Размер шрифта:
Цвета сайта
Изображения
Вернуть стандартные настройки

Слово Главы Донской митрополии на встрече с депутатами Законодательного Собрания Ростовской области

22.11.2018
Слово Главы Донской митрополии на встрече с депутатами Законодательного Собрания Ростовской области

Уважаемый Александр Валентинович,

уважаемые депутаты Законодательного Собрания,

участники сегодняшней встречи, дорогие братья и сестры!

Благодарю вас за приглашение вновь посетить Законодательного Собрания Ростовской области и предоставленную возможность выступить в присутствии депутатского корпуса, представителей общественных движений, а также наших братьев – руководителей традиционных религиозных общин Донского края.

Вводная часть

Это уже не первая наша встреча. В прошлом году, на расширенном заседании Законодательного собрания я уже имел возможность поделиться с вами своими мыслями о причинах и последствиях революции, столетие которой мы вспоминали; мы говорили тогда о национальной истории, о поражениях и победах, которые случились с Россией в XX веке. Мы поднимали тему взаимоотношений современных секулярных идеологем и религиозного сообщества. Обращали внимание на важность существующего единства традиционных конфессий в вопросах духовно-нравственных ценностей. Касались также темы реставрации выдающихся памятников архитектуры на территории области. Однако основной темой было обращение о законодательной поддержке социальных инициатив и проектов Донской митрополии. Выражаясь парламентским языком, может кто-то скажет, что митрополит лоббировал интересы православных волонтёров, которые осуществляют масштабное по своим параметрам социальное служение в регионе. Да, для меня это было отрытое не закамуфлированное общение от имени многочисленного религиозного сообщества нашего края. И если можно было бы уличить митрополита в лоббировании чьих-то интересов, то это интересы наши общие, государственные и народные. Такого рода лоббирования стесняться не стоит. Как говорил первый издатель произведений Чехова, писатель Алексей Сергеевич Суворин: «Здоровый лоббизм – достойная альтернатива хронической коррупции».

Я хотел бы поблагодарить многих из вас, кто живо отозвался на ту встречу: критически ли воспринимая слова митрополита, или выказывая знаки поддержки. Главное, что никто не остался равнодушным.

Актуальность встречи

Наверное, вы заметили, что последние два месяца церковная тема очень часто звучит в средствах массовой информации. Практически во всех отечественных таблоидах, в крупных информационных агентствах и даже в развлекательных ток-шоу продолжаются горячие споры о церковной истории, канонах Церкви, ее внутреннем устройстве и внешнем значении. Мы никогда до селе не наблюдали такого интереса к подобным вопросам со стороны государственных и частных СМИ.

Понятно, что основной причиной подобного всплеска стали события на Украине, – когда, выражаясь языком Президента, «некоторые наши «партнеры»» определенные деятели стали использовать церковное сообщество в своих меркантильных интересах, пытаясь превратить Церковь в политический инструмент борьбы. И тогда многие представители власти, общественных сил и медийного сообщества как будто прозрели. Оказывается, Церковь – это не только глава церкви и административный аппарат, описывая деятельность которых, мы полностью исчерпываем церковную тематику. Церковь – это миллионы верующих людей, за право использовать которые борются серьезные политические силы.

Поэтому, как ранее, так и сегодня, я вновь повторю эти важные для понимания слова: Церковь – это люди! У этих людей есть свои потребности, чувства, желания, боль и радости. И огромной государственной ошибкой явилось бы игнорирование интересов этих людей, под прикрытием устаревшей идиомы, что «Церковь отделена от государства».

Как можно миллионы людей, их нужды и чаяния, отделить от государства, в котором они живут? Невмешательство же во внутренние дела вовсе не означает поражение в общих правах. Когда я обращаю свое слово к депутатам Законодательного собрания Ростовской области, как Глава Донской митрополии я говорю не только от своего лица, я говорю от имени очень значительной части ваших избирателей, православных жителей Дона, и не только православных, коих у нас в регионе подавляющее большинство.

Полагаю, было бы и правильным, и полезным если бы наши встречи традиционными. Думается, что услышать голос главы Донской митрополии с высокой трибуны Законодательного собрания РО не менее важно, чем встретиться с частью электората на избирательном участке. А история предупреждает однозначно –не будем слушать голос своего народа, своей Церкви – будем вынуждены внимать приказному окрику из вне.

Природа власти

Многие из нас родились и выросли в те годы, когда руководящая и направляющая сила общества заключалась в одной партии, которая осуществляла все политическое руководство в стране. И многие думают, (кто-то с надеждой, а кто-то и со страхом) что по такому руководству сейчас «тоскует» Церковь.

Все это — одно большое недоразумение. Церковь — не партия, а Библия — не партийная программа. Божественное откровение, которое возвещает Церковь, обращено ко всем народам, во все времена. Оно не содержит инструкций о том, в какую политическую силу поддерживать и за кого идти голосовать. В Церкви люди собираются не на основе политической программы, а на основе веры в Бога, в жизнь вечную, руководствуются критериями вечности в оценке своих личных дел и ситуации вокруг, но при этом их политические взгляды могут быть весьма и весьма различными.

Николай Бердяев писал, что «у русского дореволюционного интеллигента было убеждение, что люди, не разделяющие его политической позиции — обязательно мерзавцы и нравственно дурные». Такой подход чужд церковному сознанию. Дурным Церковь полагает только одно – грех и безнравственность. Церковь не догматизирует формы государственного правления или какое-то политическое мировоззрение. Поэтому даже самые непримиримые политические оппоненты находят себе место в Ней. Господь не является чьим-либо политическим союзником или оппонентом. Он «Бог для каждого и над всеми». От нас зависит, как мы отзовемся на Его голос, станем ли мы лучше, светлее, добрее.

Имеет ли это какое-то отношение к политической жизни? Да, имеет: огромное и самое непосредственное. Прежде всего, будучи «людьми ходящими под Богом», мы начинаем видеть в своем политическом оппоненте не «Бердяевского мерзавца», а своего ближнего. И, понимаем, что ненавидеть его — это гораздо пагубнее для нашей жизни, чем просто вступить в дискуссию о различии политических позиций. И, наконец, осознаем, что в мире есть одна непреложная, непоколебимая «константа», одна незыблемая правда — это Правда Божия. Всё остальное – лишь «переменные», человеческие мнения, которые, как и политические убеждения, могут быть подвергнуты различным модуляциям.

Поэтому обращая свое слово к людям государственным, представителям различных партий, Церковь, прежде всего, свидетельствовать о той высшей Правде, которая способна удержать любые политические страсти в цивилизованном русле.

Второе, что я хотел бы сказать в этой связи – понимание Бога дает ясное представление, что и человеческая власть происходит от Него. Однако сакральность власти налагает очень большую ответственность на ее носителей.

Есть власть реальная и власть мнимая. Одну от другой отличает наличие ответственности. Именно ответственность определяет власть. Из истории мы знаем немало примеров, когда люди утрачивали власть, свое высокое положение, свой духовный авторитет, поскольку не были готовы взять на себя ответственность в возложенных на них Богом трудах. Отсюда вывод - власть это сверхъестественная прерогатива, и дается она Богом, причем дается не всем.

Долг же Церкви состоит в том, чтобы призывать тех, в чьих руках находятся рычаги управления, осознать свои обязательства перед Богом, Отечеством и людьми, проявлять реальную заботу об улучшении условий жизни своих соотечественников. Народ – это граница ответственности, которая очерчена вам рукою Самого Господа.

Но если существует такая высокая мера служения, как не ошибиться в принимаемых решениях, как совершить эту работу с чистой совестью и пользой для дела?

Ответ очевиден: все, что вы делаете и принимаете, должно соизмеряться с вечной Правдой Божией, калькироваться с Закона Божьего, который неизменен и нерушим в веках. Для кого-то это голос совести, для кого-то это закон исторической правды, следование Преданию или традиции - названия, в данном случае, не столь важны. Важно, чтобы эти принципы жизни не были для нас пустым звуком. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл сказал об этом так: «Каждый правитель должен помнить о своей зависимости от Бога. Потому что памятование о духовной связи с небом, особой ответственности пред Господом, укрепляет авторитет земных правителей» (конец цитаты).

Если же власть теряет духовную ответственность перед Высшим Законом, то происходит ее девальвация и полная утрата ее авторитета в глазах народа.

Разномыслие, но не разногласие

В этом зале находятся люди различных политических взглядов. Разные люди, разные партии, разные политические предпочтения. У нас и вера может быть разная. Но это не мешает нам жить в одном доме. Нам только нужно помнить слова автора романа «Остров сокровищ» писателя Роберта Стивенсона: «Живя в стеклянном доме, не бросайся камнями в других».

Сегодняшняя Россия, в определенном смысле, стеклянный дом. От неосторожного движения, потрясения, провокации – может рухнуть вся стабильность. Особенно важно об этом помнить тем, кто создает правила – законы для живущих в этом доме.

У нас с вами могут быть разномыслия, но не должно быть разногласия. Сегодня мы не можем себе позволить жить в параллельных мирах. Как никогда необходимо быть реалистом и прагматиком, ведь за каждый политический эксперимент Россия платит тяжелой монетой, а иногда и кровью. Салтыков-Щедрин, в бытность своювице-губернатором в Твери и Рязани, размышляя о разномыслии в государстве, как-то сказал, что не страшно, когда у гитары много струн, страшно, когда хотя бы одна из них расстроена.

Существуют разные ноты, интервалы разной ширины, множественные обертона, но благодаря внутренней гармонии из всего этого разнообразия создается искусство. Так и в государственном инструменте власти, все различные голоса должны звучать в едином аккорде, а иначе будет хаос, за который опять придется платить непомерную историческую цену. Поэтому повторю еще раз - у нас может быть разномыслие, но не должно быть разногласия.

Союзное, соборное понимание общих проблем и путей их решения касается тех важных вопросов, что стоят сегодня на повестке дня и нашего края и всего Отечества.

Проводя, перед лицом совести критический самоанализ своих трудов пусть каждый из нас вспомнит мысленно «дедушку» Крылова, не про нас ли он?...

- Из кожи лезут вон, а возу всё нет ходу! …

Рак пятится назад, а щука тянет в воду…»

Не попусти, Господь!

Внешнее давление и духовная целостность

Мы все уже не понаслышке знаем о внешних факторах давления на наше государство. Из разряда конспирологических разговоров внешнее давление стало сегодня политической реальностью, геополитическим фактом. Механизм веденых против России санкций является очевидным средством воздействия на страну с целью заставить ее изменить свою внешнюю и внутреннюю политику, нанести ей экономический, репетиционный, политический и гуманитарный ущерб. Санкции ставят целью вызвать снижение уровня жизни населения, спровоцировать политическую нестабильность, внутреннее давление на власть страны, вплоть до ее смены.

Только в силу особенностей российской ментальности и мощной поддержки населением руководства страны действие санкций не вызвало пока существенных изменений в политике России. Однако, эффект санкций накапливается. Они вызывают существенные негативные последствия в финансовой сфере, начинают менять социально-политический климат страны. Решимость Запада в борьбе против России не вызывает сомнений. Очень вероятно, что давление будет усиливаться и расширяться по виду применяемых инструментов.

Как сказал Президент России В.В. Путин, все это «не просто, нервная реакция США и их союзников на нашу позицию по Украине. Если бы всего этого не было, то придумали бы какой-нибудь другой повод для того, чтобы сдержать растущие возможности России, повлиять на неё, а ещё лучше — использовать в своих интересах» (конец цитаты).

Против Российской Федерации введен довольно обширный перечень инструментов давления:

1. Эмбарго на поставки товаров, технологий и услуг;

2. Перекрытие инвестиций;

3. Приостановление нашего членства в международных организациях;

4. Иски в международных судах;

5. Массированные информационные атаки;

6. Нагнетание военной угрозы;

7. Арест активов и имущества за рубежом;

8. Дискредитация наших спортсменов;

9. Нагнетаемая русофобия и надругательство над советскими памятниками;

10. Дискредитация Президента страны;

И наконец сегодня мы становимся свидетелями, как удары уже наносятся по Русской Православной Церкви, как раздирается духовное единство братских народов.

В начале пытались дискредитировать Предстоятеля нашей Церкви – Святейшего Патриарха. Причем рукотворность этой компании, наличие четкого заказа, тогда еще не всем в стране была очевидна. И вот сейчас мы видим, как без всяких масок, в открытую, гонения на Святейшего становятся частью политической стратегии. Потому что при финансовой, экономической и сетевой блокаде, страна может жить. Опыт многих стран это доказывает. Но если дискредитировать страну духовно, если лишить ее население доверия к традиционным нормам общественного уклада – такую страну, что называется, можно брать голыми руками.

Сейчас, по мнению аналитиков, самые мощные средства давления будут направлены на десуверенизацию России в области ее духовной культуры и духовных скреп. И пока некоторые силы внутри страны ехидничают над словами Президента о «духовных скрепах», внешние силы делают все, чтобы сбить последние колодки, тормозящие развал в сознании народа.

В этом году на «Всемирном русском народном соборе» Президент России Владимир Путин заявил, что «только единое, сплоченное общество способно отвечать на самые серьезные исторические вызовы и противостоять любому внешнему давлению» (конец цитаты). Что это значит?

Это значит - внешним угрозам необходимо противопоставить духовную целостность народа.

А что такое духовная целостность народа? Это понятие неразрывно связано с общим пониманием истории, с почитанием общих героев, сохранением общих памятников, с общим торжеством побед и с общей печалью трагедий.

Единство народа зиждется на сильной духовной традиции. Ибо, «единство и традиция - это сила, передающая культурный код нации, его ценности. Это непременные условия для того, чтобы общество в любой исторический период своего существования сохраняло свою целостность». Это слова нашего Русского Патриарха.

Социальные вопросы: семья

Говоря о внешних угрозах и внутренней цельности, необходимо обратить внимание на актуальные социальные вопросы.

По-прежнему в центре нашего совместного внимания должна быть тема защиты семьи, материнства и детства. К большому сожалению мы до сих пор употребляем такие понятие как семья, детство и материнство в связке с понятием «защита». Это индикатор того, что не все у нас благополучно в этих сферах, если их приходится защищать. Неблагополучие, связанное с семейной жизнью – это проблема, которая может свести к нулю любые попытки экономических реформ, модернизаций, инвестиций и прочих достижених. Как бы не казалась эта тема далёкой от первостепенной важности – но это самый важные вопрос, стоящий перед Отечеством! Если народ наш будет вымирать никакие «контуры прорывного развития» нас не спасут.

Тема демографии – это не досужая «пугалка» патриотов или священнослужителей, это политический вопрос, связанный с безопасностью страны. И первопричина этой проблемы - заключается в помрачении нравственного сознания современного человека, в процветающем эгоцентризме, в пресыщенности, которые и формируют культуру и эстетику цивилизации потребителей. В такой, с позволения сказать, «цивилизации» семья, и тем более многодетная семья, воспринимается более как проблема, как отживший рудимент, как предмет для насмешек.

Институт семьи переживает тяжелейший кризис. Мы с ужасом слышим сообщения о том, как трое сестер убили отца, как мать выбросила свое новорожденное дитя на помойку, как отец убивает дочь только потому, что она не хотела есть кашу. Эти страшные новости чередуются информацией о детских суицидах, об издевательствах в школах, о стрельбе в учебных заведениях в духе американского «Колумбайна». Происходящее несет в себе сигналы огромной силы для каждого мыслящего человека. Это уже не оранжевый уровень опасности, а ярко красный, вопиющий – так как есть уже человеческие жертвы.

Совершенно очевидно, что то, что происходит в семье неотделимо от экономического, социального и конечно же духовного контекста. Коррупция, преступность, безнравственность, любые девиации в общественных сферах напрямую отражаются на семье.

У нас по-прежнему очень высокий показатель разводов. Из 10 браков в самом лучшем случае выживает четыре. Шесть – заканчиваются разводами!

Мы по-прежнему лидируем по количеству абортов в мире. Вдумайтесь в эти цифры: в России до 60 % всех зачатых детей абортируются. Соответственно до рождения доживают только 40 % из 100!

Отношение Церкви и традиционных религий России к абортам известно и понятно. Это тяжкий грех. Поэтому мы неоднократно обращались к законодателям на разных уровнях и законодательной и исполнительной власти с инициативой вывести аборты из системы обязательного медицинского страхования, чтобы аборт перестал быть общественной нормой или, стыдно сказать, «ценностью». В этом вопросе мы реалисты и не строим особых иллюзий, мы не выступаем за тотальное запрещение абортов. Но мы уверенно возвышаем свой голос с просьбой перестать рассматривать аборт в качестве позитивного права! Нам что-то нужно делать с этой вопиющей к небу проблемой. Хотя бы запретить аборты на один день, как это было сделано в Ярославле, Воронеже, Калуге, иных городах России, где прошла акция «Один день без аборта». В течение дня во всех государственных медучреждениях было запрещено проведение абортов, и аналогичные рекомендации были даны частным медицинским организациям. Это малый шаг по сравнению с той грандиозной угрозой, которую собой представляет абортивная практика. При таких темпах спада рождаемости через 20 лет в России просто некому будет работать. Мы действительно стоим перед угрозой вымирания и потери национальной идентичности. И я уже не первый год, выступая перед вами, говорю об этом.

Для церковного сообщества очень важно, чтобы произошло хоть какое-то изменение в государственной политике, наметилась бы хоть небольшая, но положительная тенденция в этом вопросе. Семья должна быть поставлена в центр озабоченности, она должна стать одним из важнейших государственных приоритетов. Об этом говорится все больше и больше, но было бы важно закрепить это в каком-то законодательном акте, пусть это будет не закон, а некое авторитетное заявление высшей власти о том, что состояние материнства, семьи и детства рассматривается как наиважнейший приоритет региональной политики…

Уверен, что интересы семьи, помощь матерям, борьба с такими деструктивными явлениями, как аборты, наркомания и пьянство среди молодежи — это ключевые задачи, которые стоят сегодня перед законодательной властью и Русской Православной Церковью, и другими традиционными конфессиями.

Воспитание молодежи

Наверное, все слышали о юноше по имени Михаил, который 31 октября этого года взорвал бомбу в здании Архангельского ФСБ.

Перед взрывом Михаил оставил сообщение следующего содержания:

«Товарищи, в здании ФСБ сейчас будет совершен теракт, ответственность за который я беру на себя… Желаю вам неколебимо и бескомпромиссно идти к цели. Светлого вам будущего».

Обратите внимание на лексику! «Товарищи», «ответственность», «бескомпромиссно к цели», «светлое будущее». Это терминология политического «бомбиста», в духе народовольцев прошлого века. Кто бы мог подумать, что это слово вернется в обиход…

17-летний юноша уходит из жизни, остро переживая несправедливость мира, принося себя в жертву, во имя каких-то идеалов, во имя «светлого будущего», как он это понимает. К концу дня аудитория телеграмм-канала, где Михаил оставил предсмертную записку, выросла с сотни подписчиков до нескольких тысяч. Большинство подписчиков — это школьники, для которых погибший террорист стал героем. В соцсетях у бунтующей молодежи была даже своя страничка «Речи бунтовщика», где обсуждали подобные акции. По данным аналитиков пару лет назад количество подписчиков этой страницы было примерно несколько тысяч человек. На день теракта в Архангельске их уже было около 4 миллионов! Вдумайтесь в эту цифру! Если по данным Минпросвещения в российских школах обучаются 15, 6 млн. учеников, то это почти каждый четвертый школьник страны.

Эта страшная история – иллюстрация к разговору о воспитании современной молодежи.

Я неслучайно упомянул дореволюционных народовольцев. В самом деле, чем Михаил отличается от тех, в чью честь названы наши улицы? Перовская, Засулич, Нечаев, Халтурин, Желябов, Каляев — это имена тех, кто так же взрывал и убивал ненавистную им власть по имя светлых идеалов. Причем, как вы помните, невинные жертвы политического террора полностью оправдывались исполнителями.

Строго говоря, у нас в городе почти в каждом муниципалитете воспевается политический терроризм, через улицы, несущие эти имена. А как известно, дух ищет себе форму.

По данным спецслужб одно из вымышленных имен, или как говорят «ников», Михаила в социальной сети было «Сергей Нечаев». Анализируя круг чтения молодого бомбиста выяснилось, что он был хорошо знаком с нечаевским «Катехизисом революционера».

Напомню вам, что в «Катехизисе революционера» впервые в русской истории была сформулирована программа широкомасштабного террора с огромными человеческими жертвами ради «светлого будущего всего человечества». Михаил пошел с бомбой в сумке в здание ФСБ, как некогда Вера Засулич вошла с револьвером к градоначальнику Трепову, выпоровшему заключенного. В чем разница?

А проблема в том, что теракты дореволюционных бомбистов так и не получили должной оценки. Мы до сих пор находим аргументы, чтобы чествовать их имена на улицах — и вот их «подвиги» повторяются новым поколением. Простой второкурсник политехнического техникума берет себе псевдоним террориста народовольца, и длинными северными вечерами собирает у себя дома бомбу из подручных материалов. И делает это не ради славы, а как народовольцы — протестуя против несправедливости.

В соцсетях теракт Михаила поддержало такое количество подростков, что взрослые тихо примолкли. Цитировать их сложно – сплошные призывы и оправдания террора. Кто-то более продвинутый вставляет цитаты из Савинкова, а также записку эсера Дулебова, который убил уфимского губернатора Богдановича. Кто-то делится способами приготовления взрывчатки, кто-то постит фоточки с боеприпасами и запиской «Архангельск — респект, мы — скоро».

И вся эта переписка, пусть с детскими ошибками и на сленге, чудовищно напоминает записки и воспоминания террористов второй половины XIX века.

Кажется, мы, так и не сумели ни оценить, ни исправить ошибок, и теперь история заводит нас на второй круг. Чему весьма способствует то, что взрослые замечают своих несчастных и запутавшихся детей только тогда, когда те гибнут, приведя в действие самодельную адскую машину. А до этого — «не пьет, не курит, и вообще проблем нет»…

Тот же Михаил был тихим одиночкой, с романтическими мечтами, с весьма благородным сердцем. В телеграм-канале он сообщает, что для совершения теракта ждет своего совершеннолетия, чтобы ответственность легла на него, а не на его родных.

В этом чудовищном поступке, который нельзя оправдать ничем, как нельзя оправдывать нечаевщину, есть и другая сторона, которую мы порою не видим.

Кем были террористы столетней давности? Они что, были людьми униженными и оскорбленными? У них государство что-то отняло, чего-то лишило? Нет. Как правило, это были люди хорошо обеспеченные, неплохо образованные, благополучию которых ничего не грозило. Они шли на эти акции не ради себя, а ради народа, жизни которого они толком-то и не знали. Брюсовские «юноши бледные со взором горящим» были чистыми идеалистами, «страшными мальчиками со светлым сердцем», как писал о них Достоевский. Они готовы были предложить в жертву «идее революционного террора» собственную жизнь.

Однозначно, никакго оправдания террору быть не может. Но в их помутненном разуме, можно разглядеть и светлые порывы. Те, кто бросался с бомбами под колеса карет генерал-губернаторов, кто взрывал себя вместе с полицейскими отделениями, совершали эти поступки не ради своей выгоды, личной обиды, или кровной мести. В глубинах их помутненного сознания была мысль о всеобщей справедливости, о какой-то жертве за народ. И они направляли эту молодую, мощную, живую энергию в русло террора. В этом была трагедия поколения. Такие мощные человеческие ресурсы были завербованы на службу злу.

В советское время ничего подобного мы уже не видим. Общественные несправедливости оставались, но борьба с ними столь радикальными методами прекратилась. Политические чистки, террор, чувство страха, которое, как писал Пастернак, словно липкая смесь было разлито в воздухе, за многие десятилетия сделали свое дело. Советский человек рос в русле контролируемых всплесков. Если социальное напряжение доходило до крайней точки, то, как правило, за пределы пресловутых кухонных разговоров ничего не выходило. Срабатывали накопленные годами страхи: моя хата с краю, мне больше всех не надо.

Наша молодежь 90-ых и 00-вых, как правило, унаследовала эту социальную апатию. И вот сегодня на сцену выходит совершенно новое поколение пассионариев. Современные школьники, студенты – это сила колоссального масштаба. Многим из них чужд наследственный советский страх, они талантливы, полны сил и обостренно воспринимают любую несправедливость, даже ту, которая к ним непосредственно отношения не имеет.

В каком-то смысле мы наблюдаем появление новой молодежи. Она в чем-то очень похожа на дореволюционных идеалистов из «Народной воли». У них также есть мощная энергия, но нет правильного вектора.

«Юноша бледный со взглядом горящим» вышел из красной книги. Теперь его можно встретить в каждой школе, в вузе, на улице. Мы должны сознавать все величие и всю опасность этого общественного генезиса. Такая светлая и мощная энергия, такая неподдельная чистота и талантливость, направленные в нужное русло, могут принести колоссальные плоды для нашей страны. Но если мы так и будем воспитывать эту новую молодежь на постулатах, в которые сами-то не очень верим, или на ложных идолах, или на культуре, привнесенной к нам извне, мы можем пожать страшные плоды. В этой связи хотел бы вспомнить, что писал из эмиграции лидер кадетской партии Павел Николаевич Милюков: «Мы проспали свою молодежь. Их великие идеалы провалились, а вместе с ними разом провалилась и Россия».

Сегодня мы должны ясно осознать: преемственность нравственных и духовных ценностей молодежью — это не красивые слова, не рефрен, звучащий в церковной проповеди, от которого иногда отмахиваются, как от чего-то скучного или даже надоевшего. Церковь действительно изо дня в день говорит об одном и том же и не перестанет говорить, потому что нравственное состояние молодежи — это залог выживания нашего общества, и никак не меньше.

Расслоение общества

Еще одна серьезная проблема, которая является замедленной бомбой и может привести к мощным социальным потрясениям – это расслоение общества на супербогатых и супербедных. Россия вошла в число государств с самым высоким экономическим неравенством.

В 2017 году на 10% самых обеспеченных россиян приходилось 46% национального дохода. При том, по данным Росстата, доходы ниже прожиточного минимума были у 19,8 млн россиян, что составляет порядка 13,5% населения. Та бедность, которая в стране есть и фиксируется, — это бедность работающего населения. Это уникальное явление в социальной сфере — работающие бедные. На уровне МРОТ работают около 5 млн человек. О какой производительности труда можно говорить, если за месяц работы человек получается такие деньги. Глава Счетной палаты сообщила, что число людей, живущих за чертой бедности в России, составило уже 22 млн человек.

При этом, доля среднего класса в России сокращается, в то время как количество бедных растет. По данным опроса Национального агентства финансового исследования, в январе 2018 года к категории среднего класса себя относят 19% респондентов, в то время как годом ранее этот показатель составлял 25%.

Ухудшение экономического состояния российских семей подтверждают и данные Росстата. В 2017 году, по предварительным оценкам ведомства, уровень бедности повысился в 44 регионах. Одна из существенных причин его повышения – несправедливое устройство системы распределения благ.

В Советском Союзе многое делалось для того, чтобы установить социальную справедливость. Вся мощь сверхдержавы – экономика, политика, наука, искусство, спорт – были направлены на достижение этой цели. Другое дело, конечно, что не всегда дела соответствовали словам…И все же что-то пошло не так, светлого будущего так и не получили. Почему? Да потому что был проигнорирован очень важный фактор, без которого никакой социальной справедливости достичь невозможно: а это нравственная, духовная основа человеческой личности. Ни в коем случае сегодня нельзя повторять этой ошибки. Борьба за социальную справедливость не должна сопровождаться забвением духовных устоев общества. Это основы духовной безопасности. Человек может быть справедливым только тогда, когда в его сердце есть нравственная, духовная основа для этого. Итак, чтобы развить идею социальной справедливости, необходимо поддерживать и сохранять духовные и нравственные основы жизни народа. И Церковь всегда будет об этом свидетельствовать. А если перестанет - значит отступит от своих основновополагающих принципов служения, заложенных в христианскую мировоззренческую систему координат Законом Божиим. Ведь в христианском миропонимании социальная справедливость – это не политическая категория, а нравственная. Поэтому я счел сегодня необходимым сказать вам несколько слов и на этот счет.

Духовно-нравственное измерение экономической сферы не может и не должен игнорировать ни один здравомыслящий политик, в противном случае это усугубит коррупцию в стране, разовьёт до критических масштабов социальное расслоение и, в конечном итоге, может привести страну к катастрофе.

Завершение

Уважаемые депутаты, коллеги, друзья, мы все уже вошли в историю нашего края и народа. И весьма важным видится вопрос: а что в этой истории будет о нас написано? Сможем ли мы в своем служении поставить общее благо выше личных амбиций и интересов? Ведь созидание гармоничного мира не может быть достигнуто без ясного осознания того, что все что мы делаем должно устраиваться и осуществляться на прочной нравственной основе.

Церковь, как значительная часть гражданского общества, наряду со светской властью является фундаментальной и системообразующей структурой в ныне существующем порядке человеческой жизни:

- светская власть призвана обеспечивать устойчивость, саморазвитие и безопасность человеческого общежития;

- высшее содержание и непреходящий смысл обществу должна сообщить религия.

Взаимодополняющее и деятельное соработничество власти и Церкви во имя общего блага полезно всегда. Но оно особенно востребованным становится тогда, когда возникает сугубая необходимость в консолидации народных сил. В этой связи у нас много общих задач: не допустить разрушительных социальных потрясений; соблюсти баланс сил и интересов в обществе; сохранить важнейшие духовные приоритеты во имя обеспечения поступательного и мирного развития страны.

Все это возможно тогда, когда мы полагаем в основу нашего государственного законодательства нравственные принципы, являющиеся идентичными у всех монотеистических религий нашей страны: христиан, иудеев и мусульман.

Давайте сегодня сделаем все от нас зависящее, чтобы наше соработничество запомнилось добрыми решениями.

Еще раз благодарю вас за предоставленную возможность общения.

Желаю всем вам Божией помощи и ответственного служения Донскому краю.

Благодарю за внимание.