ИТОГИ СОВЕЩАНИЯ С РУКОВОДИТЕЛЯМИ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ. ПОДРОБНОСТИ

ИТОГИ СОВЕЩАНИЯ С РУКОВОДИТЕЛЯМИ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ. ПОДРОБНОСТИ
Новости Законодательного Собрания

      16 июля 2008 года в здании Ростовского Общественного собрания состоялось совещание руководителей Донского парламента с депутатами представительных органов муниципальных районов и городских округов Ростовской области.

      В совещании приняли участие Председатель Законодательного Собрания Ростовской области Виктор Ефимович ДЕРЯБКИН, его заместители, председатели комитетов и депутаты Донского парламента, а также депутаты представительных органов муниципальных районов и городских округов из 49 муниципальных образований области.

      В целом, по итогам совещание особо стоит отметить четыре момента.

      Во-первых, реформа местного самоуправления на Дону идет успешно, а донские власти реально поддерживают органы местного самоуправления.

      Во-вторых, в работе местных представительных органов существует ряд серьезных проблем, например, невысокое качество принимаемых на местах нормативно-распорядительных документов, связанное с отсутствием в аппаратах квалифицированных юристов и несоблюдением рекомендаций региональной власти.

      В-третьих, Законодательное Собрание четвертого созыва кардинально меняет подход к работе депутатов Донского парламента в их избирательных округах и на закрепленных за ними территориях.

      В-четвертых, в ближайшее время донские власти усилят контроль за персональным составом руководителей органов местного самоуправления и качеством принимаемых на муниципальном уровне нормативных актов. Для этого разработаны и обсуждаются сразу несколько основополагающих проектов областных законов.

***

      Открывая совещание, Председатель Законодательного Собрания Ростовской области В.Е.Дерябкин подчеркнул, что сегодня в 463 донских муниципальных образованиях работает 5316 депутатов: «Это – огромный кадровый, управленческий и общественный потенциал. Мы должны использовать его в интересах развития не только конкретных городов, районов и поселений, но и всей области в целом.

      В нашем обсуждении основной акцент необходимо сделать на промежуточных результатах реформы местного самоуправления. Самостоятельность поселений по решению вопросов местного значения постоянно повышается. Если в самом начале реформы, то есть в 2006 году, поселения решали в среднем по 23 вопроса местного значения, а остальные передавали в районы, то в 2008 году самостоятельно решаются в поселениях уже 29 вопросов.

      Областной уровень власти за этот период убедился в необходимости реформы местного самоуправления, осознал всю перспективность передачи максимума местных полномочий на муниципальный уровень. И, что самое главное, подкрепил это понимание необходимыми материальными ресурсами! Сегодня Ростовская область входит в пятерку регионов России по уровню обеспеченности местных бюджетов средствами на развитие, поступающими из регионального бюджета. В 2007 году на эти цели направлено 12 миллиардов 987 миллионов рублей!

      Благодаря принципиальной позиции Губернатора области, поддержанной депутатами Законодательного Собрания, местные власти получают серьезнейший финансовый ресурс для развития. В Ростовской области создана необходимая правовая база для того, чтобы власть на местах могла нормально работать. В настоящее время наши законы позволяют представительным органам на местах полноценно осуществлять свои правотворческие функции.

      Из областного бюджета в течение последних пяти лет выделяются значительные средства на подготовку кадров для муниципальной реформы. Сотни специалистов в сфере экономики, финансов, земельных и имущественных отношений уже прошли переподготовку для работы в новых условиях. Иными словами, на областном уровне для нормальной работы органов местного самоуправления сделано немало».

      В то же время, спикер Донского парламента отметил ряд ключевых проблем работы представительных органов местного самоуправления и их взаимодействия с законодательной и исполнительной властью региона. К примеру, разработки и рекомендации Законодательного Собрания были востребованы далеко не всеми представительными органами на местах. В ряде территорий они до сих пор не учитываются, либо используются фрагментарно. Местные депутаты при обсуждении и принятии решений на заседаниях постоянных комиссий и собраний депутатов зачастую игнорируют положения регламентов представительных органов.

      31 представительный орган местного самоуправления имеет свои аппараты на постоянной основе, но не принял на работу ни одного профессионального юриста. И только 15 представительных органов районов и городов имеют в своем штате специалистов с юридическим образованием. От этого страдает качество нормотворческой работы в тех территориях, где депутатский корпус, принимая юридические решения, не опирается на кадры, имеющие юридическую подготовку.

      Говоря об ужесточении борьбы с коррупцией во всех уровнях власти, инициатива которого исходит от Президента России Д.А.Медведева и Премьер-министра В.В.Путина, В.Е.Дерябкин подчеркнул: «В рамках мер антикоррупционного характера на качество принимаемых вами актов будет обращено самое пристальное внимание. Поэтому предлагаю вам заняться подбором дипломированных юристов. Соответствующие рекомендации мы всегда готовы вам дать».

      Также спикер Донского парламента в своем выступлении отметил, что Законодательное Собрание четвертого созыва в качестве одного из приоритетных направлений своей деятельности видит усиление взаимодействия с представительными органами муниципальных образований. Это, кстати и было основной темой совещания.

      «В первую очередь, - по словам В.Е.Дерябкина, - мы предполагаем особое внимание уделять работе конкретных депутатов в избирательных округах и на закрепленных территориях. Законодательное Собрание кардинально изменен подход к работе депутатов в муниципальных образованиях. Все муниципальные образования «распределены» между депутатами-одномандатниками и между депутатами-списочиниками.

      Поэтому у каждой территории «появилось» по три закрепленных за ней депутата Законодательного Собрания: депутат, избранный по одномандатному избирательному округу, депутат-член фракции «Единая Россия» и депутат-член фракции КПРФ. Законодательное Собрание будет координировать работу депутатов в закрепленных территориях, в том числе работу по приему избирателей».

      Руководством Законодательного Собрания перед всеми его депутатами поставлена задача ежемесячно проводить личные приемы избирателей. Систематический прием избирателей будут проводить также помощники депутатов.

      В.Е.Дерябкин также подчеркнул: «В настоящее время очень остро стоит проблема качества принимаемых Вами правовых актов. На местах сейчас происходит настоящий бум в нормотворческой деятельности. Вот один яркий пример: на областном уровне во исполнение 131-ого Федерального закона принято свыше двухсот нормативных правовых актов, а на муниципальном уровне таких актов принято уже свыше 4000.

      Собственной нормативной базы, которая бы позволила эффективно исполнять переданные и передаваемые им полномочия, поселения еще не наработали. В настоящее время возрастает ответственность местных властей за качество принимаемых документов. Выборочный анализ муниципальных правовых актов различных территорий показывает, что качество решений представительных органов оставляет желать лучшего.

      Для исправления ситуации и усиления контроля за качеством документов местного уровня в первом чтении был принят проект областного закона о регистре муниципальных актов. В Ростовской области регистр будет вестись Администрацией области с 1 января 2009 года, и в рамках ведения регистра будет проводиться правовая экспертиза муниципальных нормативных правовых актов. Также разработан проект областного закона об усилении контроля за исполнением органами местного самоуправления переданных государственных полномочий.

      Администрация и Законодательное Собрание столкнулись с тем, что в некоторых муниципалитетах нерационально и в нарушение закона использовались средства, выделенные из областного бюджета. По таким фактам имеются вступившие в законную силу решения суда. Один из заместителей мэра Зверево получил реальный срок – пять лет лишения свободы. И в настоящее время он еще отбывает его.

      Одна из главных причин таких нарушений – к распределению денег, полученных из областного бюджета, муниципалитетами были допущены мало кому известные люди, не имеющие необходимой квалификации, соответствующих профессиональных знаний и навыков, а также морального авторитета.

      С таким положением вещей областные власти не намерены мириться! Для преодоления кадровых ошибок мы планируем ввести механизм согласования тех должностных лиц, которые будут отвечать за реализацию переданных муниципалитетам государственных полномочий. Область отдает на места огромные материальные ресурсы. И поэтому областная исполнительная должна иметь рычаги влияния на местные власти. Проектом предлагается установить обязанность органов местного самоуправления предоставлять областным контролирующим органам сведения об уровне профессионализма кандидатов для назначения на должности заместителей глав местных администраций, курирующих соответствующие сферы деятельности, и руководителей структурных подразделений, непосредственно осуществляющих переданные полномочия, а также персональные данные уже назначенных на указанные должности лиц.

      В целом, ведение регистра муниципальных правовых актов и принятие областного закона об усилении контроля за госполномочиями повысит качество принимаемых Вами решений, а значит и качество решения вопросов местного значения, и качество осуществления муниципалитетами переданных госполномочий». (полный текст доклада В.Е. Дерябкина размещен на официальном сайте Законодательного Собрания Ростовской области по адресу: www.zsro.ru ).

***

      В ходе совещания обсуждались и иные актуальные вопросы взаимодействия Законодательного Собрания Ростовской области и представительных органов муниципальных образований области. В частности, был представлен проект областного закона «О гарантиях осуществления полномочий депутата представительного органа муниципального образования, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Ростовской области». Данный законопроект предстоит обсудить депутатам различных уровней, а после его рассмотрения в первом чтении, документ будет разослан для более широкого обсуждения заинтересованным сторонам на всей территории области.

***

      Во время совещания прошла презентация новой версии официального сайта Законодательного Собрания Ростовской области (www.zsro.ru), который претерпел существенные изменения и дополнения и приобрел массу новых полезных и интересных разделов.

***

      В заключение В.Е. Дерябкин подчеркнул, что 12 октября на Дону состоятся выборы представительных и исполнительных органов местного самоуправления районного и поселенческого уровня. Он призвал представителей всех политических партий выдвигать на эти выборы, прежде всего, достойных и компетентных людей, а также вести активную разъяснительную работу среди избирателей, почему именно эти кандидаты достойны занять места в управленческих структурах местного самоуправления.

      «А мы, депутаты Законодательного Собрания, получившие доверие наших избирателей на выборах 2 марта, сделаем все от нас зависящее, чтобы это доверие оправдать!» – отметил он.