идет о дорожном строительстве, о транспортном обеспечении, о благоустройстве. И один из самых болезненных вопросов, – сохранение исторического облика Ростова-на-Дону. Мы, к сожалению, с каждым годом все больше утрачиваем те черты любимого всеми Ростова, который запомнился нам 20, 30, 40, 50 лет назад. С одной стороны, это нормальное течение жизни, все меняется. Но есть вещи, которые необходимо сохранить не только в памяти, не только на фотографиях, но и в живой истории. Поэтому, я считаю, в первую очередь, необходимо будет принять специальную программу сохранения исторического облика Ростова. Ведь у нас в городе есть огромное количество памятников истории и архитектуры областного значения, которые находятся на балансе муниципалитета, а средств у городской казны просто нет. Ведь их нужно реставрировать, поддерживать в должном виде. Мы уже несколько лет говорим о том, что если памятник имеет областной статус, он и должен поддерживаться с участием областного бюджета. Кстати говоря, эта проблема не только Ростова. Это и Новочеркасск, и Таганрог, и Азов – те исторические территории, у которых есть свое лицо, известное не только в Ростовской области, но и во всей стране. И это лицо нужно сохранить. И один, и другой закон дают возможности помогать муниципалитетам, помогать городам в решении этих проблем.

Ведущий: Ростову придадут статус административный статус?

Ищенко: Этот статус у Ростова уже есть. Речь идет о его законодательном наполнении.

Ведущий: Если говорить о других наших городах – Азове, Таганроге, Новочеркасске, Волгодонске… Они войдут в состав каких-то агломераций?

Ищенко: Да, будут заключены соглашения не только между городами, но и с сельскими поселениями, которые прилегают к территориям крупных городских образований.

Возьмем, например, город Шахты. Этот населенный пункт занимает огромную площадь. Его территория почти в два раза больше, чем площадь Таганрога. Так сложилось исторически за счет присоединения к городу Шахты рабочих поселков. Невысокая плотность населения этого шахтерского города приводит к огромным затратам на поддержание коммуникаций в нормальном состоянии. Шахтинцы часто обращаются с жалобами по поводу состояния дорог, водопроводной сети, канализации. Проблем очень много. Это связано, в том числе, с тем, что у города сложная судьба. И новый областной закон даст возможность поддержки таких территорий и прилегающих к ним сельских поселений, рабочих поселков.

Но главная задача закона состоит в не том, чтобы предоставить дополнительные финансовые средства. В этом случае нет смысла принимать отдельный закон, можно просто ограничиться поправками в бюджет. Необходимо создать в агломерациях такие условия, чтобы они стали привлекательными для инвесторов, для создания новых производств, новых рабочих мест. И именно для достижения этой цели государство будет оказывать помощь – софинансировать развитие инфраструктуры, строительство новых дорог, закупку нового транспорта, модернизацию существующих транспортных систем и, наконец, благоустройство. Мы понимаем, что живем в XXI веке и хотим жить в качественно новой среде, прежде всего городской. Естественно, всё это затратные вещи. И нужно понимать, что начинать мы должны с каких-то опорных точек. Невозможно ведь на всей территории Ростовской области сразу это сделать. Поэтому города должны стать центрами притяжения близлежащих территорий для того, чтобы создавать там новые стандарты жизни.

Ведущий: Александр Валентинович, Ростовская область все-таки не новатор в принятии регионального закона о статусе административного центра. Наверняка при разработке нашего областного законопроекта был учтен опыт других регионов. На что донские законодатели обратили особое внимание?

Ищенко: Такие региональные законы действуют уже в 52 субъектах Федерации. Мы немного сожалеем, что наш закон не был принят еще в 1998 году. Тогда мы были бы первыми…

Ведущий: А почему он тогда не прошел?

Ищенко: Все всегда упирается в деньги. Принятие такого закона – это, в первую очередь, возложение дополнительных обязанностей на областной уровень власти. В определенном смысле это и управленческая смелость, потому что в дальнейшем закон нужно будет реализовывать на практике, то есть, в первую очередь, согласовывать межведомственные противоречия. Плюс, жители других городов и населенных пунктов справедливо вопрошали бы – а чем мы хуже административного центра? Поэтому, предлагая Законодательному Собранию это решение, мы исходили из того, что необходимо комплексно регулировать не только Ростов-на-Дону, но и все основные точки роста в регионе. Данная новация согласована со Стратегией социально-экономического развития донского региона до 2030 года.

Мы изучили практику реализации подобных законов в других регионах, рассмотрели плюсы и минусы, постарались в законопроекте, который предложен Законодательному Собранию, а теперь уже и на суд общественности, учесть достижения и не повторять ошибок. Прежде всего, это касается межбюджетных отношений, распределения полномочий. Например, глава администрации Ростова-на-Дону Виталий Кушнарев говорит, что администрации нужны полномочия в сфере транспортного обслуживания жителей города. В Ростов заходит огромное количество общественного транспорта из других городов и районов. А полномочий регулировать потоки у главы администрации нет. И это не единственная проблема, связанная с распределением властных полномочий. В ходе подготовки законопроекта ко второму чтению мы внесем необходимые поправки, учитывающие предложения Ростова и других муниципальных образований, которые заинтересованы в эффективном решении.

Ведущий: Законопроекты приняты в первом чтении, предстоит второе. Но перед этим будут общественные слушания. Скажите, каким образом главы администраций муниципальных образований и каждый житель нашей области может высказаться и как-то повлиять на окончательную редакцию законопроектов?

Ищенко: В течение августа мы будем собирать поправки, предложения, замечания от наших муниципалитетов. Законопроекты будут вынесены на широкое общественное обсуждение. Мы обязательно проведем общественные слушания. Причем не только в Ростове-на-Дону. Думаю, что это будут и Таганрог, и Шахты, и Волгодонск – основные точки притяжения агломераций. На слушания будут приглашены жители сельских территорий, поскольку они тоже должны понимать, каким образом принятие законов повлияет на дальнейшее развитие их населенных пунктов. Весь август и начало сентября 2018 года мы будем вместе с общественностью анализировать предложения и поправки, которые поступят.

Пользуясь возможностью и случаем, которые мне сегодня предоставлены, я приглашаю жителей Ростова-на-Дону, всех жителей Ростовской области к обсуждению этих законопроектов, к высказыванию своих мнений, предложений, позиций. Наверно, не все из них мы сможем включить в окончательный вариант закона, но мы хотим услышать абсолютно каждый голос, потому что это важно. Нам необходимо понять, что волнует людей, какие из их предложений и замечаний мы можем учесть для того, чтобы наши законы стали образцовыми и могли реально работать на благо всех жителей донского края.