23.04.2008
22 апреля 2008 года состоялось 2-е заседание Законодательного Собрания Ростовской области четвертого созыва.
Депутаты приняли 18 законов, среди которых, в частности, законы «Об Областной целевой программе «Развитие физической культуры и спорта в Ростовской области на 2008-2010 годы», «О развитии малого и среднего предпринимательства в Ростовской области», «О предоставлении мер социальной поддержки по газификации жилья некоторым категориям граждан».
Внесены изменения в такие законы, как «Об областном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов», «Об Областной программе «Развитие туризма в Ростовской области» на 2008-2010 годы», «Об образовании в Ростовской области», «О социальной поддержке детства в Ростовской области», «О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в части содержания в приемных семьях», «О ежемесячной доплате к пенсии лицам, получившим увечье во время событий в г.Новочеркасске в июне 1962 года» и ряд других.
Всего в повестке дня второго заседания Донского парламента четвертого созыва значилось 34 вопроса.
Вопросы повестки дня 2-го заседания открыла информация Администрации Ростовской области «О ситуации с увеличением цен на хлеб и мерах, предпринимаемых Администрацией Ростовской области по их сдерживанию». С докладом по этому вопросу выступил министр экономики, торговли, международных и внешнеэкономических связей области В.П. Бартеньев.
В своем выступлении он отметил, что «Всё большая интеграция России в мировую экономику, приводит к росту зависимости внутренних цен России от мировых рыночных цен, что стало очевидно в 2007 году.
Одной из основных причин повышения цен на хлеб является характерный как для российского, так и для мирового рынка рост цен на зерновые культуры.
Общемировые причины роста цен: изменение структуры потребления населения развивающихся стран (в первую очередь таких многонаселенных как Китай и Индия), начало производства в промышленных масштабах за рубежом биотоплива из зерна, рост затрат на производство в связи удорожанием топливо-энергетических ресурсов.
В целях сдерживания роста цен в Ростовской области заключено 13 соглашений с крупными торговыми предприятиями, в структуру которых входит 201 торговый объект, предусматривающих размер торговых наценок на социально значимые товары не более 5%.
С автономными торговыми предприятиями заключено 4,8 тыс. соглашений, охватывающих 7 тыс. объектов розничной торговли, и предусматривающих размер торговых наценок на социально значимые товары не более 10%.
Заключались соглашения о сдерживании отпускных цен с хлебопекарными предприятиями и мукомольными предприятиями. Проводится еженедельный мониторинг розничных цен и торговых наценок, определенных в соглашениях с розничными предприятиями.
В результате принятых на областном и муниципальном уровнях мер в IV квартале 2007 года тенденция роста цен на хлеб прекратилась, и ситуация с ценами на хлеб из муки 1 и 2 сорта стабилизировалась.
В январе-феврале 2008 года ценовая ситуация по муке и хлебу оставалась также стабильной (рост потребительских цен на пшеничную муку составил всего 0,26 %, на хлеб и хлебобулочные изделия из пшеничной муки 1 и 2 сортов – 0,93%).
По состоянию на 1 апреля 2008 года в 50 субъектах Российской Федерации цена на муку была выше, чем в Ростовской области, а цена на хлеб и булочные изделия из пшеничной муки 1, 2 сорта была ниже только в Кемеровской области и Кабардино-Балкарской Республике.
В марте текущего года был отмечен рост цен на продукты переработки зерна и изделия из него. Анализ данных Ростовстата о средних ценах на отдельные товары по городам Ростовской области (Ростову-на-Дону, Волгодонску, Таганрогу, Новочеркасску, Миллерово, Шахтам, Новошахтинску) с учетом цен городских рынков, показал, что увеличение цен на муку началось с 03.03.2008 года, на хлеб из муки 1 и 2 сортов – с 11.03.2008 года.
Причинами такого увеличения цен стали: рост цен на мировом рынке продовольственной пшеницы 3 класса и традиционный рост тарифов на энергоресурсы в январе 2008 года (на 15,8%).
Как следствие выросли отпускные цены предприятий-производителей хлеба. Так, согласно данным крупных хлебопекарных предприятий, действующих на территории области, отпускные цены на хлеб из муки 1 сорта по состоянию на 7.04.2008 года в среднем на 15% превышают уровень на 10 марта текущего года.
Наиболее важным инструментом регулирования рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия являются государственные товарные интервенции, которые проводятся Минсельхозом России в виде аукциона не реже двух раз в неделю. Для участия в государственных товарных интервенциях были аккредитованы следующие организации Ростовской области: ЗАО «Юг-Руси», ООО «Ростовский мукомольный комбинат «Ковш», ООО «Новочеркасский КХП».
В настоящее время в торгах приняло участие ООО РМК «Ковш», которое закупило в общем объеме 5940 тонн пшеницы 3 класса по цене от 5000 до 8200 рублей за 1 тонну при среднерыночной цене 9000 рублей за тонну. В рамках заключенного соглашения ООО РМК «Ковш» будет использовать зерно для производства муки 1 сорта для нужд хлебопечения области и отпущено хлебозаводам по отпускной цене, согласованной с Минсельхозпродом области.
Кроме того, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29.12.2007 г. №998 предприятиям хлебопекарной промышленности оказывается господдержка по закупке отечественной муки для производства хлебобулочных изделий в виде субсидий в размере 2/3 ставки рефинансирования Центробанка РФ по уплате процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях в 2007-2009 гг. на срок до 1 года. Субсидии предоставляются при условии софинансирования за счет средств областного бюджета.
В Минсельхозпрод области представлены документы на получение субсидий от трех хлебозаводов: «ОАО «Хлебозавод № 1», ОАО «Донской хлеб», ЗАО «Каменский хлебокомбинат». Оформляют документы на получение кредитов для субсидирования - ОАО «Азовский хлеб», ОАО «Красносулинхлеб», ООО «Хлебозавод Аксайского Райпо».
Из областного бюджета мукомольным предприятиям также оказывается государственная поддержка в виде субсидирования кредитов, полученных после 1 января 2007 года на закупку отечественного сельскохозяйственного сырья для первичной и промышленной переработки.
В настоящее время разработан проект постановления Администрации области «О внесении изменений в постановление Администрации Ростовской области №108 от 22.03.2007 «О финансовой поддержке предприятий агропромышленного комплекса из областного бюджета», в соответствии с которым в 2008 году на эти цели предусмотрено 7,111 млн. рублей.
Несмотря на то, что срок действия постановления Правительства Российской Федерации от 30.11.2007 № 769 «Об утверждении комплекса мер, направленных на стабилизацию цен на социально значимые продукты питания…» истекает 30 апреля 2008 года, органам местного самоуправления области и предприятиям торговли рекомендовано продолжить работу по обеспечению в торговой сети полного ассортимента продуктов питания первой необходимости с торговой наценкой не более 10%».
Обсуждение доклада, в ходе которого депутаты Донского парламента высказали предложения по выравниванию ситуации с ценами на хлеб, подытожил Губернатор Ростовской области В.Ф.Чуб: «Я против понижения закупочных цен на зерно, иначе это ударит по интересам наших и так в массе небогатых сельхозпроизводителей, но я также против повышения цен на хлеб в магазинах, поскольку это ударит по ещё большему числу наших малоимущих земляков. Где выход? В расширении производства так называемого «социального хлеба». Каким образом? До конца 2008 года цены на газ, воду и электроэнергию не вырастут. И вот когда установятся цены на зерно нынешнего урожая, основным источником роста цен на хлеб станут переработчики и посредники. В настоящее время агрохолдинг «Юг Руси» применяет замкнутый цикл, то есть сам выращивает пшеницу, сам мелет муку и сам печёт хлеб. Таким образом, цепочки посредников и переработчиков здесь исключены. Это даёт возможность минимизировать издержки и создать дешёвый «сельский хлеб», который, правда, есть сегодня не во всех магазинах, но он есть. Понятно, что не всем сельхозпроизводителям такой замкнутый цикл под силу, но точки приложения усилий очевидны, а задача власти состоит в содействии расширению производства и поставок в торговую сеть «социального хлеба», на который будет установлена минимальная цена. При этом в качестве частичной компенсации, цена на дорогие сорта хлеба может вырасти. Самое главное мы должны установить необходимые объемы производства «социального хлеба», то есть точно знать для скольких наших земляков даже незначительное повышение цены на хлеб является серьёзным ударом по семейному бюджету».
Своим решением депутаты поручили комитету Законодательного Собрания области по экономической политике, предпринимательству и инвестициям совместно с министерством экономики, торговли, международных и внешнеэкономических связей и министерством сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области взять на контроль развитие ситуации в ценовой сфере, продолжить регулярный мониторинг розничных цен и торговых наценок, определенных в соглашениях с розничными предприятиями, а также совершенствовать механизмы присутствия в торговой сети «социального хлеба» и его доступности, в первую очередь, для нуждающихся жителей области.
По итогам девяти месяцев 2008 года решено вернуться к обсуждению этого вопроса и, при необходимости, внести коррективы в проводимую политику.
Принято постановление Законодательного Собрания Ростовской области «О внесении изменения в пункт 1 постановления Законодательного Собрания Ростовской области «О заместителях Председателя Законодательного Собрания Ростовской области».
Согласно принятым на первом заседании изменениям в закон «О Реестре государственных должностей Ростовской области и Реестре должностей государственной гражданской службы Ростовской области» в Законодательном Собрании введена должность заместителя Председателя Законодательного Собрания Ростовской области – председателя комитета.
В соответствии с частью 2 статьи 5 закона от 18 сентября 2002 года № 270-ЗС «О Законодательном Собрании Ростовской области» в нынешней редакции определено, что один из заместителей Председателя Законодательного Собрания будет занимать должность заместителя Председателя Законодательного Собрания Ростовской области – председателя комитета Законодательного Собрания Ростовской области по аграрной политике, продовольствию и природопользованию.
Принят закон «О внесении изменений в областной закон «О межбюджетных отношениях органов государственной власти и органов местного самоуправления в Ростовской области».
Поправки в действующий закон обусловлены нижеследующими причинами.
В связи с внесением изменений в закон «О социальной поддержке детства в Ростовской области» в части установления бесплатного проезда на городском, пригородном, в сельской местности - внутрирайонном транспорте (кроме такси) для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в муниципальных образовательных учреждениях, и передачей полномочий по предоставлению этой меры поддержки органам местного самоуправления в закон «О межбюджетных отношениях органов государственной власти и органов местного самоуправления в Ростовской области» вносятся соответствующие нормы, и устанавливается формула расчета объема субвенции на передаваемые полномочия.
Также в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 05.05.2007 № 266 «Об оказании в 2008 году высокотехнологичной медицинской помощи гражданам Российской Федерации за счет средств федерального бюджета» и на основании Соглашения о предоставлении субсидий бюджету субъекта РФ на финансирование в 2008 году государственного задания на оказание высокотехнологичной медицинской помощи за счет средств федерального бюджета медицинскими учреждениями, находящимися в ведении Ростовской области и муниципальных образований области, заключенного 18 февраля 2008 года Администрацией Ростовской области с Федеральным агентством по высокотехнологичной медицинской помощи, городскому округу г. Ростов-на-Дону (БСМП-2 - 6,9 млн. рублей) передается субвенция на реализацию федерального полномочия по оказанию высокотехнологичной медицинской помощи, размер которой будет рассчитываться в соответствии с нормативными правовыми актами федеральных органов государственной власти.
Внесен и ряд других изменений.
Внесены изменения в закон «Об областном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов». Изменились следующие основные характеристики областного бюджета: доходы запланированы в размере 74 799,1 млн. рублей (+ 143,1 млн. рублей), расходы – в размере 77 922,4 млн. рублей (+ 152,3 млн. рублей). Дефицит и источники финансирования дефицита составят 3 123,4 млн.руб. (+9,2 млн.рублей).
Доходная часть областного бюджета на 2008 год увеличивается в целом на 143,1 млн. рублей, что обусловлено как увеличением, так и уменьшением ассигнований.
Изменение ассигнований расходной части обусловлено увеличением расходов на 2008 год в размере 152,3 млн.рублей и представлены следующим образом: распределение безвозмездных поступлений (финансовой помощи) из федерального бюджета (+143,0 млн.рублей); увеличение бюджетных ассигнований по отдельным видам расходов в связи с экономией средств по ожидаемому исполнению областного бюджета в 2008 году, в связи с передачей полномочий органам местного самоуправления и т.д. (1 300,0 млн. рублей) и т.д.
Вышеуказанные изменения позволяют выделить комитету по охране окружающей среды и природных ресурсов Администрации области 9,5 млн. рублей на поисково-оценочные работы для хозяйственно-питьевого водоснабжения населенных пунктов Ростовской области в связи с включением новых мероприятий в Подпрограмму развития и использования минерально-сырьевой базы Областной целевой программы в области охраны окружающей среды и природопользования на 2007-2010 годы, а также 35,2 млн. рублей на выполнение работ по расчистке р.Темерник.
Министерству строительства и жилищного хозяйства выделено 40 млн.рублей на капитальное строительство объекта «Строительство спального корпуса на 280 мест с галерейным переходом в учебный корпус, встроенным спортивным и актовым залами на территории Государственного общеобразовательного учреждения РО кадетская школа-интернат «Аксайский Данилы Ефремова казачий кадетский корпус» в пос. Рассвет Аксайского района, и 175 млн. рублей на строительство областного перинатального центра в Ростове-на-Дону.
Министерству общего и профессионального образования области выделен 51 млн. рублей на капитальный ремонт профессионального лицея водного транспорта №14 «Спектр».
Внесен и ряд других изменений.
Внесены изменения в закон «О бюджете Ростовского областного фонда обязательного медицинского страхования на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов».
Изменениями увеличены в 2008 году доходы и расходы на 1146,6 млн. руб., которые составят теперь соответственно 12 511,4 млн. руб., 12 839,8 млн. рублей.
Изменения доходной части бюджета обусловлены, в частности, поступлением субвенций на оказание отдельным категориям граждан социальной услуги по дополнительной бесплатной медицинской помощи в сумме 754,2 млн. руб., поступлением субсидий бюджетам ТФОМС на проведение пилотного проекта, направленного на повышение качества услуг в сфере здравоохранения в сумме 199,4 млн. руб., поступлением средств из областного бюджета на страховые взносы обязательного медицинского страхования неработающего населения в сумме 119,5 млн. руб., поступлением субсидий бюджетам ТФОМС на проведение дополнительной диспансеризации в сумме 101,9 млн. руб., и т.д.
В связи с этим депутаты утвердили расходы фонда, которые на 754,2 млн. рублей увеличились в части оказания отдельным категориям граждан государственной социальной помощи по обеспечению лекарственными средствами.
Увеличены также расходы на проведение пилотного проекта, направленного на повышение качества услуг в сфере здравоохранения на 199,4 млн. руб., на выполнение территориальной программы на 119,5 млн. руб., направляемые в соответствии с постановлением Администрации области от 25.01.2008 № 14 на повышение заработной платы с 01.02.2008 на 14% работников ЛПУ, работающих в системе ОМС, на проведение дополнительной диспансеризации увеличиваются на 101,9 млн. руб.
Изменилась структура расходов бюджета фонда, т.е. выполнение территориальной программы обязательного медицинского страхования по видам медицинской помощи (стационарная медицинская помощь, амбулаторная помощь и медицинская помощь в дневных стационарах) объединяется. Так же вводится целевая статья, по которой отражаются расходы по проведению пилотного проекта, направленного на повышение качества услуг в сфере здравоохранения.
Во втором, окончательном чтении принят закон «Об Областной целевой Программе «Развитие физической культуры и спорта в Ростовской области на 2008-2010 годы».
Программа подготовлена в целях создания условий для укрепления здоровья населения Ростовской области путем развития инфраструктуры спорта, популяризации массового и профессионального спорта (включая спорт высших достижений) и приобщения различных возрастных групп населения к регулярным занятиям физической культурой и спортом.
Задачами программы являются повышение интереса населения Ростовской области к занятиям физической культурой и спортом (агитация и пропаганда), развитие инфраструктуры для занятий массовым спортом в образовательных учреждениях и по месту жительства, развитие материально-технической базы спорта высших достижений, в т.ч. для подготовки олимпийского резерва, создание и внедрение в учебно-тренировочный процесс концепции подготовки спортсменов высокого класса Ростовской области к крупнейшим всероссийским и международным соревнованиям, создание и внедрение в учебно-тренировочный процесс концепции развития игровых видов спорта в Ростовской области.
Решение указанных задач будет осуществляться по направлениям «Массовый спорт» и «Спорт высших достижений».
Программа осуществляется путём реализации программных мероприятий, сгруппированных по двум направлениям – «Мероприятия по развитию физической культуры и спорта в Ростовской области» и «Развитие инфраструктуры спорта в Ростовской области».
Объемы и источники финансирования программы:
- 2008 год: областной бюджет - 918,31 млн. рублей; местные бюджеты - 45,39 млн. рублей; федеральный бюджет - 35,0 млн. рублей; внебюджетные средства - 296,4 млн. рублей; всего - 1295,1 млн. рублей.
- 2009 год: областной бюджет - 1179,12 млн. рублей; местные бюджеты - 123,5 млн. рублей; федеральный бюджет - 217,5 млн. рублей; внебюджетные средства - 650,0 млн. рублей; всего - 2170,12 млн. рублей.
- 2010 год: областной бюджет - 1470,67 млн. рублей; местные бюджеты - 109,53 млн. рублей; федеральный бюджет - 502,5 млн. рублей; внебюджетные средства - 1172,9 млн. рублей; всего - 3255,6 млн. рублей.
Объёмы и направления финансирования Программы за счёт средств областного бюджета (млн. руб.): строительство спортивных сооружений: 2008 г. - 808,31; 2009 г. - 1069,12; 2010 г. - 1360,67; всего - 3238,1; поддержка ведущих игровых команд Ростовской области: 2008-2010 гг. – по 100 млн. рублей в год; развитие детско-юношеского футбола: по 10 млн. рублей в год за 2008-2010 годы.
В рамках Программы на территории Ростовской области в 2008-2010 годах планируется построить и реконструировать 64 спортивных сооружения, в том числе 2 стадиона, 1 гребной канал, 1 легкоатлетический манеж, 1 спортивный центр с игровым залом и плавательным бассейном, 7 спортивных центров с универсальными игровыми залами, 3 крытых катка с искусственным льдом, 2 многофункциональных игровых зала с открытым бассейном, 30 многофункциональных игровых залов с закрытым бассейном, 8 многофункциональных игровых залов, 7 водноспортивных оздоровительных комплексов, 1 спортивно-оздоровительный центр, и 1 зрелищно-спортивный комплекс.
Среди ожидаемых социально-экономических результатов от реализации программы значатся увеличение доли населения Ростовской области, систематически занимающегося физической культурой и спортом, до 20,1% от общего числа населения области, занятие Ростовской областью 3-5 места в рейтинге участия субъектов РФ в организации физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы, ежегодно публикуемом Федеральным агентством по физической культуре и спорту по итогам выступления спортсменов во всероссийских соревнованиях, занятие спортсменами Ростовской области 2-3 общекомандного места на всероссийских Спартакиадах (сельских, молодежи и учащихся), завоевание на чемпионатах, первенствах, кубках мира и Европы медалей разного достоинства (в 2008 году - 50 медалей, в 2009 году - 60 медалей, в 2010 году - 70 медалей), участие в ХХIХ Летних Олимпийских играх в 2008 году в г. Пекине 25-ти спортсменов Ростовской области и завоевание 8 медалей разного достоинства, участие в первых Юношеских Олимпийских играх в 2010 году 25 спортсменов Ростовской области и завоевание 8 медалей разного достоинства.
Во втором, окончательном чтении принят закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Ростовской области».
Законом предусмотрено регулирование отношений, возникающих между субъектами малого и среднего предпринимательства, органами государственной власти Ростовской области, органами местного самоуправления в Ростовской области в сфере развития малого и среднего предпринимательства, а также определение иных форм поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в Ростовской области.
Законом определены полномочия Законодательного Собрания Ростовской области, Администрации Ростовской области и Уполномоченного органа в сфере развития малого и среднего предпринимательства.
Согласно закону субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, зарегистрированным и осуществляющим свою деятельность в Ростовской области, оказываются все формы поддержки, предусмотренные Федеральным законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ, а также оказывается организационная поддержка в виде:
1) создания условий для расширения доступа субъектов малого и среднего предпринимательства, организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, к финансовым ресурсам банковских учреждений и микрофинансовых организаций;
2) содействия устранению административных барьеров, координации деятельности органов государственной власти, осуществляющих контрольно-надзорные и разрешительные функции, в части снижения уровня излишнего администрирования;
3) обеспечения открытости процедур предоставления поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
Согласно закону субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющим свою деятельность в помещениях Ростовского бизнес-инкубатора, предоставляется льгота по пользованию государственным имуществом Ростовской области в виде установления минимального размера арендной платы за аренду помещений Ростовского бизнес-инкубатора. Годовая арендная плата за 1 квадратный метр общей площади помещения, арендуемого субъектами, устанавливается в размере 10 процентов от рыночной стоимости арендной платы за него.
Закон признает утратившими силу Областной закон от 16.06.1997 № 40-ЗС «О поддержке малого предпринимательства в Ростовской области» и Областной закон от 22.10.2005 № 368-ЗС «О внесении изменений в Областной закон «О поддержке малого предпринимательства в Ростовской области».
В соответствии со статьей 43 Устава Ростовской области, статьей 6 Областного закона «О мировых судьях в Ростовской области» на 2-м заседании Законодательного Собрания Ростовской четвёртого созыва области избраны на 3-летний срок полномочий 4 судьи по судебным участкам Багаевского, Белокалитвинского, Семикаракорского районов Ростовской области и г.Новочеркасска.
Внесены изменения в закон «О бюджетном процессе в Ростовской области». Данным документом областной закон от 03.08.2007 № 743-ЗС приведен в соответствие в соответствие со статьями 79, 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, которыми определен статус «долгосрочных целевых программ», реализуемых за счет средств областного бюджета.
К областным долгосрочным целевым программам на срок более двух лет относятся программы, реализуемые за счет средств областного бюджета, направленные на решение общих проблем для муниципальных образований в Ростовской области, в части создания новых производств, комплексного использования природных ресурсов, образования экономических зон, развития отдельных отраслей экономики или социальной сферы, требующие согласованного взаимодействия органов государственной власти Ростовской области, органов местного самоуправления, хозяйствующих субъектов.
Законом в соответствии с Бюджетным кодексом РФ установлено, что с 1 января 2009 года областные долгосрочные целевые программы утверждаются Администрацией Ростовской области.
Порядок принятия решений о разработке областных долгосрочных целевых программ, их формировании и реализации, а также сроки реализации определяются Администрацией Ростовской области.
Объем бюджетных ассигнований на реализацию областных долгосрочных целевых программ утверждается законом об областном бюджете в составе ведомственной структуры расходов бюджета по соответствующей каждой областной долгосрочной целевой программе целевой статье расходов областного бюджета.
Контроль за исполнением областных долгосрочных целевых программ осуществляется Администрацией Ростовской области, а также Контрольно-счетной палатой Ростовской области в пределах ее полномочий.
По каждой областной долгосрочной целевой программе ежегодно проводится оценка эффективности ее реализации в порядке, установленном Администрацией Ростовской области.
Внесены изменения в статью 1 областного закона «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Ростовской области в сфере сельского хозяйства».
В соответствии с законом «Об областном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов» финансовая поддержка в виде субсидий на возмещение части затрат по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах в 2005-2009 годах, личным подсобным хозяйствам, сельскохозяйственным потребительским кооперативам, крестьянским (фермерским) хозяйствам на срок от 2 до 8 лет, будет производиться за счет средств областного бюджета.
Законом внесено изменение в статью 1 Областного закона от 22.10.2005 № 372-ЗС «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Ростовской области в сфере сельского хозяйства» в части уточнения получателей финансовой поддержки на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, привлеченным сельскохозяйственными товаропроизводителями в кредитных организациях на пополнение оборотных средств (за исключением граждан ведущих личное подсобное хозяйство и сельскохозяйственных потребительских кооперативов).
Внесены изменения в закон «Об областной целевой программе «Развитие туризма в ростовской области» на 2008-2010 годы». Их внесение обусловлено необходимостью приведения программы в соответствие с федеральным законодательством, в частности с Бюджетным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 1 декабря 2007 № 309-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта».
Так, из текста областного закона исключается устаревшее понятие «отраслевой образовательный стандарт», вносятся редакционные изменения в формулировки мероприятий областной целевой программы, связанные с предоставлением субсидий из областного бюджета.
Внесены изменения в закон «Об областной целевой программе «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры Ростовской области на 2006-2010 годы».
Закон разработан в целях приведения данного закона в соответствие с изменениями, внесенными в закон «Об областном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов», а также с учетом доведения бюджетных обязательств федерального бюджета на 2008 год в соответствии с Федеральной целевой программой «Жилище» на 2002–2010 годы, связанных с корректировкой прогнозных параметров финансирования мероприятий Программы за счет средств федерального бюджета и объемов софинансирования областного бюджета, рассчитанных на этапе формирования программы в 2005 году.
В программу внесены изменения в части сокращения объемов финансирования мероприятий Программы, предусмотренных на 2008 год.
Бюджетные ассигнования на реализацию мероприятий программы уменьшены на 1 327,2 млн. рублей. В результате общий объем средств, предусмотренных на реализацию мероприятий программы в 2006 – 2010 годах составит 23 847,0 млн. рублей.
Внесены изменения в статью 43 закона «О статусе депутата Законодательного Собрания Ростовской области». Необходимость внесения изменений обусловлена тем, что депутаты Законодательного Собрания четвертого созыва избраны на основе мажоритарно-пропорциональной избирательной системы и являются членами одной из 2-х фракций, образованных в Законодательном Собрании Ростовской области. Очевидно, что обязательное членство депутата во фракции приведет к тому, что важной составной частью его деятельности станет активное участие в работе общественных приемных, региональных и местных отделений своих партий.
В связи с этим для обеспечения указанной сферы деятельности депутатов Законодательного Собрания Ростовской области закон предусматривает возможность принимать на работу на штатной основе по представлению депутата еще одного помощника - по срочному трудовому договору. Это позволит не распространять на них ограничения, связанные с государственной службой, и не увеличивать число государственных служащих, работающих в Законодательном Собрании.
При этом предполагается, что размер месячной заработной платы таких помощников будет определяться трудовым договором, но будет сопоставим с денежным содержанием помощника депутата, являющегося государственным гражданским служащим Ростовской области и составит примерно 19 тыс. рублей.
Внесены изменения в постановление Законодательного Собрания Ростовской области «Об определении территорий, на которых депутаты Законодательного Собрания Ростовской области, избранные по единому избирательному округу, поддерживают связь с избирателями».
Данным документом определены центры территорий, на которых депутаты Законодательного Собрания Ростовской области, избранные по спискам, выдвинутым Коммунистической партией Российской Федерации, поддерживают связь с избирателями.
С учетом предложений фракции Коммунистической партии Российской Федерации в Законодательном Собрании определены следующие центры территорий, закрепленных за депутатами – членами указанной фракции:
- Бессонов В.И. – центр в городе Сальске, Бессонов Е.И. – центр в городе Ростове-на-Дону, Кондратенко А.И. – центр в городе Новочеркасске, Орлов Н.И. – центр в городе Каменск-Шахтинский, Булгаков В.Г. – в городе Таганроге.
Внесены изменения в закон «Об образовании в Ростовской области». Изменения обусловлены необходимостью приведения областного законодательства в соответствие с законом от 01.12.2007 №309-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта».
Изменения носят следующий характер.
Введено понятие единого федерального государственного образовательного стандарта взамен деления государственного образовательного стандарта на федеральный, региональный компоненты и компонент образовательного учреждения. Уточнена компетенция областных органов в части исключения полномочий по установлению регионального (национально-регионального) образовательного компонента и по определению образовательных областей, для которых он разрабатывается.
Исключено из компетенции органа исполнительной власти Ростовской области, осуществляющего управление в сфере образования, полномочие по осуществлению контроля качества образования в части региональных (национально-региональных) компонентов государственных образовательных стандартов. Определен орган исполнительной власти Ростовской области, уполномоченный осуществлять полномочия по лицензированию и государственной аккредитации образовательных учреждений (за исключением образовательных учреждений, лицензирование и государственная аккредитация которых отнесены к компетенции Российской Федерации), а также по осуществлению надзора и контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации в области образования, исполнением федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований образовательными учреждениями независимо от форм собственности (за исключением образовательных учреждений, указанных в Законе Российской Федерации «Об образовании») и органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования.
Уточнена редакция пунктов некоторых статей областного закона изменениями юридико-технического характера.
Внесены изменения в закон «О социальной поддержке детства в Ростовской области». В предыдущей редакции закона был установлен бесплатный проезд для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в государственных областных образовательных учреждениях, находящихся на территории Ростовской области.
В соответствии с постановлением Администрации Ростовской области «О некоторых дополнительных гарантиях права на образование детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в настоящее время ежемесячная денежная выплата на осуществление бесплатного проезда на одного обучающегося в государственных областных учреждениях всех типов и видов составляет 150 рублей.
Новая редакция закона установила бесплатный проезд для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся как в государственных областных, так и в муниципальных образовательных учреждениях за счет выделения средств областного бюджета.
Выдача единого проездного талона будет производиться муниципальным органом управления образованием.
В связи с принятием закона «О внесении изменений в Областной закон «О социальной поддержке детства в Ростовской области» дополнительно на его реализацию будет выделено 27,7 млн. руб.
Законом также предусмотрено выделение ассигнований на 2008 год на субвенцию на осуществление полномочий по предоставлению мер социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся под опекой (попечительством), в приемных семьях и обучающихся в муниципальных общеобразовательных учреждениях в части обеспечения бесплатным проездом на городском, пригородном, в сельской местности - внутрирайонном транспорте (кроме такси), в связи с передачей данных полномочий органам местного самоуправления в сумме 6,9 млн. рублей.
Внесены изменения в статью 2 закона «О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в части содержания в приемных семьях».
В соответствии с пунктом 1 статьи 155 Семейного кодекса Российской Федерации на содержание каждого ребенка приемной семье ежемесячно выплачиваются денежные средства в порядке и размере, установленных законами субъектов РФ.
Размер денежных средств рассчитан по нормам, установленным постановлением Администрации Ростовской области от 23.12.2004 № 502, и определен в законе «Об областном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов».
В связи с повышением оплаты труда работникам бюджетной сферы с 01.02.2008 года на 14 процентов, и в целях усиления материальной заинтересованности и повышения оплаты труда приемных родителей, депутаты и внесли соответствующие изменения.
До настоящего времени размер ежемесячной оплаты труда приемных родителей был установлен в сумме 2875 рублей. Теперь он увеличен с 01.02.2008 до 3278 руб.
Также в новой редакции закона предусмотрены увеличения следующих выплат:
- дополнительная оплата за каждого последующего ребенка до 8-ми (+20%) увеличится с 575 до 655,6 рублей;
- ежемесячная оплата труда приемных родителей, проживающих в сельской местности (+ 25%), возрастет с 718,7 до 819,5 рублей;
- доплата за особые условия труда (отсутствие выходных дней, отпусков и т.д. + 15%) увеличится с 431,3 до 491,7 рублей.
Принят закон «О предоставлении мер социальной поддержки по оплате расходов на газификацию жилья некоторым категориям граждан». Он определяет условия предоставления мер социальной поддержки по оплате расходов на газификацию жилья отдельным категориям граждан РФ, постоянно проживающим и зарегистрированным по месту жительства в Ростовской области.
Принятие закона будет способствовать общему улучшению ситуации в сфере социального обеспечения некоторых категорий граждан, проживающих в Ростовской области.
Право на социальную поддержку в соответствии с данным законом будут иметь инвалиды и участники Великой Отечественной войны, вдовы погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, бывшие несовершеннолетние узники фашизма, лица, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда», труженики тыла.
Предоставление мер социальной поддержки по оплате расходов на газификацию жилья будет осуществляться в виде денежной компенсации в размере 50 % стоимости газификации, но не выше 15 тыс. руб. на один жилой дом (квартиру).
Выплата данной денежной компенсации будет производиться органом исполнительной власти Ростовской области в сфере социальной защиты населения. Порядок выплаты денежной компенсации определяется Администрацией области.
Принятие закона «О предоставлении меры социальной поддержки по оплате расходов на газификацию жилья отдельным категориям граждан» дополнительных расходов за счет средств областного бюджета не потребует. В законе «Об областном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов» предусмотрены бюджетные ассигнования на газификацию жилья некоторым категориям граждан в общей сумме 60,0 млн. рублей, по 20,0 млн. рублей ежегодно.
Внесены изменения в закон «О ежемесячной доплате к пенсии лицам, получившим увечье во время событий в г. Новочеркасске в июне 1962 года».
В настоящее время в Ростовской области прописанная в законе доплата осуществляется 14-ти участникам событий в г. Новочеркасске.
Вместе с тем, на Дону проживают 11 человек старше 70 лет, не получивших увечье при участии в Новочеркасских событиях, но репрессированных и впоследствии реабилитированных. До этого они не имели права на доплату к пенсии.
В целях компенсации материального ущерба данной категории граждан в закон внесены следующие изменения.
Его текст дополнен новой льготной категорией граждан из числа лиц, не получивших увечье в указанных событиях, но репрессированных и впоследствии реабилитированных. Новой льготной категории граждан установлена ежемесячная доплата к пенсии в размере 4000 рублей, а также увеличен размер данной доплаты участникам Новочеркасских событий, получившим увечье, с 2000 рублей до 4000 рублей;
В связи с принятием данного областного закона дополнительные расходы областного бюджета в 2008 году составят 864 тыс. руб. в том числе на увеличение размера ежемесячной доплаты к пенсии - 336 тыс. руб., на выплату ежемесячной доплаты к пенсии новой льготной категории граждан - 528 тыс. рублей.
Внесены изменения в закон «О регулировании лесных отношений в Ростовской области». Они подготовлены в соответствии со статьей 75 Лесного кодекса Российской Федерации в целях установления исключительных случаев заготовки древесины на основании договора купли-продажи лесных насаждений на территории Ростовской области.
Предусмотренное законом в новой редакции установление исключительных случаев заготовки древесины на основании договора купли-продажи лесных насаждений позволит осуществлять заготовку древесины при размещении заказа на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов, осуществлять заготовку древесины для собственных нужд граждан; предотвращать последствия природных и техногенных катастроф, обеспечивать пожарную и санитарную безопасность лесов, производить заготовку древесины для удовлетворения собственных потребностей образовательных учреждений.
Внесены изменения в закон «Об областной целевой программе в области охраны окружающей среды и рационального природопользования на 2007 – 2010 годы». Данный документ подготовлен в связи с внесением изменений в закон от 02.11.2007 № 793-ЗС «Об областном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов». Законом уменьшены расходы на реализацию мероприятий целевой программы в области охраны окружающей среды и рационального природопользования в 2008 году на 30,6 млн. рублей.
Изменения объемов финансирования вызваны следующим.
В 2008 году предусмотрено увеличение расходов на финансирование мероприятий Программы за счет дополнительных поступлений из федерального бюджета 0,3 млн. рублей, в связи с тем, что комитет по охране окружающей среды и природных ресурсов Администрации области определен получателем субвенций из федерального бюджета на осуществление отдельных полномочий РФ в области охраны и использования объектов животного мира за исключением отнесенных к объектам охоты, а также водных биологических ресурсов.
Предусмотрено уменьшение объемов финансирования за счет средств областного бюджета на реализацию мероприятий Программы всего на 30,9 млн. рублей (с учетом перераспределения), из них: на поисково-оценочные работы на подземные воды для хозяйственно-питьевого водоснабжения населенных пунктов Ростовской области добавлено 9,5 млн. рублей; на берегоукрепление реки Дон в районе х. Старая Станица Константиновского района Ростовской области финансирование сокращено на 40,0 млн. рублей. Также на незначительные суммы изменено финансирование еще нескольких аналогичных мероприятий.
В первом чтении принят законопроект «О внесении изменений в областной закон «Об областной целевой программе поддержки казачьих обществ на 2007-2010 годы».
Он подготовлен в целях приведения областного законодательства в соответствие с Федеральным Законом от 01.12.2007 года № 309-ФЗ, согласно которому осуществлен переход от государственных образовательных стандартов, состоящих из трех компонентов (федеральный, региональный и компонент образовательного учреждения) к федеральным государственным образовательным стандартам, предусмотренным Конституцией Российской Федерации.
В соответствии с данным федеральным законом из Программы исключено понятие «региональный казачий компонент», а также уточнено наименование отдельных мероприятий раздела 3 «Мероприятия по развитию образования, патриотическому и нравственному воспитанию казачьей молодежи» Программы.
Также Программа приведена в соответствие с законом «Об областном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов», которым не предусматривается распределение расходов на капитальные и текущие. В связи с этим из текста Программы исключена таблица «Распределение прогнозируемых объемов финансирования программы по источникам и направлениям расходов средств» раздела «Объемы и источники финансирования Программы».
Объемы финансирования мероприятий сохраняются в прежних размерах. Общий объем средств областного бюджета на реализацию мероприятий Программы предусмотрен в размере 464,7 млн. рублей, в том числе: на 2007 год – 108,4 млн. рублей; на 2008 год – 116,5 млн. рублей; на 2009 год – 118,3 млн. рублей; на 2010 год – 121,4 млн. рублей.
Принято за основу и будет дорабатываться специально созданной рабочей группой постановление Законодательного Собрания Ростовской области «О внесении изменений в Положение о Молодежном парламенте при Законодательном Собрании Ростовской области».
В целом, необходимость внесения изменений в постановление Законодательного Собрания Ростовской области «О Положении о Молодежном парламенте при Законодательном Собрании Ростовской области» обусловлена прекращением срока полномочий Молодежного парламента при Законодательном Собрании Ростовской области третьего созыва, необходимостью активизации взаимодействия Молодежного парламента при Законодательном Собрании Ростовской области с депутатами представительных органов местного самоуправления.
Представленным проектом постановления предлагается при формировании Молодежного парламента при Законодательном Собрании Ростовской области четвертого созыва в новый состав Молодежного парламента включать депутатов представительных органов муниципальных образований, граждан, делегированных от молодежных парламентов муниципальных образований или избранных на конференциях (собраниях) молодежи, представителей региональных отделений политических партий, чьи фракции образованы в Законодательном Собрании Ростовской области четвертого созыва, а также представителя Войскового казачьего общества «Всевеликое Войско Донское». Предлагается установить, что все члены Молодежного парламента будут молодыми людьми в возрасте от 18 до 35 лет.
В целях поддержки деятельности Молодежного парламента предлагается создать координационный совет Молодежного парламента, в состав которого могут входить депутаты Законодательного Собрания Ростовской области, представители Администрации Ростовской области, областных органов исполнительной власти (по согласованию). Возраст членов координационного совета не ограничивается.
Внесены изменения в закон «О реестре государственных должностей Ростовской области и реестре должностей государственной гражданской службы Ростовской области», а также в областной закон «О денежном содержании государственных служащих Ростовской области и лиц, замещающих государственные должности Ростовской области». Данные документы приняты с целью определения статуса заместителя министра – заместителя руководителя аппарата Главы Администрации (Губернатора) области, а также определения его должностного оклада.
Принято постановление Законодательного Собрания Ростовской области «Об утверждении положения о видах поощрений Законодательного Собрания Ростовской области». Данный документ подготовлен в целях обеспечения единого подхода к регулированию вопросов награждения граждан и юридических лиц поощрениями органов государственной власти Ростовской области.
Постановлением изменена система поощрений Законодательного Собрания по сравнению с той, что существовала до настоящего времени. Взамен Почетной грамоты и Благодарности Законодательного Собрания предлагается перейти на 4-х видовую схему поощрений, аналогичную установленной в Администрации Ростовской области.
Поощрениями Законодательного Собрания станут Почетная грамота Законодательного Собрания, Благодарность Законодательного Собрания, Благодарственное письмо Законодательного Собрания, Приветственный адрес Законодательного Собрания.
Поощрениями Законодательного Собрания будут награждаться граждане Российской Федерации, юридические лица, иностранные граждане и иностранные юридические лица, внесшие значительный вклад в развитие законодательства, парламентаризма, местного самоуправления, охрану общественного порядка, охрану здоровья жителей Ростовской области, защиту прав и свобод граждан Российской Федерации, укрепление демократии, формирование и реализацию социально-экономической политики, активное участие в общественно-политическом и культурном развитии Ростовской области, укрепление межпарламентских связей, межрегионального и международного сотрудничества и развитие гуманитарных отношений, а также за добросовестный труд в органах государственной власти и органах местного самоуправления в Ростовской области.
Правом вносить представления о награждении поощрениями Законодательного Собрания наделяются субъекты права законодательной инициативы в Законодательном Собрании, комитеты Законодательного Собрания, руководителей областных государственных органов.
Награждение поощрениями Законодательного Собрания будет производиться, как правило, в следующей последовательности: Приветственный адрес Законодательного Собрания, Благодарственное письмо Законодательного Собрания, Благодарность Законодательного Собрания, Почетная грамота Законодательного Собрания.
Решение о награждении Почетной грамотой Законодательного Собрания юридического лица будет приниматься Законодательным Собранием.
Решения о награждении Почетной грамотой Законодательного Собрания гражданина, а также о награждении Благодарностью Законодательного Собрания, Благодарственным письмом Законодательного Собрания, Приветственным адресом Законодательного Собрания будут приниматься Председателем Законодательного Собрания.
Представления о награждении поощрениями Законодательного Собрания будут рассматриваться специальной рабочей группой по вопросам награждения поощрениями Законодательного Собрания, численность, персональный состав и срок полномочий которой будут определены распоряжением Законодательного Собрания.
По результатам рассмотрения представления о награждении поощрением Законодательного Собрания рабочая группа будет давать заключение, содержащее рекомендацию об удовлетворении данного представления либо об отказе в его удовлетворении.
Награждение поощрениями Законодательного Собрания предлагается производить с выплатой денежного вознаграждения за счет средств, предусмотренных на эти цели бюджетной сметой Законодательного Собрания Ростовской области. Размер денежного вознаграждения с учетом ежегодной индексации на уровень роста средней заработной платы будет ежегодно устанавливаться распоряжением Законодательного Собрания Ростовской области.
Также предусмотрено право депутатов Законодательного Собрания вручать гражданам и юридическим лицам Благодарственные письма и Приветственные адреса депутатов Законодательного Собрания.
Принятие постановления не потребует дополнительных материальных затрат, поскольку выплата денежного вознаграждения награжденным поощрениями Законодательного Собрания будет осуществляться в пределах средств, предусмотренных на эти цели бюджетной сметой Законодательного Собрания.
Принято Постановление «О внесении в порядке законодательной инициативы в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона «О внесении изменения в статью 263 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».
Данный документ подготовлен в целях устранения противоречий между указанным Федеральным законом и Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с подпунктом 39 пункта 2 статьи 263 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится только установление административной ответственности за нарушение законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.
При этом согласно пункту 6 указанной статьи органы местного самоуправления не могут наделяться указанными государственными полномочиями субъекта Российской Федерации.
Между тем в соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 22.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях к полномочиям субъектов Российской Федерации относится создание административных комиссий, иных коллегиальных органов для рассмотрения дел об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, в пределах полномочий, установленных этими законами.
Большинство субъектов Российской Федерации приняло в порядке, установленном Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» свои законы о наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по созданию административных комиссий.
Однако Пленум Верховного Суда России в постановлении от 29 ноября 2007 года №48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» разъяснил, что субъекты Российской Федерации не вправе передавать органам местного самоуправления государственные полномочия по образованию административных комиссий в целях привлечения к административной ответственности.
При этом, давая такое разъяснение, Пленум Верховного Суда Российской Федерации сослался на подпункт 39 пункта 2 статьи 263 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», в котором никакого полномочия по созданию административных комиссий нет.
Поэтому донские депутаты предлагают пункт 2 статьи 263 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» дополнить подпунктом 401, устанавливающим полномочия субъектов Российской Федерации по созданию административных комиссий, иных коллегиальных органов для рассмотрения дел об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, в пределах полномочий, установленных этими законами.
Данное дополнение позволит в соответствии с пунктом 6 статьи 263 указанного Федерального закона узаконить сложившуюся в большинстве субъектов Российской Федерации практику наделения органов местного самоуправления государственными полномочиями по созданию административных комиссий и позволит Пленуму Верховного Суда Российской Федерации изменить свою правовую позицию по этому вопросу.
Утверждено постановление «Об отзыве проекта федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Вышеупомянутый проект федерального закона был внесён в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации Постановлением Законодательного Собрания Ростовской области от 26 апреля 2006 года.
Однако, в связи с тем, что большая часть предлагавшихся донскими депутатами изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», уже внесена или планируется к внесению в составе других законопроектов, инициативу решено отозвать.
Принято постановления «О внесении в порядке законодательной инициативы в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона «Об упразднении и создании некоторых районных судов Ростовской области».
Поправки внесены в целях осуществления второго этапа упразднения малосоставных районных судов и создания на их базе районных судов более крупных по численному составу судей.
Первый этап реализуется в настоящее время в соответствии с Федеральным законом от 19 июля 2007 года № 145-ФЗ «Об упразднении и создании некоторых районных судов Ростовской области».
Проектом предлагается упразднить малосоставные суды (то есть - суды со штатной численностью 3-4 судьи) и создать районные суды более крупные по численному составу судей. Фактически предлагается объединить малосоставные суды либо присоединить их к более крупным судам.
С «объединением» малосоставных судов одновременно «объединяются» небольшие по территории и по численности населения судебные районы.
Таким образом, Зверевский городской суд и Красносулинский городской суд будут теперь объединены в Красносулинский районный суд, Кагальницкий районный суд войдёт в состав Зерноградского районного суда, Каменский городской суд войдёт в состав Каменского районного суда, Константиновский районный суд войдёт в состав Усть-Донецского районного суда, Целинский районный суд войдёт в состав Егорлыкского районного суда,
Дислокацию районных судов и мировых судей предполагается оставить прежней. Например, дислокация Зерноградского районного суда (который объединяет действующие в настоящее время Зерноградский и Кагальницкий районные суды) будет следующей. Председатель суда, основная часть судей и общая канцелярия будут находиться в Зерноградском районе, а в Кагальницком районе будет находиться судебный состав Зерноградского районного суда. В случае отсутствия в одном из этих районов возможности рассмотрения судебного дела коллегиальным составом (из трех судей) в этот район будет направлен судья из соседнего района.
Аналогичным образом будет осуществляться взаимозаменяемость мировых судей.
Наличие же малосоставных районных судов, а также судебных районов с небольшой численностью населения, где установлена одна должность мирового судьи, создает препятствия к реализации права гражданина на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которого оно отнесено законом (статья 47 Конституции РФ).
В случаях необходимости рассмотрения в районном суде уголовного дела в составе трех судей, когда по тем или иным причинам один или двое судей не могут принимать участие в рассмотрении дела, оно направляется в другой суд, а гражданин лишается конституционного права «на свой суд».
В судебных районах с небольшой численностью населения, где установлена одна должность мирового судьи, в случаях временного отсутствия мирового судьи исполнение его обязанностей возлагается на мирового судью другого района, что также ограничивает право граждан «на свой суд». Кроме того, при передаче дел на рассмотрение мирового судьи другого района существенно ограничивается право граждан на доступ к правосудию (статья 46 Конституции РФ).
Приближение суда к населению, которое было обеспечено введением института мирового судьи, в данных случаях полностью утрачивается. И даже напротив, суд удаляется от гражданина.
Предложенное проектом «объединение» малосоставных районных судов и небольших по численности населения судебных районов (и последующее на основании этого перераспределение штатной численности судей) позволит устранить существующую неравномерность распределения нагрузки на судей районных судов и на мировых судей.
В настоящее время перераспределить должности судей (как федеральных, так и мировых), с целью установления равномерной их нагрузки, не представляется возможным. В районном суде количество должностей судей не может быть менее трех (в виду необходимости обеспечения рассмотрения дел составом из трех судей). Должности мировых судей устанавливается в зависимости от численности населения в районе, что также ограничивает возможности их перераспределения.
Создание более крупных по своему составу районных судов также позволит ввести специализацию судей по рассмотрению отдельных категорий дел. В суде, в котором работают 3 судьи, невозможно ввести специализацию даже по рассмотрению уголовных и гражданских дел, не говоря уже о введении более узкой специализации (например, по рассмотрению уголовных дел в отношении несовершеннолетних, что рекомендовано Постановлением Пленума Верховного Суда РФ).
Говоря о специализации судей, следует отметить, что её введение является одним из самых эффективных направлений по совершенствованию правосудия. При реализации предложений по укрупнению районных судов можно было бы ввести специализацию судей по рассмотрению административных дел; дел, вытекающих из трудовых и социальных правоотношений; по рассмотрению уголовных и гражданских дел в апелляционном порядке и т.д.
В случае принятия соответствующего федерального закона штатную численность судей районных судов и мировых судей можно будет перераспределять с целью обеспечения их равномерной нагрузки.
Предлагаемый донскими депутатами проект федерального закона не требует отмены, изменения или дополнения действующих федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Правовой основой проекта является положение части второй статьи 21 Закона РСФСР «О судоустройстве РСФСР», согласно которого районный суд может быть создан в судебном районе, территория которого охватывает имеющие общие (смежные) границы территории нескольких районов или иных соответствующих им административно-территориальных единиц субъекта Российской Федерации.
Депутаты приняли постановление «О внесении в порядке законодательной инициативы в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона «О признании утратившим силу пункта 4 статьи 4 Федерального закона «О мировых судьях в Российской Федерации».
Данным документом предлагается предоставить субъектам Российской Федерации право самим устанавливать порядок образования судебных участков мировых судей и определять критерии, которыми при этом следует руководствоваться.
По действующему законодательству (пункт 4 статьи 4 Федерального закона «О мировых судьях в Российской Федерации») в настоящее время судебные участки создаются из расчета численности населения на одном участке от 15 до 23 тысяч человек, в административно-территориальных образованиях с численностью населения менее 15 тысяч человек создается один судебный участок.
Законопроектом предлагается исключить данное положение. Это необходимо сделать потому что содержащееся в пункте 4 статьи 4 Федерального закона «О мировых судьях в Российской Федерации» положение не позволяет распределять предоставленное субъекту Российской Федерации общее количество мировых судей в соответствии с потребностями, обусловленными реальной служебной нагрузкой, и необходимостью обеспечения равной доступности правосудия для граждан.
Данные недостатки действующего законодательства, имеющие общий характер, можно проиллюстрировать на примере одного из субъектов Российской Федерации – Ростовской области.
Общее количество мировых судей Ростовской области, установленное Федеральным законом «Об общем числе мировых судей и количестве судебных участков в субъектах Российской Федерации», распределено по судебным участкам, образованным с учетом указанных выше требований относительно численности населения.
Практика деятельности мировых судей Ростовской области показывает, что сейчас существует значительная диспропорция в служебной нагрузке мировых судей, работающих в городах и сельских районах, а также в городах – в центральных районах и в так называемых «спальных районах». В первом случае диспропорция достигает соотношения 1 к 6,6, а во втором - соотношения 1 к 3,5.
Существующий критерий – численность населения на территории судебного участка, совершенно не учитывает особенности расположения организаций, учреждений и предприятий, в сфере деятельности которых возникают вопросы, требующие судебного разрешения. Вместе с тем данное обстоятельство также влечет существенную диспропорцию в служебной нагрузке мировых судей.
Так, например, в Ростовской области имеются судебные участки, в которые в 2007 году поступило по 4,5 - 6 тысяч гражданских дел. Служебная нагрузка мирового судьи в таких судебных участках значительно превышает нагрузку мировых судей сельских районов (диспропорция достигает соотношения 1 к 64).
Требование Федерального закона «О мировых судьях в Российской Федерации» о недопустимости образования судебного участка с численностью населения, превышающей 23 тысячи человек, влечёт необходимость образования судебных участков и должностей мировых судей вопреки существующей служебной нагрузке.
Так, например, в Ростовской области имеются 5 районов с численностью населения от 23,1 до 26,5 тысяч человек. В данных районах, в соответствии с Законом, образовано по два судебных участка и по две должности мировых судей. В 2007 году 10 мировым судьям указанных районов поступило 4224 гражданских дела. В отдельных судебных участках это – годовая норма одного мирового судьи.
Судебные районы отличаются по категориям уголовных и гражданских дел, рассматриваемых мировыми судьями, что обусловлено спецификой тех правовых отношений, которые характерны для того или иного района.
Данное обстоятельство имеет существенное значение для изменения объема выполняемых мировыми судьями работ в случаях изменения подсудности уголовных и гражданских дел мировым судьям.
Кроме того, действующий порядок образования судебных участков и должностей мировых судей совершенно не учитывает проблемы, возникающие при замене временно отсутствующего мирового судьи в тех случаях, когда исполнение его обязанностей возлагается на мирового судью близлежащего района.
Во многих субъектах Российской Федерации имеются определенные проблемы при переезде граждан (или мировых судей) из одного района в другой (например, в таких крупных по территории субъектах, как Красноярский край). В таких субъектах в случаях временного отсутствия мирового судьи в районе фактически ограничивается конституционное право граждан на доступность к правосудию.
При исключении пункта 4 статьи 4 Федерального закона «О мировых судьях в Российской Федерации» субъекты Российской Федерации сами (на основании пункта 3 статьи 4 данного Закона) смогут устанавливать порядок образования судебных участков и должностей мировых судей с учетом своих региональных особенностей.
Законами субъектов Российской Федерации можно было бы скорректировать положение о численности населения, установить второй критерий для образования судебных участков и должностей мировых судей - количество рассматриваемых в административно-территориальных образованиях гражданских, уголовных дел и дел об административных правонарушениях.
Устранение имеющейся диспропорции в служебной нагрузке мировых судей обеспечит более эффективную работу института мировых судей и создаст равные условия для граждан, обращающихся в суд.
Принято постановление «О внесении изменения в постановление Законодательного Собрания Ростовской области «О плане работы Контрольно-счетной палаты Ростовской области на 2008 год».
Внесённой поправкой раздел 1.5 «Тематические проверки» плана работы Контрольно-счетной палаты Ростовской области на 2008 год дополнен контрольным мероприятием «Проверка целевого использования средств областного бюджета, выделенных в 2005-2008 годах на приобретение коммунальной техники, и эффективности её использования».
Необходимость такого дополнения связана с актуальностью и социальной значимостью данной тематики, а также с результатами анализа проверок прошлых лет по типичным нарушениям.
Дополнительных расходов средств областного бюджета внесение изменения в постановление Законодательного Собрания Ростовской области «О плане работы Контрольно-счетной палаты Ростовской области на 2008 год» не влечёт.