Депутаты предлагают сделать систему оплаты труда преподавателей и мастеров производственного обучения одинаковой
13.02.2025
Комитет Законодательного Собрания Ростовской области по образованию, науке, культуре и информационной политике подготовил обращение к заместителю Председателя Правительства РФ Дмитрию Чернышенко. Депутаты предлагают установить одинаковые условия оплаты труда для преподавателей и мастеров производственного обучения в системе среднего профессионального образования (СПО).
Проблема нехватки квалифицированных рабочих стоит перед российской экономикой уже не первый год. Согласно кадровому прогнозу федерального министерства труда к 2030 году России потребуется дополнительно 3,1 млн работников, из которых 400 тысяч – квалифицированные рабочие, 500 тысяч – специалисты среднего звена.
– Ростовская область лидер страны по росту потребности в кадрах. К 2030 году по сравнению 2024-м нам потребуется дополнительно свыше 260 тысяч специалистов. И только треть из них с высшим образованием. Так в донской обрабатывающей промышленности дополнительная потребность в кадрах превысит 39 тысяч человек, в том числе 30 тысяч специалистов среднего звена и квалифицированных рабочих. Похожая ситуация в строительстве и логистике. Если мы хотим подготовить нужное количество квалифицированных специалистов, необходимо менять подход к системе их обучения уже сейчас, – считает заместитель Председателя Законодательного Собрания Ростовской области - председатель комитета по образованию, науке, культуре и информационной политике Светлана МАНАНКИНА.
Но модернизация СПО невозможна без привлечения опытных практиков, готовых передавать свои знания студентам. Федеральный мониторинг показал, что в 2024 году лишь 1,8% преподавателей и мастеров пришли в колледжи и техникумы из профильных предприятий, а доля штатных педагогов, имеющих актуальный производственный опыт, составила всего 6,2%.
– Почему предприятия неохотно делятся кадрами с системой СПО? Одна из ключевых причин – разница в зарплатах, – объясняет вице-спикер Законодательного Собрания Светлана МАНАНКИНА, – В среднем квалифицированный рабочий на заводе или в строительной компании зарабатывает минимум на 30% больше, чем преподаватель или мастер производственного обучения. Очевидно, что люди не хотят менять работу на менее выгодную, даже если обладают необходимыми компетенциями.
Кроме того, найм работников профильных предприятий в колледжи и техникумы на работу по совместительству осложняется и самой системой оплаты труда мастеров производственного обучения. Если у преподавателей ставка заработной платы привязана к учебной нагрузке – 18 часов в неделю, то для мастеров действует лишь общая норма рабочего времени – в 36 часов на ставку.
– Это приводит к тому, что учебная нагрузка мастеров производственного обучения может быть вдвое выше, чем у преподавателей, а оплата за час практических занятий работы – наоборот ниже, – уточняет Светлана МАНАНКИНА, – Это несправедливо, особенно если учитывать, что именно практико-ориентированное обучение сейчас в приоритете.
В комитете уверены: изменение системы расчета оплаты труда мастеров поможет привлечь в СПО больше специалистов из реального сектора экономики и сделать профессию мастера производственного обучения более привлекательной.