14.05.2009
В рамках Дней Новгородской области в Государственной Думе Комитет по делам Федерации и региональной политике провел 14 мая т.г. «круглый стол» на тему «Развитие российских регионов в современных условиях на примере Новгородской области».
В нем приняли участие депутаты Государственной Думы, представители органов законодательной и исполнительной власти Новгородской области, деловых кругов, научной общественности и средств массовой информации.
Открывая мероприятие, Председатель Комитета В. В. Усачев, в частности, отметил:
Обеспечение сбалансированного социально – экономического развития субъектов является базовой целью государственной региональной политики. Выработка оптимального соотношения между действиями по смягчению исторически сложившихся диспропорций, выравниванию уровней развития субъектов и стимулированием их прогресса представляет собой важнейший показатель эффективности действий федерального центра.
Ключевую роль играет бюджетная политика. В законе о федеральном бюджете отражены все предлагаемые Правительством антикризисные решения. Сокращение прогнозируемых доходов бюджета не уменьшило планируемый на 2009 год объем расходов, что уже само по себе является важнейшей антикризисной мерой. Более того, текущие планы согласованы с приоритетами и целями, определенными Концепцией 2020 и Основными направлениями деятельности Правительства до 2012 года.
На уровне регионов основные усилия Правительства сосредоточены на поддержании сбалансированности региональной бюджетной системы с целью безусловного исполнения социальных обязательств, а также содействии занятости населения.
По итогам первого квартала 2009 года субъектам перечислено 123 млрд. рублей дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности. Это 33 процента от запланированного на год объема.
При этом 24 процента от финансовой помощи перечислено в опережающем порядке. К примеру, Астраханская и Челябинская области получили весь предусмотренный на 2009 год объем дотации, Новгородская область – десятимесячную норму, Волгоградская, Омская, Рязанская области – семимесячный объем финансовой помощи.
При прогнозируемом снижении доходов и расходов территориальных бюджетов в 2009 г. доля социально значимых расходов в них должна увеличиться до 50 процентов против 43 процентов в прошлом году.
Как на серьезный недостаток в деятельности субъектов Усачев указал на то, что некоторые из них не скорректировали параметры своих бюджетов с учетом последствий финансового кризиса. Это увеличивает вероятность роста их долговых обязательств, увеличения кредиторской задолженности, в том числе по оплате труда и другим социальным выплатам.
Недавно в Госдуме обсуждались условия предоставления дополнительной финансовой помощи в виде дотаций на сбалансированность. В законе о федеральном бюджете на эти цели предусмотрено 300 млрд. рублей. Принципиально важно, что дотации и бюджетные кредиты будут предоставляться субъектам при отсутствии увеличения просроченной кредиторской задолженности по социально значимым расходным обязательствам.
Кроме того, в мае т.г. Правительство Российской Федерации приняло решение о выделении средств на завершение регионами строительства примерно 700 объектов социального назначения, на финансирование программы подготовки управленческих кадров, на решение проблем предоплаты и авансов при строительстве, реконструкции и капитальном ремонте важнейших объектов.
Реализуемая система антикризисных мер включает большой объем мероприятий, софинансируемых из федерального бюджета, и меры, принимаемые субъектами и органами местного самоуправления самостоятельно.
В таких условиях, заключил Усачев, регионы должны занимать активную позицию, ориентированную на принятие ответственных, оперативных и эффективных решений.
О.М. Семенеева