Стенограмма беседы Председателя Законодательного Собрания Александра Ищенко с журналистами радиостанции «Комсомольская правда»

Стенограмма беседы Председателя Законодательного Собрания Александра Ищенко с журналистами радиостанции «Комсомольская правда»
Новости Законодательного Собрания

10 августа Председатель донского парламента Александр ИЩЕНКО (фракция «ЕДИНАЯ РОССИЯ») побеседовал с журналистами радио «Комсомольская правда» и рассказал о принятых в первом чтении на 57-м заседании Законодательного Собрания Ростовской области законопроектах - о наделении Ростова-на-Дону официальным статусом административного центра и о развитии агломераций.

ЗАКОН ОБ ОСОБОМ СТАТУСЕ ХОТЕЛИ ПРИНЯТЬ ЕЩЕ 22 ГОДА НАЗАД

- Александр Валентинович, всем ведь известно, и никто с этим не спорит, что с самого начала образования Ростовской области - в 1937-м, Ростов-на-Дону стал административным центром региона...

- ...Да, а еще и до этого он был столицей Азово-Черноморского края, Донской области...

- Именно. И в чем смысл тогда наделения его этим особым статусом?

- На самом деле, речь идет не об особом статусе Ростова, а о том, что город, действительно, все эти годы является административным центром, и никто не подвергает это сомнению. Но вот какая штука: Ростов-на-Дону еще и столица Южного федерального округа, и он несет на себе очень большую нагрузку...

- Да, но ведь, сколько лет понадобилось, чтобы взяться за этот вопрос? Лет двадцать, наверное, вы лично, насколько мне известно, занимаетесь уже этим вопросом, да?

- Еще в 1996-м, когда принимался Устав Ростовской области, в нем впервые появилась строчка о том, что Ростов является административным центром региона, и это будет отражено в специальном областном законе, устанавливающем этот статус. Первый проект появился в 98-м, потом в 2003-м. Но дело дальше не пошло...

- Почему же?

- Прежде всего, пожалуй, на то были экономические причины - все эти годы мы вынуждены были считать каждый рубль, каждую копейку... Закон о статусе - он определяет взаимоотношения между городом и областью, круг дополнительных функций, которые Ростов-на-Дону будет исполнять как столица региона, а также принципы финансовых взаимоотношений.

ГОРОД ДОЛЖЕН ИМЕТЬ РЕСУРСЫ ДЛЯ НОРМАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

- И это очень интересно - помнится, когда вы комментировали этот законопроект ранее, речь шла о бюджетных остатках, которые область «отбирала» в автоматическом режиме. О чем речь идет?

- Ну вот смотрите - за прошлый год в Ростове было собрано порядка 82,5 млрд рублей различных налоговых поступлений, но непосредственно в самом бюджете города осталось только 33 млрд. То есть две трети ушли на федеральный и областной уровень. И если взять другие крупные города, то там ситуация совершенно противоположная: что собирается в виде налогов, то и остается на развитие. Налицо диспропорция.

- И на что нужны Ростову, прежде всего, дополнительные деньги - на ваш взгляд?

- Это и дорожное хозяйство, и транспортное развитие, и все прочее. Услугами города пользуется огромное количество людей, в том числе, приезжающих и из нашей области и из других регионов. Здесь проходят крупные мероприятия федерального и международного значения, поэтому Ростов, конечно, должен получать поддержку для того, чтобы его инфраструктура были на современном уровне, чтобы была возможность, в том числе, сохранять его исторический облик.

- Все это упирается в деньги...

- Поэтому и необходимо участие в решении городских проблем, связанных именно с исполнением функции областного центра, областной власти. Закон в первоначальной редакции, принятой в первом чтении, и говорит о том, что регион из своего бюджета участвует в софинансировании таких расходов - это как раз и дороги, и транспорт, и благоустройство.

- Но здесь все-таки и экономика мощнее, и финансовая ситуация иная, нет?

- Да, верно. И эти собранные деньги дают возможность поддерживать другие муниципалитеты, это нормально. Но, с другой-то стороны, можно ведь и более эффективно использовать имеющийся у мегаполиса потенциал, так?

- А перекоса-то не возникнет?

- Вот! Верная постановка вопроса! Задача области как раз и заключается в том, чтобы находить баланс, позволяющий развивать и региональный центр, и все другие территории. И поэтому в дополнение мы принимаем закон об агломерациях. Чтобы эти технологии, возможности, стандарты, которые появляются и дают свой результат в Ростове-на-Дону, распространялись по всей территории области.

«СЕЙЧАС ВСЕ РЕШАЕТ СКОРОСТЬ»

- Знаете, какой вопрос возникает в этой связи... Мы получили просто колоссальный опыт подготовки к ЧМ, столько всего сделано было - и стадион «Ростов-Арена», и аэропорт «Платов», и дороги, и развязки, и...

- ...Всего не перечислишь.

- Да. Так над чем теперь работать нужно - на ваш взгляд?

- Вот об этом-то я и говорю: теперь, когда мы видим, какой прорыв сделал Ростов, нужно сосредоточиться на развитии и других территорий. Нужно создавать центры роста - в Таганроге, Миллерово, Морозовске, Шахтах, Волгодонске, Сальске, которые, будучи опорными, объединят вокруг себя территории, станут микроцентрами. И они готовы к этой работе. И задача области - либо дать прямое бюджетное финансирование на решение конкретных задач инфраструктурного развития, либо предоставить льготы, преференции.

- Возвращаясь теперь к теме Ростова-на-Дону... Агломерация - это, по сути, создание полноценного мегаполиса, так?

- Так, но не в плане только лишь механического объединения городов. Это будет первый, как вы говорите, полноценный мегаполис на всем юге России. Речь идет о создании такой инфраструктуры - транспортной и дорожной, прежде всего, которая бы позволила передвигаться в радиусе 100 км от центра в короткий промежуток времени.

- То есть ставка на скорость?

- Именно. Чем быстрее происходит движение, тем больше возможностей. И это то, над чем будет работать областная и муниципальная власти в ближайшей перспективе.

- И все-таки - касательно агломераций... Как, объясните, эти города и районы будут взаимодействовать между собой?

- Прямо в точку вопрос! Мы предусматриваем обязательное заключение соглашений между органами власти этих муниципальных образований, и не будем регулировать их внутренние взаимоотношения: они должны договориться друг с другом - как они будут взаимодействовать. Это все должно дать жителям Ростовской области новые перспективы - и рабочие места, и повышение зарплаты, и развитие наших городов, станиц. По сути, это ответ на все те вопросы и проблемы, которые волнуют людей и которые они ставят перед властью. И задача областного уровня - стимулировать местные органы власти, находить такие способы решения существующих проблем, которые бы позволили уже имеющуюся в городах и районах одной агломерации инфраструктуру использовать более эффективно - это и общие дороги, и общий транспорт, но не создавать дополнительные расходы, а наоборот - экономить деньги на административных, например, тратах. А область, за счет межбюджетного регулирования, должна помогать таким муниципалитетам, которые, договорившись между собой, действенно используют казенные деньги.

Управление по информационной политике