Размер шрифта:
Цвета сайта
Изображения
Вернуть стандартные настройки

ИТОГИ «КРУГЛОГО СТОЛА, ПРОШЕДШЕГО В РАМКАХ МЕЖДУНАРОДНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ФОРУМА «ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО ЮГА РОССИИ: ИННОВАЦИИ И РАЗВИТИЕ»

29.10.2009
ИТОГИ «КРУГЛОГО СТОЛА, ПРОШЕДШЕГО В РАМКАХ МЕЖДУНАРОДНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ФОРУМА «ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО ЮГА РОССИИ: ИННОВАЦИИ И РАЗВИТИЕ»

      29 октября 2009 в рамках IX Международного экономического форума «Предпринимательство Юга России: инновации и развитие» в зале «Альфа» ТВК «ВертолЭкспо» комитет по экономической политике, предпринимательству и инвестициям Донского парламента (председатель – Александр Сергеевич ЭНТИН) провел заседание «круглого стола» на тему «Ростовская область как опорная зона национальной инновационной системы на юге России».

      В мероприятии приняли участие: депутат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Координатор проекта Партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» «Национальная инновационная система» Виктор Владиславович ЗУБАРЕВ, заместитель Главы Администрации (Губернатора) Ростовской области по организационной, кадровой работе и вопросам местного самоуправления Сергей Геннадьевич КУЗНЕЦОВ, министр экономики, торговли, международных и внешне-экономических связей Ростовской области Владимир Петрович Бартеньев, депутаты Законодательного Собрания области Борис Николаевич СЛЮСАРЬ, Константин Витальевич КУЗИН, Сергей Петрович РЫЗЕНКО, представители бизнеса, науки, средств массовой информации.

      В рамках «круглого стола» также состоялась презентация проекта Партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» «Национальная инновационная система», с докладом по данной теме выступил заместитель Координатора проекта Партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» «Национальная инновационная система» Андрей Яковлевич Большунов.

***

      Выступая перед участниками «круглого стола», заместитель Главы Администрации (Губернатора) Ростовской области по организационной, кадровой работе и вопросам местного самоуправления С.Г.Кузнецов, в частности, отметил:

      «Уважаемые коллеги! Я хотел бы, в первую очередь, поблагодарить Виктора Владиславовича Зубарева за ту большую работу, которая была проведена до этого и за то, что Вы сегодня сами, лично, приехали сюда. С учетом тех новаций, которые произошли с момента первоначальной презентации этого проекта – он уже более реален. И его очень понятно, доступно презентовали всем нам. И, на мой взгляд, это послужит лучшему пониманию того, в каком направлении мы идем.

      Со своей стороны мы тоже провели достаточную работу. На мой взгляд, нам очень важно установить хорошие рабочие, деловые контакты непосредственно со всеми структурами, которые занимаются реализацией проекта в первую очередь, в Москве и в других центрах, которые выбраны сейчас в качестве «пилотных». И нам надо выйти на прямые контакты с нашими коллегами, которые занимаются реализацией этого проекта. От нас зависит, в первую очередь, то, как мы будем обмениваться крупицами того нового опыта работы, который сейчас будем реализовывать. И со своей стороны, я хочу сказать, что Губернатор всячески поддерживал и поддерживает все эти направления».

***

      Открывая заседание «круглого стола», А.С.Энтин, в частности, сказал:

      «Построение инновационной экономики – ключевая задача долгосрочной стратегии России. Сегодня нет смысла даже обсуждать сложность этой задачи. Ее просто надо решать. Для перехода экономики на инновационный путь развития требуется:

      - снижение налоговой нагрузки на предприятия, осуществляющие НИОКР и внедряющие современные, экономически и экологически эффективные технологии;

      - комплекс мер, направленных на капитализацию нематериальных активов, с тем, чтобы ученые и предприятия могли получать от инноваций не только «моральное удовлетворение», но и реально зарабатывать на их внедрении в производство;

      - инвестиции в фундаментальную науку и образование.

      Однако есть целый комплекс специальных мер, которые, могут быть реализованы только в рамках ориентированной на стратегическую перспективу промышленной политики. Речь идет о поддержке не просто отраслей, но конкретных высокотехнологичных проектов, которые, будучи реализованными, дадут работу сотням предприятий и организаций, разрабатывающих и выпускающих наукоемкую продукцию.

      Влияние, которое подобные программы способны оказать на развитие экономики, вполне может быть выражено в цифрах. Например, одно рабочее место в микроэлектронике, по оценке специалистов, формирует сразу 15 рабочих мест в других отраслях. Иными словами, реализация (пусть и при государственном участии) подобных проектов дает многократный в сравнении с инвестициями прирост в развитии экономики в целом.

      Ростовская область, обладая значительным научно-техническим потенциалом, последовательно на протяжении последних лет осуществляла политику развития инновационной деятельности. Достигнутые результаты – сформированное инновационное законодательство, увеличение числа инновационных предприятий, рост объемов производства инновационной продукции, укрепление сегмента высшей школы – позволяет находиться области в первой десятке рейтинга инновационно-ориентированных регионов России. Однако, всё это слабо сказывается на росте конкурентоспособности экономики области, создании новых крупных высокотехнологичных предприятий и наукоемких производств, разработку и освоение «прорывных» технологий мирового уровня.

      На сегодняшний день программы, связанные с инновационным развитием, не носят целостного характера. За рамками программ остаются ключевые аспекты взаимодействия научных и образовательных организаций, малого инновационного бизнеса, крупных промышленных компаний. Кроме того, зачастую отсутствует единая организационная основа, обеспечивающая реализацию региональной инновационной стратегии. Нам не хватает системности при реализации программ инновационного развития. В этом заключается фундаментальная проблема, затрудняющая диверсификацию и инновационное развитие экономики, тормозящая социально-экономическое развитие.

      Очевидно, что инвестиции в инновационную сферу могут дать максимальный эффект, только при условии комплексного и системного подхода к проблеме модернизации экономики страны. Ключевыми факторами успеха решения данной проблемы является формирование прочной взаимосвязи и взаимозависимости субъектов экономической деятельности по освоению новых технологий, методов организации производства, расширению существующих и созданию новых рынков сбыта инновационной продукции на основе взаимовыгодных интересов при активной и целенаправленной поддержке государства. Проблема состоит в отсутствии системы управления инновационными процессами, которая обеспечивала бы продуктивные коммуникации между всеми заинтересованными участниками инновационной деятельности, что, в свою очередь, могло бы стать фундаментом для формирования инновационных систем в регионах.

      Таким образом, неотъемлемым условием для успешного перехода страны на инновационный путь развития является построение скоординированных, эффективно взаимодействующих региональных инновационных систем, включающих образовательные, научно-исследовательские и консалтинговые организации, финансовые компании, промышленные предприятия, предприятия торговли и сферы услуг.

      В связи с этим Партия «ЕДИНАЯ РОССИЯ» приняла решение о запуске проекта «Национальная инновационная система» для одновременного вовлечения широкого круга заинтересованных участников в процесс совместного формирования целостного каркаса инновационной экономики по единым правилам на всей территории Российской Федерации.

      На Х съезде партии Б.В. Грызлов озвучил постановку такой задачи. В январе 2009 года Президиум Политсовета партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» принял решение о запуске проекта «Национальная инновационная система». В мае на Форуме в Москве прошла презентация Концепции Партийного проекта, и началось формирование пилотных регионов для апробации разработанных механизмов создания региональных инновационных систем.

      Ростовская область по совокупности показателей инновационного потенциала и инновационной активности может войти в число пилотных регионов страны, как опорная зона по запуску партийного проекта.

      Реализуя партийный проект «Национальная инновационная система», «ЕДИНАЯ РОССИЯ» создает благоприятные налоговые и инфраструктурные условия предприятиям, выпускающим наукоемкую продукцию, внедряющим современные технологии. На приоритетных направлениях будет обеспечено бюджетное софинансирование передовых разработок. Основная задача Партийного проекта – объединить возможности, которые уже были созданы для перехода на инновационную экономику в рамках других партийных проектов, например, таких как «Фабрика мысли».

      На сегодняшний день в Ростовской области уже созданы и работают элементы инновационной системы. Существующие на сегодня ресурсы и решения могут лишь обеспечить условия для инновационного развития области, но не заставят эти элементы инновационной системы работать как единый механизм. «Единая Россия» должна стать коммуникатором и обеспечить взаимодействие всех элементов инновационной системы создаваемых на местах.

      Для этого необходимо:

      - развитие системы субконтрактации. Вторичным эффектом станет внедрение на предприятиях региона безотходных, ресурсо- и энергосберегающих технологий;

      - развитие и модернизация системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов в сфере инновационной деятельности

      - создание территорий инновационного развития, имеющих высокую концентрацию научно-технического и промышленного потенциала и способных обеспечить разработку и быстрое внедрение прорывных технологий (Ростов-на-Дону, Новочеркасск, Таганрог, Азов, Зерноград и др.);

      - развитие элементов регионального «электронного правительства» на основе областной информационно-аналитической сети на базе современных информационно-телекоммуникационных технологий, включающей в себя систему поддержки и принятия управленческих решений, ведение баз данных по исследованиям, разработкам, технологиям, потребностям в инновационной продукции или технологиях.

      Важным инструментом господдержки инновационного бизнеса является:

      - предоставление на льготных условиях технологических и офисных помещений в бизнес-инкубаторах, имеющих штат квалифицированных специалистов (бухгалтеров, менеджеров, экономистов, юристов);

      - развивитие технопарков (при необходимости - создание) на базе крупнейших вузов области, инновационно активных промышленных предприятий и их объединений;

      - создание регионального территориально распределенного научного парка с участием ЮФУ, ведущих донских вузов, НИИ, предприятий, крупнейших мировых компаний как целостной технопарковой инфраструктуры

      - формирование системы организационной, информационной, рекламной и аналитической поддержки субъектов инновационной деятельности, создание системы мониторинга инновационной сферы региона позволит значительно повысить использование имеющегося инновационного потенциала предприятий и организаций области.

      - формирования объединенного регионального заказа на прикладные исследования для решения актуальных (экологических и др.) проблем, разработку и реализацию приоритетных научно-технических программ и инновационных проектов (например, разработка проекта управления уличным освещением и его внедрение во всех муниципальных образованиях области позволит сократить расход электроэнергии).

      Господдержка реализации инновационных проектов будет содействовать формированию и развитию высокотехнологических кластеров (авиационно-космического, агропромышленного, стройиндустрии, медицинских технологий и др.).

      Ключевой задачей органов государственной власти региона в настоящее время является формирование вертикальной и горизонтальной системы управления инновационным развитием, формирование инновационной системы и преодоление технологического отставания.

      И в конце хочу добавить, что все, о чем мы сегодня с вами будем говорить, будет способствовать созданию инновационной системы в России».

***

      По итогам заседания «круглого стола» были приняты за основу следующие Рекомендации:

      «Заслушав и обсудив комплекс вопросов, связанных с развитием национальной инновационной системы в Ростовской области на основе проекта Партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» участники «круглого стола» отмечают следующее:

      Для реализации проекта «Национальная инновационная система» в регионе необходимо создание благоприятных условий для развития предприятий и организаций, осуществляющих инновационную деятельность для чего необходимо:

      - развитие системы субконтрактации. Вторичным эффектом станет внедрение на предприятиях региона безотходных, ресурсо- и энергосберегающих технологий;

      - развитие и модернизация системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов в сфере инновационной деятельности (инновационных менеджеров, руководители малых фирм, специалисты по управлению качеством, сертификации, патентно-лицензионному законодательству, маркетингу и др.), включая возможность стажировок в инновационных компаниях, дистанционное образование, краткосрочные семинары;

      - создание территорий инновационного развития, имеющих высокую концентрацию научно-технического и промышленного потенциала и развитую инновационную инфраструктуру, способных обеспечить разработку и быстрое внедрение прорывных технологий (Ростов-на-Дону, Новочеркасск, Таганрог, Азов и др.);

      - развитие элементов регионального «электронного правительства» на основе областной информационно-аналитической сети на базе современных информационно-телекоммуникационных технологий, включающей в себя систему поддержки и принятия управленческих решений, ведение баз данных по исследованиям, разработкам, технологиям, потребностям в инновационной продукции (технологиях) и т.д.

      - интеграция существующих региональных элементов инновационной инфраструктуры (создание регионального территориально распределенного научного парка, развитие центров трансфера технологий, бизнес-инкубаторов и др.), создание недостающих звеньев и объектов инновационной инфраструктуры (достраивание «технологических коридоров»), обеспечивающих быстрое продвижение инноваций от исследований к коммерциализации и выпуску продукции.

      Важным инструментом господдержки инновационного бизнеса является:

      - предоставление на льготных условиях технологических и офисных помещений в бизнес-инкубаторах, имеющих штат квалифицированных специалистов (бухгалтеров, менеджеров, экономистов, юристов);

      - развивитие технопарков (при необходимости - создание) на базе крупнейших вузов области, инновационно активных промышленных предприятий и их объединений;

      - создание регионального территориально распределенного научного парка с участием ЮФУ, ведущих донских вузов, НИИ, предприятий, крупнейших мировых компаний как целостной технопарковой инфраструктуры (инновационно-технологический центр, бизнес-инкубатор, выставочный зал с конгресс-холлом, гостиницы, социальное жилье для молодых ученых, преподавателей и аспирантов, работающих в рамках научного парка). Финансирование проекта предполагается осуществить за счет средств федерального, областного бюджетов, внебюджетных источников.

      - формирование системы организационной, информационной, рекламной и аналитической поддержки субъектов инновационной деятельности, создание системы мониторинга инновационной сферы региона позволит значительно повысить использование имеющегося инновационного потенциала предприятий и организаций области.

      - формирования объединенного регионального заказа на прикладные исследования для решения актуальных (экологических и др.) проблем, разработку и реализацию приоритетных научно-технических программ и инновационных проектов (например, разработка проекта управления уличным освещением и его внедрение во всех муниципальных образованиях области позволит сократить расход электроэнергии).

      Господдержка реализации инновационных проектов будет содействовать формированию и развитию высокотехнологических кластеров (авиационно-космического, агропромышленного, стройиндустрии, медицинских технологий и др.).

      Ключевой задачей органов государственной власти региона в настоящее время является формирование вертикальной и горизонтальной системы управления инновационным развитием, формирование инновационной системы и преодоление технологического отставания.

      Для эффективного запуска проекта необходимо в первую очередь:

      1. В целях разработки и проведения единой государственной инновационной политики на территории Ростовской области сформировать высокостатусный совещательный орган (Региональный инновационный совет Ростовской области).

      2. Создать уполномоченный (координирующий) орган по организации инновационного процесса в Ростовской области.

      3. Организовать на принципах государственно-частного партнерства региональный территориально распределенный научный парк (с участием ЮФУ, ведущих донских вузов, НИИ, предприятий, крупнейших мировых компаний). Это предполагает развитие целостной технопарковой инфраструктуры – инновационно-технологического центра, бизнес-инкубаторов, выставочного зала с конгресс-холлом, гостиницы, социального жилья для молодых ученых, преподавателей и аспирантов, работающих в рамках научного парка.

      4. Провести консультации с деловыми структурами области по согласованию представителя от регионального бизнес-сообщества в состав всероссийского некоммерческого партнерства инновационно активных предприятий (НП ИАП).

      5. Провести консультации с вузами области по вопросу организации обучения сотрудников инновационных предприятий по специальности «Анализ и управление инновационными процессами» на основе разработанной Государственной академией инноваций программе (144 часа) с участием московских и ростовских преподавателей.

      Поддерживая идею создания национальной инновационной системы, участники «круглого стола» рекомендуют следующее:

      - выделение направления инновационного развития - «Инновационная Россия» в отдельный национальный проект;

      - принятие федерального закона об инновационной деятельности Российской Федерации;

      - принятие на федеральном уровне законодательных документов стимулирования механизма и организационных структур венчурного и проектного финансирования научно-технических разработок и инновационных проектов;

      - стимулирование продвижения экспорта отечественной высокотехнологичной продукции;

      - увеличение объемов государственных закупок отечественной наукоемкой и высокотехнологической продукции;

      - стимулирование создания и развития кластерных структур в наукоемких и высокотехнологичных секторах экономики;

      - стимулирование создания региональных сетей трансфера технологий».

***

      В ходе заседания «круглого стола» Благодарственным письмом Законодательного Собрания Ростовской области за значительный вклад в формирование социально-экономической политики Ростовской области, активное участие в реализации инновационной модели развития экономики и в связи с проведением IX Международного экономического форума «Предпринимательство Юга России: инновации и развитие» были награждены:

      - Айдаркин Евгений Константинович – первый проректор по научной и инновационной деятельности Южного федерального университета;

      - Богуславский Игорь Владимирович – проректор по НИР и инновационной деятельности Донского государственного технического университета;

      - Колесников Владимир Иванович – ректор Ростовского государственного университета путей сообщения, академика РАН;

      - Паршуков Владимир Иванович – директор ООО НПП «Донские технологии»;

      - Рызенко Сергей Петрович – президент Союза работодателей Ростовской области, генеральный директор ООО ПКФ «Атлантис-ПАК», депутат Законодательного Собрания Ростовской области;

      - Слюсарь Борис Николаевич – Генеральный директор ОАО «Роствертол», Президент Ассоциации «Высокие технологии», депутат Законодательного Собрания Ростовской области.