ИТОГИ ЗАСЕДАНИЯ ЭКСПЕРТНОГО СОВЕТА ГД РФ ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ИТОГИ ЗАСЕДАНИЯ ЭКСПЕРТНОГО СОВЕТА ГД РФ ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Новости Законодательного Собрания

      3 апреля в здании Ростовского общественного собрания состоялось выездное заседание Экспертного совета по проблемам непрерывного и дополнительного образования взрослых, инновационных образовательных технологий Комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по образованию совместно с Законодательным Собранием области на тему: «Проблемы непрерывного и дополнительного образования, внедрения инновационных образовательных технологий в системе негосударственных образовательных учреждений».

      В заседании «круглого стола» приняли участие Первый заместитель Председателя Законодательного Собрания области Юрий Стефанович ЗЕРЩИКОВ, председатель комитета Законодательного Собрания по образованию, науке, культуре и связям с общественными объединениями Валентина Лаврентьевна МАРИНОВА, депутат Донского парламента Виктор Иванович Шумейко, а также заместитель Председателя Комитета Государственной Думы России по образованию Гаджимет Керимович САФАРАЛИЕВ, представители Администрации области и руководители государственных и негосударственных высших учебных заведений Ростовской области.

***

      Во время краткого брифинга с представителями средств массовой информации Г.К.Сафаралиев, в частности, отметил:

       «Если сравнивать в целом по стране, то Южный федеральный округ – далеко не самый худший регион. А Ростовская область способна стать одним из локомотивов, которые вытащат страну из кризиса, который сейчас наблюдается. Здесь есть и промышленность, и развитое сельское хозяйство, и другие важнейшие отрасли. Поэтому нельзя сказать, что кризис сильно затронул данный регион. У вас есть большие перспективы для дальнейшего роста, и я думаю, что здесь надо развивать высокие технологии, продолжать готовить высококвалифицированных специалистов в различных отраслях, эффективно использовать огромный научный и образовательный потенциал. И Ростовская область находится в хорошем стартовом, будем так говорить, “посткризисном” состоянии».

      Ю.С.Зерщиков добавил:

      «Думаю, что площадкой для проведения подобного заседания Ростовская область выбрана далеко не случайно, и у нас действительно есть хороший опыт работы как государственных, так и негосударственных образовательных учреждений. И сегодня совместно со специалистами Экспертного совета Государственной Думы у нас есть возможность обсудить проблемы и выработать соответствующие рекомендации, которые могут быть востребованы в целом по Российской Федерации».

***

      В своем вступительном слове на заседании Экспертного совета Ю.С.Зерщиков, в частности, сказал:

       «Уважаемые участники заседания! Дорогие коллеги!

      Законодательное Собрание Ростовской области четвёртого созыва избрано всего год назад, но именно этот год стал временем активного сотрудничества Донского парламента с Федеральным Собранием России. Это в равной мере касается и депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации, посещавшими в это время Ростов.

      С членами Комитета по бюджету и по вопросам местного самоуправления Госдумы мы обсуждали вопросы совершенствования межбюджетных отношений в условиях завершения реформы местного самоуправления в Ростовской области.

      Актуальные проблемы обеспечения парламентской деятельности в законодательных органах власти субъектов Российской Федерации были в центре внимания на мероприятии с Комиссией Совета Федерации по контролю за обеспечением деятельности Совета Федерации. В июне прошлого года наши депутаты участвовали в совещании с членами Координационного совета при Председателе Совета Федерации по социальной защите военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов и членов их семей.

      Прошлым летом в Таганроге провёл своё выездное заседание Комитет Госдумы по природным ресурсам, природопользованию и экологии на тему: «Актуальные проблемы правового регулирования вопросов экологии городов». А месяц назад, 26 февраля, в Москве было подписано Соглашение о сотрудничестве между этим Комитетом Госдумы и Законодательным Собранием Ростовской области. Это Соглашение направлено на повышение качества подготовки и ускорение прохождения региональных законодательных инициатив по профилю экологического Комитета Государственной Думы.

      Надеюсь, что тенденция эффективного сотрудничества Законодательного Собрания Ростовской области и федерального парламента будет продолжена и на нашем сегодняшнем заседании.

      Тема, ради обсуждения которой мы здесь собрались, важна и актуальна. В современной концепции непрерывное дополнительное образование рассматривается как постоянная форма всей жизни человека, начиная с раннего возраста. Иными словами, непрерывное образование - это деятельность человека, ориентированная на приобретение знаний, развитие всех сторон и способностей его личности, включая формирование умения учиться и подготовку к исполнению разнообразных социальных и профессиональных обязанностей, а также к участию в общественном развитии, как в масштабе региона, так и всей страны.

      Сегодня Ростовская область по научно-техническому потенциалу занимает одно из ведущих мест в России. Но жизнь не стоит на месте и прочные позиции, занимаемые сегодня могут быть утрачены завтра, если своевременно не предпринимать необходимых усилий. Хочу выразить уверенность, что решения, которые будут сегодня приняты, поспособствуют решению актуальных задач, стоящих перед областной системой образования и перед российским образованием в целом».

***

      По результатам заседания Экспертного совета за основу (с учетом всех высказанных замечаний и предложений документ будет оформлен в течение двух недель) были приняты рекомендации следующего содержания:

      «Обсудив проблемы непрерывного и дополнительного образования, внедрения инновационных образовательных технологий в системе негосударственных образовательных учреждений участники выездного заседания констатируют:

      1. За последние 15 лет система негосударственных ВУЗов ЮФО накопила немалый позитивный опыт комплексной модернизации высшего профессионального образования. В регионе появились новые направления образовательной деятельности по удовлетворению объективной потребности экономики и других сфер в формировании нового типа специалистов-профессионалов, повысился уровень качества предоставляемых НОУ ВПО образовательных услуг, созданы инновационные площадки по интеграции образовательных, научных, производственных ресурсов в целях сохранения стабильности и устойчивости в период экономического кризиса.

      2. Региональная система непрерывного, дополнительного образования и бизнес-образования находится на стадии постоянного обновления и совершенствования, поиска наиболее эффективных технологий развития. На основе государственных нормативных актов, концепций, программ в сфере образования во многих НОУ ВПО ЮФО разработаны соответствующие проекты и реализуются комплексы мероприятий на основе стратегического партнерства образования, бизнеса и государства. Одним из примеров может служить представленный на выездном заседании Экспертного совета опыт инновационной деятельности НОУ ВПО «Ростовский международный институт экономики и управления».

      3. Законодательство в области высшего профессионального образования на федеральном и региональном уровнях недостаточно обеспечивает правовое равенство государственного и негосударственного секторов системы ВПО, не рассматривает как равноправную часть системы образования негосударственные ВУЗы, которые не имеют доступа к государственным ресурсам, государственному заказу и условий льготного налогообложения.

      4. Законодательным Собранием РО принят Закон Ростовской области «Об инновационной деятельности в Ростовской области», определивший основные направления инновационной политики области по стимулированию, развитию и эффективному использованию инновационного потенциала области и установил формы государственной поддержки субъектов инновационной деятельности, режим наибольшего благоприятствования для субъектов независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, что является реальной поддержкой НОУ ВПО в регионе.

      5. Наиболее важными проблемами негосударственных образовательных учреждений ВПО региона являются:

      • отсутствие контрактных отношений «государство-вуз-предприятие»;

      • недостаточная господдержка программ образовательного кредитования студентов негосударственных образовательных учреждений ВПО, что лишает определенную часть молодежи региона доступа к образованию;

      • в регионе не создана система повышения квалификации профессорско-преподавательского состава и административных работников НОУ ВПО, что затрудняет внедрение инновационных образовательных технологий и повышение качества высшего профессионального образования.

      Участники выездного заседания рекомендуют:

      Федеральному Собранию Российской Федерации:

      1. В соответствии с Концепцией проекта федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» в статьях разрабатываемого закона предусмотреть:

      • положения о возможности увеличения объема бюджетного финансирования, в том числе негосударственных образовательных учреждений высшего профессионального образования, имеющих государственную аккредитацию, и обеспечении равнодоступности аккредитованных образовательных учреждений различной организационно-правовой формы собственности к государственным ресурсам и государственному заказу через систему конкурсов;

      • налоговые льготы для работодателей по стимулированию платежеспособного спроса на услуги непрерывного образования, иные механизмы поддержки частно-государственного партнерства, в том числе в форме грантов, выделяемых на конкурсной основе;

      • внедрение финансовых сертификатов, подтверждающих право получения образовательных услуг в рамках повышения квалификации на базе негосударственных образовательных учреждениях ВПО.

      2. Законодательно обеспечить равенство прав профессорско-преподавательского и административного состава негосударственных и государственных образовательных учреждений ВПО, имеющих государственную аккредитацию, на переподготовку и повышение квалификации, участие в федеральных программах академической мобильности, проектах и конкурсах, в том числе на основе грантов.

      Комитету Государственной Думы по образованию ФС РФ:

      1. Выступить с законодательной инициативой о возможности льготного налогообложения негосударственных образовательных учреждений ВПО, имеющих государственную аккредитацию, в том числе по аренде, землепользованию, освобождению от налога на прибыль от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, реинвестируемой на нужды образования.

      2. Предусмотреть в качестве социальной антикризисной меры предоставление образовательных кредитов (субсидий) на обучение и сопутствующие услуги для студентов негосударственных образовательных учреждений высшего профессионального образования, в том числе для студентов, оставшихся без попечения родителей и имеющих инвалидность.

      3. Рассмотреть вопрос о мерах по поддержке молодых преподавателей и привлеченных к образовательному процессу преподавателей-практиков, представителей бизнес-сообщества, работодателей, общественных организаций, органов власти с целью повышения уровня их методического и педагогического мастерства.

      Органам государственной власти субъектов ЮФО:

      1. Рассмотреть возможность равноправного участия негосударственных образовательных учреждений ВПО, имеющих государственную аккредитацию, в конкурсах, проектах и программах по развитию малого и среднего бизнеса.

      2. Содействовать развитию системы внешних рейтингов услуг непрерывного образования, созданию независимых центров присвоения (сертификации) профессиональных и прикладных квалификаций и их аккредитации ассоциациями работодателей, научного и профессионального сообщества в субъектах ЮФО.

      3. Пересмотреть в региональном и муниципальном законодательстве вопросы предоставления НОУ ВПО льготных ставок и длительность сроков при аренде объектов недвижимости субъектов Федерации и муниципального недвижимого имущества без превышения арендных ставок в соответствии с официальной величиной инфляции за предыдущий год.

      4. В целях социальной защиты предусмотреть во всех аккредитованных НОУ ВПО создание медицинских кабинетов и (или) пунктов медицинского обслуживания за счет средств субъектов ЮФО.

      Министерству общего и профессионального образования Ростовской области, региональным и муниципальным органам управления образования ЮФО:

      1. В соответствии с Концепцией проекта федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», в рамках реализации решений Федерального агентства по образованию на основе нового подхода к организации процесса повышения квалификации профессорско-преподавательского состава ВУЗов России при ротации ВУЗов Ростовской области и ЮФО включить Ростовский международный институт экономики и управления в число базовых ВУЗов по повышению квалификации профессорско-преподавательского и административного составов НОУ ВПО.

      2. Содействовать организации на базе Проблемной лаборатории качества и инноваций профессионального образования Ростовского международного института экономики и управления региональной системы непрерывного и дополнительного образования взрослых - специалистов предприятий малого и среднего бизнеса, инновационных организаций, предприятий и фирм в целях реализации Закона Ростовской области «Об инновационной деятельности в Ростовской области», задач Областной целевой программы инновационной деятельности Ростовской области на 2009-2013годы и повышения уровня качества кадрового потенциала НОУ ВПО.

      Ректорам НОУ ВПО, представителям бизнес структур и общественных организаций ЮФО:

      1. Принять меры по сохранению контингента студентов всех форм обучения в первую очередь по востребованным на региональном рынке труда специальностям в целях реализации правительственной программы антикризисных мер в регионе в сфере непрерывного профессионального образования.

      2. С целью повышения уровня качества преподавания в НОУ ВПО рассмотреть вопрос о финансировании, стимулировании, проведении конкурсов на основе грантов и иных мерах поддержки повышения квалификации профессорско-преподавательского и административного состава, молодых преподавателей и привлеченных к образовательному процессу преподавателей-практиков, представителей бизнес-сообщества, работодателей, общественных организаций, органов власти.

      3. Инициировать процессы создания систем общественно-профессиональной аккредитации программ и внешних рейтингов, расширения объема предложений на рынке непрерывного, дополнительного образования взрослых и бизнес-образования, обмена опытом результативности внедрения инновационных образовательных технологий.

      4. В целях содействия ВУЗом в трудоустройстве выпускников, мониторинга карьерного роста и качества их подготовки, оказания финансовой помощи в развитии и укреплении учебно-материальной базы, решения социальных проблем активно участвовать в создании при ВУЗах некоммерческих организаций, малых предприятий и в органах управления качеством высшего профессионального образования».

      Фоторепортаж с мероприятия (Фото Гриценко А.П.)