Размер шрифта:
Цвета сайта
Изображения
Вернуть стандартные настройки

Александр Ищенко: «Будущее Дона возможно только при развитии агломерации»

03.08.2018
Александр Ищенко: «Будущее Дона возможно только при развитии агломерации»

Сегодня Председатель Законодательного Собрания Ростовской области Александр ИЩЕНКО (фракция «ЕДИНАЯ РОССИЯ») ответил на вопросы журналиста и граждан ростовской области в прямом эфире «Радио Россия».

Предлагаем стенограмму записи программы.

Корреспондент:

– Я предлагаю подвести сегодня предварительную черту под законодательными инициативами депутатов областного парламента. Вы приняли в первом чтении два важных законопроекта о статусе административного центра Ростовской области и развитии агломераций. Давайте объясним, в чем важность этих проектов.

– Разрабатывая эти инициативы (они были внесены совместно губернатором и группой депутатов избранной от Ростова и крупных городов Ростовской области), мы обсуждали, куда двинется развитие области, если можно так сказать, после завершения чемпионата мира по футболу 2018 года. Очевидно, что это событие принесло для нашей области, не только для Ростова, но и в целом для области очень серьезные перемены: новый аэропорт, новый стадион, новые дороги, новое качество обслуживания, городская среда и так далее.

Чемпионат прошел и нужны новые перспективы, новые горизонты для того, чтобы в какую сторону стратегически развиваться области. В этом году, как раз в эти месяцы идет формирование и обсуждение проекта Стратегии социально-экономического развития области до 2030-го года. В рамках этой Стратегии мы обсуждали, какое должно быть законодательное обеспечение, какие горизонты власти области и муниципалитеты должны ставить перед собой.

Для нас всех совершенно очевидно, что будущее развитие Дона, прежде всего экономики и промышленности, возможно только при развитии агломераций. Это утверждение, которое уже не требует доказательств. Это опыт многих и многих стран мира, успешных экономик. Мы для себя определили, что задача Ростовской области, как региона-лидера, ставить перед собой амбициозные цели. Нам нужно развивать не один город Ростов-на-Дону, не несколько крупных территорий, нужно создать такую систему, которая бы позволяла развиваться всей территории области.

Мы понимаем, что одновременно это сделать невозможно. Более того, такая задача сама по себе невыполнима, а мы должны ставить задачи и выполнимые и масштабные.

В чем они заключаются.

Нам нужно определить несколько точек роста, которые благодаря ускоренному развитию промышленности, сферы услуг, социальной сферы смогут потянуть за собой те территории, у которых нет достаточных ресурсов для развития. Поэтому в проекте Стратегии развития Дона до 2030-го года определено 7 полюсов роста прежде всего это: Ростов, Таганрог, Волгодонск, Сальск, Морозовск, Миллерово и Восточно-Донбасский регион с центром в Шахтах. Это те самые 7 точек роста и, получается 7 агломерационных точек развития.

Вместе с разработчиками Стратегии мы определили, что нам нужно на законодательном уровне сформулировать какие возможности, преференции, стратегические цели областные органы власти будут софинансировать, поддерживать на этих территориях. Мы пришли к выводу, что нужен закон о том, что такое вообще агломерации, как мы их будем поддерживать и для чего вообще все это делается.

Корр.:

Я так понимаю, просто финансирование этих точек – не самоцель?

Безусловно. В любом бюджете не так много денег, чтобы все финансировать. Более того, цель развития сделать так, чтобы у этих территорий появились самостоятельные источники для финансирования своего развития. Это возможно только в случае создания новых производств, новых инфраструктурных коммуникаций, и задача закона - создать правовую базу для того, чтобы муниципалитеты соединяли свои усилия, чтобы решать задачи «а» – развития, и «б» – создания комфортных условий жизни. Потому что, если нет экономики, нет производства, то нет бюджетных доходов и нет развития.

Проведя чемпионат мира, наши жители поняли, что у нас есть возможности качественного изменения не только городской среды, но и возможности жизни и в сельских территориях. Речь идет и о доступности услуг и о новой инфраструктуре, о новом транспорте. Всем же понравились новые дороги, развязки. У нас вообще не было дорог с тремя, четырьмя полосами движения. Они появились. Пока это небольшие отрезки, но, тем не менее, всем понятно, что в этом направлении нужно идти. К этой теме очень серьезно примыкают проблемы и города Ростова-на-Дону и близлежащих территорий: город Батайск, город Аксай, город Азов, Азовский, Аксайский, Мясниковский районы. Этой теме посвящен второй проект закона – закон о статусе административного центра Ростовской области.

Корр.:

Эти законопроекты тесно взаимосвязаны друг с другом. Вы уже сказали о законе о статусе административного центра. Вопрос, имеющий 20-летние корни, насколько мне известно, означает его принятие для Ростова-на-Дону и для жителей.

С одной стороны ни у кого не вызывает сомнения, что Ростов – это столица донского края, более того, столица юга России – это общепризнанный факт. С точки зрения человеческого понимания – все понятно. А с точки зрения закона? С точки зрения государственных гарантий деятельности городской власти? Ничего этого, к сожалению, не было. Статус административного центра Ростов получил 81 год назад. Менялось название области. Был Азово-Черноморский, Северо-Кавказский край, потом появилась Ростовская область, а Ростов был центром. С точки зрения статуса было понятно. А с точки зрения, какие плюсы ростовчане, жители города и городская инфраструктура получают от того, что они являются центром Ростовской области – нет. Кроме нагрузки – поток людей, транспорта и так далее.

Здесь можно дискутировать очень много. Есть разные точки зрения, но очевидно одно, то, что Ростов – это центр области, это лицо области и оно должно выглядеть современно, технологично, в конце концов, благоустроенно, чисто. Потому что с Ростова берут пример малые города, сельские населенные пункты. Многие идеи, технологии приходят в область из Ростова. Поэтому очевидно, что Ростов – это некий центр притяжения.

Ростову нужны определенные гарантии, механизмы, компенсации расходов на исполнение функции областной столицы. Такой подход не новый. Он реализован в 52-х регионах страны. Если мы примем этот закон, и он начнет действовать, то будем 53-м субъектом федерации, в котором такое решение принято.

Что предлагается. Соучастие областных органов власти в решении тех городских проблем, которые связаны с исполнением функции областного центра. Речь идет о сохранении исторического облика города Ростова-на-Дону. Я думаю, это волнует всех, не только ростовчан, но и жителей области, которые приезжают в Ростов и видят как стремительно теряет Ростов дома 19-го, начала 20-го века. Как теряется его южная идентичность. Возникает вопрос, «почему». Да очень просто. Потому что у Ростова нет собственных ресурсов для сохранения этого исторического облика.

Приведу один пример. В городе Ростове-на-Дону собирается почти 83 млрд. рублей доходов во все уровни бюджетной системы, а расходуется только 33 млрд. Около одной трети. Две трети забирают другие уровни бюджетной системы. Если мы возьмем другие муниципалитеты, ситуация зеркально противоположная. По сути, Ростов, собирая половину областных доходов во все уровни бюджета, получает в свое распоряжение только 25–27 %. Это цифры, которые наглядно показывают диссонанс между тем, что нужно и тем, что есть.

Теперь возвращаемся к содержанию. Исторический центр Ростова. В нем очень много памятников архитектуры областного значения. То есть область сказала: «Этот дом, это здание являются памятниками». Но они находятся в муниципальной собственности и ответственность за облик должен нести городской бюджет. В городском бюджете просто нет денег на эти цели, и мы говорим, давайте разработаем специальную программу. Если мы сказали, что это памятник, значит, мы должны разделить с городом бремя ответственности.

Корр.:

На реставрацию и содержание зданий?

Конечно. Прежде всего, нам нужно реставрировать исторические памятники в Ростове иначе мы их просто потеряем. Пройдет еще 10-15 лет и мы будем жить в совершенно другом городе, не узнавая, что это за город. Уверен, что принятие этого закона даст возможность городским властям сохранить то, что сегодня есть в городе Ростове-на-Дону.

Следующие вопросы: дорожное хозяйство, транспортное развитие. Услугами города Ростова пользуются больше 70 % жителей всей области. Поэтому, безусловно, город должен получать поддержку для того, чтобы его городское хозяйство, водопроводные сети, канализация, транспортная инфраструктура были на современном уровне, были в рабочем состоянии и в этом должны участвовать областные органы власти. С принятием этого закона возможность такого участия появится на совершенно практическом уровне.

Корр.:

Мы вернемся к этому вопросу, а сейчас первое обращение нашего слушателя, которое заставит нас сменить вектор обсуждения на какое-то время. На прошедшем заседании вы рассматривали поправки в закон о дольщиках, какие решения были приняты?

– Вопрос напрямую со статусом и не связан, но тем не менее именно в Ростове наибольшее число проблемных объектов и наибольшее число пострадавших дольщиков.

Законодательное Собрание очень внимательно и постоянно анализирует ситуацию с решением проблем обманутых дольщиков. Именно поэтому за последний год мы трижды возвращались к теме корректировки законодательства по защите обманутых дольщиков.

Последние изменения касаются двух вопросов. Во-первых, мы предусмотрели прямое бюджетное финансирование жилищно-строительным кооперативом, который создали дольщики в тех домах, которые имеют высокую степень готовности. Речь идет о том, что если дом построен меньше, чем на 65 %, а обманутые дольщики собрали жилищно-строительный кооператив, они вправе рассчитывать на финансирование завершения строительства этого дома из областного бюджета. Такой механизм мы использовали в прошлом году для завершения строительства пяти объектов в городе Шахты. То есть по такому механизму пять проблемных объектов были расселены, и десятки семей получили жилье. Для Ростова это уже будут сотни семей. Это первое новшество. И до конца года, не позднее октября, мы уже планируем предложить изменения в бюджет для того, чтобы появились первые деньги на достройку уже самых готовых к этому объектов.

Второй касается решения проблемы дольщиков, которые не живут в г. Ростове-на-Дону. У нас предусмотрены областным законом преференции тем застройщикам, которые решают проблемы обманутых дольщиков и строят больше 20 тыс. кв. метров жилья. Практика показала, что ни в одном муниципалитете, кроме Ростова, нет ни таких объемов, ни таких возможностей, поэтому законом упрощены возможности для застройщиков, которые достраивают проблемные объекты на территории Азова, Шахт, других городов Ростовской области. Это позволит нам уже в 2019 году решить многочисленные проблемы вне переделов города Ростова-на-Дону.

Но это не последние изменения, к теме дольщиков мы постоянно возвращаемся. И хочу обратить внимание – нас часто ругают, критикуют… но проблемы обманутых дольщиков появились из-за несовершенства федерального законодательства. У регионов вообще не было полномочий регулировать эти правоотношения, их и сегодня нет у нас. У нас есть только возможность в рамках социальной политики, в рамках поддержки прав людей создавать механизмы, которые бы исправляли ошибки другого уровня регулирования. Но мы продолжим настойчиво эту работу. И здесь именно позиция губернатора является определяющей – он поставил задачу в ближайшие 3 года эту проблему решить, и уверен, что мы с этой задачей справимся, если, конечно, будем действовать совместно.

Корр.:

– Александр Валентинович, возвращаясь к нашей основной теме, я когда изучала эти два законопроекта, заметила тенденцию, что в одном и в другом законопроекте происходит некое стирание границ – что в законопроекте об агломерации усиливается связь между муниципалитетами, что в законе об административном статусе Ростова идет консолидация усилий местной власти и областной. Так это? И в чем необходимость…

– Ну, отчасти Вы правы, отчасти – нет. Мы, безусловно, не стираем грань между уровнем власти. Наша задача – стимулировать органы местного самоуправления городов и близлежащих районов и поселений, объединять свои усилия для оказания более качественных услуг жителям своих территорий. Речь идет о школах, детских садах, о поликлиниках, о больницах. Ведь сегодня как получается: есть граница между районом и городом, люди живут на одной стороне улицы, поликлиника находится на другой. Юридически это разные муниципалитеты, и не всегда муниципальные власти идут навстречу людям. Это же неправильно. Какая разница, кто исполняет эти полномочия, ведь два органа местного самоуправления могут между собой договориться, чтобы людям было удобно жить, работать и получать социальные услуги. Вот в этом задача закона о развитии агломерации – подтолкнуть местные власти к объединению усилий для оказания людям конкретной помощи.

То есть вот вы два района – город, поселение – заключили договор между собой, объединили свои усилия, используете в интересах людей свою инфраструктуру – получите на это субсидию, помощь для того чтобы что-то построить, реконструировать, улучшить. Не договорились – вы субсидию не получите. Но тогда к вам люди придут и скажут: «У вас есть возможность объединиться и получить дополнительные ресурсы, почему вы этого не делаете?» Или сменить такую власть на местном уровне. Вот в этом идея.

Поскольку не всегда возможно объединение территории – это и нецелесообразно, и дорогостоящая процедура и т.д. Поэтому задача – стимулировать органы местной власти находить такие способы решения существующих проблем, которые бы позволили имеющуюся инфраструктуру использовать более эффективно, а не создавать ненужные дополнительные расходы. Чтобы было и людям полезно и комфортно, и бюджету не накладно.

Корр.:

– Законопроекты прошли первое чтение. Они претерпят еще какие-то изменения? Какова их дальнейшая судьба, что будет происходить дальше?

– Поскольку это законопроекты, которые имеют большой, общественный интерес, мы решили их широко обсудить и с экспертным сообществом, и с общественными организациями, и прежде всего с органами местной власти. Поэтому уже на следующей неделе у нас запланированы публичные слушания по проекту о статусе административного центра Ростовской области. Через неделю после этого будут публичные слушания о развитии агломерации. И мы хотим на местах – в Таганроге, в Волгодонске, Шахтах, в других территориях вместе с жителями обсудить, какие проблемы их волнуют, рассказать о том, что предлагает этот закон, какие механизмы могут быть использованы для улучшения жизни в территориях.

Мы очень рассчитываем на то, что наши активные жители области выскажут и свою позицию, и дадут оценку – она может быть критической. Но самое главное, дадут свои предложения, которые позволят учесть какие-то аспекты, которые, может быть, разработчики не увидели при подготовке законопроекта к рассмотрению. Поэтому мы рассчитываем на широкое обсуждение этих двух законопроектов и уже последующее внесение их на рассмотрение нового созыва Законодательного Собрания Ростовской области. Как нам кажется, это правильный подход, когда уходящий созыв парламента готовит задел новому депутатскому корпусу для работы. Уверен, что эти вопросы не оставят равнодушными жителей города и области.

Корр.:

– Александр Валентинович, оглядываясь на работу депутатов 5 созыва, что удалось? Как оцениваете?

– Непростой вопрос… Знаете, наверное, все-таки объективную оценку итогам работы смогут дать жители Дона. Я же хочу сказать, что есть совершенно объективные цифры, которые свидетельствуют о том, что за 5 лет многое изменилось – и в сфере экономики, и в социальной сфере, и в инфраструктуре области. И уверен, что в этих изменениях есть значительный вклад депутатского корпуса, который и принимал новые законы, создающие новое регулирование. Это, к примеру, закон о туристической деятельности, тема обманутых дольщиков – очень активно работали над этой темой последний год, это позволило нам сдвинуться с места. Только в прошлом году больше шести сотен семей в Ростовской области из числа обманутых дольщиков получили новые квартиры. И уверен, что по итогам этого года число таких семей будет еще больше.

Изменился бюджет. Он вырос не только в количественном исчислении, но структура расходов позволила расширить и формы, и методы, и объемы социальной поддержки тех, кто в этом нуждается – старшего поколения, многодетных семей, матерей. Конечно, проблем много. Критических оценок от жителей области тоже достаточно. Но во многом это связано с тем, что, когда мы достигаем какого-то определенного уровня в социальном обеспечении или в социальном развитии, тут же перед органами власти ставятся новые задачи, которые нужно выполнять, так же, как и с объемами материальной поддержки. Мы на сегодняшний день в бюджете области расходуем более двух третей средств на различные виды социальной помощи, социальной поддержки.

Каждая третья семья в Ростовской области получает тот или иной вид социальных выплат. И этот уровень мы не снижаем. Да, изменились отдельные категории тех. Кто получает, кто-то перестал получать, кто-то получил увеличенные выплаты. Меняется федеральное законодательство, вслед за этим областное, но главным остается принцип: поддержка со стороны государства должна идти тем, кто в этом нуждается в силу объективных условий – недостаточности средств, низкий уровень зарплат, пенсий, пособий или объективные жизненные условия, когда в семье двое, трое, четверо, пятеро детей, эта поддержка должна быть и должна расти.

Конечно, не все нас в результатах удовлетворяет, но мы видим, что если сохранить тот вектор социального развития, который реализовывался в последние 5 лет, в будущий период времени жители области получат ощутимо более конкретные результаты в этой сфере.