Размер шрифта:
Цвета сайта
Изображения
Вернуть стандартные настройки

Александр Ищенко: «Конституция – это смысловой код нации»

26.06.2020
Александр Ищенко: «Конституция – это смысловой код нации»

25 июня Председатель Законодательного Собрания Ростовской области Александр ИЩЕНКО (фракция «ЕДИНАЯ РОССИЯ») в интервью ГТРК «Дон-ТР» изложил свою позицию относительно предстоящего общероссийского голосования по поправкам в Конституцию Российской Федерации.

ГТРК «Дон-ТР»: Вы принимали участие в разработке проекта Конституции 1993 года. И Вы являетесь участником обсуждения нынешних поправок, потому что Законодательное Собрание Ростовской области одобрило эти поправки. Можно сказать, что Вы непосредственно причастны к этому процессу. И Ваше ощущение, Ваше объяснение тому, что происходит, почему появилась необходимость внесения поправок в Основной закон нашей страны?

А.В. Ищенко: Прежде всего, нужно сказать, что, наверно, каждый гражданин России сопричастен к процессу изменения Конституции. Точно так же, как в 1993 году большинство жителей нашей страны очень внимательно и заинтересованно следили за тем, как разрабатывается новая на тот момент российская Конституция.

За прошедшие годы наша страна изменилась. Изменились взгляды людей на государство, изменилась реальная жизнь, действительность, полностью изменилась экономика. Какую бы сферу жизни мы ни взяли, за эти почти 30 лет поменялось очень многое. И очевидно, что текст Конституции России, который был принят в 1993 году, конечно же, в большей степени отвечает мироощущению, мировоззрению жителей нашей страны начала 1990-х годов прошлого века.

Но жизнь не стоит на месте и, совершенно очевидно, что изменился взгляд на то, что должно содержаться в Основном законе страны. Изменилось понимание россиян главного – того, кто мы такие? Ведь в 1993 году Основной закон государства принимался в условиях, когда мы потеряли большое государство, которое объединяло людей разных национальностей. Тогда и общество, и государство искали модель, которая отвечала бы чаяниям и интересам на том этапе пути исторического развития страны.

В то время произошла, по сути, революция. А это отрицание всего, что было до этого дня. И поэтому Конституция 1993 года была построена на отрицании очень многого, что было в советском периоде жизни нашей страны. В тот момент большинство, наверно, именно так понимали текущий момент развития государства.

Когда создавалась Конституция 1993 года, естественно, всё, что там было записано, отвергало и старый политический порядок, и многие вещи, которые касались социального устройства государства. Поэтому ряд важных формулировок, которые отвечают на вопрос самосознания народа, были изменены по сравнению с советской Конституцией. И некоторые вещи морального плана, все то, что касается семейных отношений, исторической памяти, социальных гарантий, не попали в текст Конституции России 1993 года.

Но за минувшие годы жизнь показала, что граждане России нуждаются не только в практической реализации этих принципов социальной справедливости, которые на самом деле глубоко сидят в сознании каждого из нас. Это нужно закрепить в Основном законе страны.

Многие критики поправок к Конституции говорят, что любую социальную норму можно установить федеральным законом и изменение Конституции не требуется.

Наверно, чисто с юридической точки зрения, это правильно. Но Конституция – это не только главный юридический документ страны. Это, если хотите, смысловой код нации. И очевидно, что в главном законе страны должны быть прописаны принципы, признаваемые главными, основополагающими большинством жителей нашей страны.

Именно поэтому массив поправок сегодня предложен не только Президентом и не только депутатами Государственной Думы, это предложения сотен тысяч жителей нашей страны, которые сформулировали свои предложения к первоначальному проекту изменений внесенных Президентом.

В нынешнем тексте поправок четко сформулировано понимание нашими согражданами того, как они видят Россию сегодня, каким образом они понимают ее историческое прошлое, которое является одновременно и трагическим, и великим. И как россияне видят будущее развитие страны – семейные ценности, необходимость заботы о пожилых людях и так далее.

Это не просто декларация. От того, как сформулированы конституционные нормы, зависит содержание сотен и тысяч федеральных законов, которые принимаются и федеральным парламентом, и парламентами регионов. Поэтому новая редакция Конституции, которая, я надеюсь, будет одобрена абсолютным большинством россиян, по сути, формирует фундаментальные основы нового современного понимания того, что такое государство, что такое народ, что такое общество и что такое правильная социальная политика органов власти.

Когда депутатский корпус донского парламента рассматривал проект этих поправок, мы перед их принятием на заседании Законодательного Собрания анализировали отношение людей – жителей Ростовской области, жителей всей страны к содержанию этих изменений.

Что мы увидели тогда? Позиция людей не изменилась и сегодня, хотя когда мы ободряли проект поправок, кризиса, связанного с распространением новой коронавирусной инфекции в нашей стране, еще не было. Кстати, этот кризис и связанные с ним события еще больше обозначили необходимость более точного определения в Конституции принципов оказания медицинской помощи в нашей стране. Мы увидели в этой ситуации проблемные стороны. Но особо важно другое. Девяносто пять процентов жителей нашей страны, в том числе и Ростовской области, считают, что поправки, связанные с медицинской системой, наиболее важны. Это самый высокий процент одобрения среди всех остальных поправок.

Очевидно, что мы увидели все уязвимые стороны того подхода к оказанию медицинской помощи, который существовал в начале пандемии. Вот именно в развитие этой ситуации, не случайно, мы видим очень быстрые, оперативные решения и Президента, и Губернатора Ростовской области - по развертыванию новые коек, по строительству больниц, по ремонту поликлиник. Очевидно, что эти вещи нужно корректировать. И в самом тексте Основного закона страны должны быть сформулированы гарантии оказания медицинской помощи жителям страны. Текст поправок содержит такие нормы.

Второй важный вопрос, который, конечно же, волнует людей, это социальная помощь. В Конституции 1993 года установлено, что Россия – это социальное государство. В новой редакции это положение, естественно, сохранится. Но плюс к этому появятся конкретные конституционные механизмы, связанные с индексацией пенсий, с обеспечением минимального уровня оплаты труда и другие вещи социального характера – это материнство, детство и т.д.

Третий важнейший вопрос, который очень близко по уровню поддержки конституционных поправок соседствует с темой социальной поддержки, это экология, защита природы. Восемьдесят восемь процентов опрошенных жителей нашей страны говорят о том, что в Конституции должны быть прописаны эти нормы. И на базе этих конституционных норм должны выстраиваться и система законодательства, и повседневная работа всех органов власти – и федеральных, и региональных, и местных.

Я бы обозначил эти три позиции, хотя в тексте поправок их много. И абсолютное большинство жителей нашей страны, судя по социологическим опросам, проводимым, в том числе, и негосударственными, и иностранными структурами, говорит о консолидации общественного мнения в том, что касается сути этих поправок.

Очевидно, что этими поправками Президент и высшие органы власти страны отвечают на тот запрос в обеспечении социальной справедливости, который уже много лет адресуется нашими согражданами руководству страны.

Я думаю, что это актуально и в Ростовской области. Совершенно очевидно, что с принятием этого блока поправок в Конституцию Российской Федерации, существенно изменится, если хотите, юридическое поле страны. Юристы-практики понимают, что, чем жестче в Конституции формулированы социальные предписания в отношении власти, тем более обязательным должно быть их исполнение.

Есть еще один, наверно, не очень известный нюанс… Он связан с деятельностью Конституционного Суда России. Этот Суд, оценивая любой закон, любой правовой акт в системе власти в Российской Федерации, основывается, в первую очередь, на тексте Конституции. И зачастую, когда какое-либо законодательное решение Госдумы или региональных властей оценивается в Конституционном Суде, неоднократно внимание акцентировалось на том, что в Конституции отсутствует конкретное предписание осуществлять то или иное действие в социальной сфере. И нередко Конституционный Суд брал на себя обязанность истолковывать какое-то из положений, которое оспаривали наши граждане.

С принятием же данных поправок возможности граждан России обжаловать, изменить, потребовать от власти принятия тех или иных социальных решений существенно возрастут.

ГТРК «Дон-ТР»: Александр Валентинович, изменения в Основной закон страны повлекут, наверно, за собой изменений в федеральное законодательство и в законы регионов?

А.В. Ищенко: Такое масштабное изменение Конституции – довольно редкое событие в истории власти в нашей стране. И на самом деле, это очень существенно изменит качество работы органов власти, что в перспективе повлечет изменение всей модели государственного управления.

Во-первых, принятие поправок приведет к необходимости оперативного изменения федерального законодательства и законодательств регионов той части, которая потребует прямого соответствия конституционным нормам. Например, изменятся полномочия Государственной Думы, Совета Федерации, появятся новые органы власти на федеральном уровне.

Мы готовы оперативно внести изменения в законодательство Ростовской области.

Но, помимо этого, потребуется масштабная перестройка вообще всей системы федерального и региональных законодательств. Прежде всего, в социальной сфере.

К примеру, мы уже сегодня в Законодательном Собрании Ростовской области прорабатываем некий объем поправок в наш блок социальных законов, которые необходимо будет принять уже в этом году в развитие конституционных изменений. Речь, главным образом, идет о расширении объема, форм государственной поддержки наиболее нуждающихся категорий сограждан. Это очень серьезная работа, потому что она одновременно совпадает с разбалансированностью наших возможностей… Ростовская область много лет подряд жила с ежегодной динамикой увеличения бюджетных расходов. Росло производство, росла сфера услуг, увеличивались доходы населения, появлялась возможность добавлять ресурсы и в развитие инфраструктуры, и в социальную поддержку людей.

В текущем году доходная база, по известным причинам, сужается. Но очевидно, что трудности, возникшие сегодня в экономике, закончатся, как нам кажется, достаточно скоро. На ближайшую перспективу мы уже ясно видим задачи нашего взаимодействия с Государственной Думой, с Советом Федерации, с Правительством России, необходимые, в первую очередь, для корректировки норм федерального уровня. Ведь базовые гарантии в социальной сфере относятся к федеральному регулированию. Но есть и наши региональные возможности. В настоящее время, по поручению Губернатора Ростовской области Василия Юрьевича Голубева, прорабатывается 15-20 законодательных актов, которые потребуют изменений по результатам голосования по поправкам в Конституцию.

ГТРК «Дон-ТР»: В период всенародного голосования по поправкам в Конституцию у жителей Ростовской области есть еще возможность проголосовать за варианты расходования дополнительных средств, выделенных из областного бюджета…

А.В. Ищенко: Губернатор Ростовской области принял решение – определить из резерва областного бюджета 500 миллионов рублей. Эти средства необходимо направить на наиболее важные сферы жизни Ростовской области, которые пострадали в результате введения ограничительных мер по предотвращению распространения коронавирусной инфекции. Губернатор считает необходимым спросить у жителей Ростовской области, какие расходы они считают наиболее приоритетными в нынешней ситуации?

Это может быть приобретение автомобилей скорой медицинской помощи, приобретение дезинфекционных систем для школ и детских садов, приобретение оборудования и мебели для организации здорового питания в школьных столовых. Одним словом, это может быть любой вид расходов, который, по мнению наших жителей, важен либо для конкретного населенного пункта, либо в целом для Ростовской области. Решение – куда направить эти средства – будет принимать не Правительство, не Законодательное Собрание Ростовской области. Решение примут жители донского края. Технически это будет выглядеть так: человек, который приходит на голосование по поправкам в Конституцию, сможет рядом с избирательным участком, на пункте опроса, высказать свое мнение по поводу того, какой вид расходов он считает самым важным для Ростовской области в нынешней ситуации. По итогам голосования, три направления поддержки, которые наберут наибольшее число голосов, будут внесены Губернатором на утверждение в Законодательное Собрание. Вот конкретная возможность для каждого жителя нашего региона указать власти приоритетные направления расходования бюджетных средств.     


Управление по информационной политике