18.06.2008
18 июня 2008 года состоялось заседание комитета Законодательного Собрания Ростовской области по социальной политике, труду, здравоохранению и спорту (председатель – Владимир Дмитриевич КАТАЛЬНИКОВ) по вопросам повестки дня четвёртой сессии Донского парламента четвертого созыва. На заседании комитета были рассмотрены 4 вопроса, в том числе проект постановления Законодательного Собрания “Об Обращении Законодательного Собрания Ростовской области “К Председателю Верховного Суда Российской Федерации В.М.Лебедеву “О необходимости разрешения ситуации, сложившейся в сфере социальной поддержки граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС“.
Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 “О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС“ гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, гарантируется возмещение причиненного вследствие катастрофы вреда, а также предоставление комплекса мер социальной поддержки.
Одной из форм возмещения вреда является выплата ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью.
Однако в связи с тем, что Федеральными законами от 12 февраля 2001 года № 5-ФЗ и от 26 апреля 2004 года № 31-ФЗ в Закон (в части, касающейся определения размера и порядка индексации ежемесячных денежных компенсаций в возмещение вреда здоровью) были внесены изменения, которые явились предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации (Постановление от 19 июля 2002 года № 11-П, Определение от 4 октября 2005 года № 364-О) и Пленума Верховного Суда Российской Федерации (Постановление от 14 декабря 2000 года № 35), на практике возникли разные подходы в применении порядка индексации указанных выплат.
В настоящее время органы социальной защиты населения исчисляют размеры сумм возмещения вреда в отношении тех граждан, которые не обращались в суд, руководствуясь Законом и применяя механизм индексации исходя из уровня инфляции. Суды же при рассмотрении соответствующих дел учитывают правовую позицию Конституционного Суда РФ и Верховного Суда РФ и в большинстве случаев применяют наиболее выгодный для получателей механизм индексации с учетом минимального размера оплаты труда и роста прожиточного минимума по субъектам Российской Федерации.
Данные обстоятельства привели к массовому обращению граждан в суд и возникновению очень существенной задолженности по выплате денежных средств, гарантированных по закону пострадавшим гражданам.
С 2005 года по настоящее время в Ростовской области по искам граждан, пострадавших от воздействия радиации, судами было принято свыше 6 тысяч решений о взыскании с органов социальной защиты населения ежемесячных денежных компенсаций в возмещение вреда на общую сумму 653,8 млн. рублей, из которых 9 млн. рублей составляет задолженность по уплате государственной пошлины.
При этом обязательства по возмещению вреда и предоставлению мер социальной поддержки гражданам, подвергшимся радиационному воздействию, являются расходными обязательствами Российской Федерации. Ни субъектам Российской Федерации, ни органам местного самоуправления указанные полномочия Российской Федерации в установленном порядке не переданы.
Однако, несмотря на это и в нарушение принципа разграничения полномочий между различными уровнями публичной власти в самом законе, а также принятых в его развитие постановлениях Правительства Российской Федерации обязанности по организационному обеспечению полномочий (приему необходимых документов, принятию решений о выплате ежемесячных денежных компенсаций в возмещение вреда, а также определению их размера) возложены на органы социальной защиты населения, которые не относятся к числу территориальных органов федеральных органов государственной власти.
В Ростовской области органы социальной защиты населения созданы в городских округах и муниципальных районах. В соответствии с областными законами органы социальной защиты населения наделены отдельными государственными полномочиями Ростовской области по предоставлению мер социальной поддержки “региональным льготникам“.
На основании положений закона Пленум Верховного Суда обязал суды при рассмотрении дел о возмещении причиненного здоровью вреда привлекать в качестве представителей надлежащего ответчика (то есть Российской Федерации) органы социальной защиты населения или иные государственные органы, производящие выплату ежемесячной денежной компенсации, уполномоченные согласно части 3 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации выступать от имени казны Российской Федерации по обязательствам, вытекающим из причинения вреда жизни и здоровью в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС.
На практике в качестве представителей ответчика по данной категории дел суды привлекают только органы социальной защиты населения и обязывают их выплачивать гражданам соответствующие денежные компенсации за счёт средств федерального бюджета.
Поскольку органы социальной защиты населения не получают на эти цели средств из федерального бюджета, это приводит к абсолютной невозможности исполнения судебных решений.
Определенный в главе 241 Бюджетного кодекса Российской Федерации порядок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации не предусматривает возможности исполнения судебных актов об обращении взыскания на средства бюджета одного уровня бюджетной системы (в рассматриваемом случае – федерального бюджета) по денежным обязательствам бюджетных учреждений другого уровня бюджетной системы (органов социальной защиты населения).
В Ростовской области органы федерального казначейства ввиду образовавшейся задолженности по неисполненным судебным решениям 14 раз приостанавливали операции по счетам органов социальной защиты населения, в том числе операции по расходованию средств областного бюджета на предоставление мер социальной поддержки тем категориям граждан, социальная поддержка которых должна осуществляться за счет средств областного бюджета.
В результате органы социальной защиты населения не имели возможности своевременно выплачивать гарантированные законом компенсации “региональным льготникам“ (социальные пособия малоимущим гражданам, детские пособия, адресные жилищные субсидии и др.).
Между тем количество “региональных льготников“ в Ростовской области более чем в 100 раз превышает количество лиц, получающих социальную поддержку в качестве пострадавших от воздействия радиации на Чернобыльской АЭС.
Такое положение привело к резкому росту социальной напряженности среди лиц, пострадавших вследствие чернобыльской катастрофы, и среди «региональных льготников».
Кроме того, органы социальной защиты были лишены возможности выплачивать заработную плату своим сотрудникам.
В результате приостановления операций по счетам органов социальной защиты населения пострадало более 500 тысяч жителей Ростовской области, в том числе “региональных льготников“ и работников органов социальной защиты населения. При этом в указанное число не включены члены семей пострадавших граждан, которые находятся на их иждивении.
Развитие данной ситуации в Ростовской области было предотвращено только после обращения Главы Администрации (Губернатора) области В.Ф. Чуба в адрес Президента Российской Федерации В.В. Путина в июне 2007 года.
Выполняя поручение главы государства, соответствующие федеральные органы исполнительной власти, являющиеся распорядителями соответствующих средств федерального бюджета, осуществили выплату задолженности гражданам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы.
Таким образом, проблема выплаты гражданам задолженности по денежным компенсациям в 2007 году была решена не с использованием правового механизма, а путем административного воздействия на федеральные органы исполнительной власти.
Однако на уровне федерального законодательства до сих пор не выработан такой порядок предоставления мер социальной поддержки граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, который позволил бы не допустить возникновения аналогичных ситуаций в будущем.
В связи с этим в Ростовской области в 2008 году складывается ситуация, аналогичная предыдущим годам. По состоянию на 1 мая 2008 года задолженность по выплатам гражданам на основании решений суда уже составляет 41,8 млн. рублей.
Кроме того, учитывая, что надлежащим ответчиком по данной категории дел является Российская Федерация, а органы социальной защиты населения фактически выполняют функции представительства, государственная пошлина должна уплачиваться за счет средств федерального бюджета.
Однако суды, при удовлетворении исковых требований граждан, в силу статей 33317 и 33336 Налогового кодекса Российской Федерации возлагают обязанность по уплате государственной пошлины на органы социальной защиты населения.
Поскольку органы социальной защиты населения не являются получателями средств федерального бюджета, а муниципальные образования в Ростовской области в большинстве своем являются дотационными, у органов социальной защиты населения отсутствует возможность произвести уплату государственной пошлины за счет средств местных бюджетов.
В настоящее время задолженность органов социальной защиты населения по уплате государственной пошлины составляет 5,7 млн. рублей.
В связи с постоянным ростом задолженности органами федерального казначейства в 2008 году вновь приостанавливаются операции по расходованию органами социальной защиты населения средств областного бюджета на предоставление мер социальной поддержки “региональным льготникам“. Такая ситуация грубо нарушает права граждан, нуждающихся в особой поддержке со стороны государства.
“С целью недопущения возникновения ситуаций, при которых органы социальной защиты населения не могут надлежащим образом реализовывать свои полномочия, и создания системы эффективной защиты прав граждан, пострадавших вследствие чернобыльской катастрофы, просим Вас:
рассмотреть вопрос о внесении изменений в пункт 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14 декабря 2000 года № 35, установив, что по делам о возмещении вреда здоровью, причиненного гражданам вследствие чернобыльской катастрофы, представителями Российской Федерации органы социальной защиты населения выступают только в части назначения и определения размера ежемесячной денежной компенсации, а соответствующие федеральные государственные органы, производящие выплату ежемесячной денежной компенсации, – в части исполнения обязательства по выплате денежной компенсации и государственной пошлины;
обобщить судебную практику по вопросам социальной защиты граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС;
направить результаты обобщения судебной практики Президенту Российской Федерации, Председателю Правительства Российской Федерации, а также в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации для решения вопроса о внесении необходимых изменений в акты федерального законодательства, регулирующие вопросы социальной защиты граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
В связи с особой социальной значимостью данной проблемы просим Вас сообщить о принятых Вами решениях“, - говорится, в частности, в обращении донских депутатов.
Депутаты рекомендовали вынести данный документ на заседание Законодательного Собрания области, которое намечено на 24 июня 2008 года.